Дело № 33-284/2023 (№2-279/2021)
Судья Старкова Е.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Варовой Л.Н., судей Смирновой М.А., Мехоношиной Д.В. при секретаре Калмыковой А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 21 февраля 2023 года дело по иску Манаширова Феликса Эдуардовича, Бирюковой Анастасии Васильевны, Смирновой Анастасии Николаевны к Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов ГУРШ в лице Кизеловского филиала, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанности устранить негативное воздействие на окружающую среду,
по апелляционным жалобам Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Свердловского районного суда г. Перми 16 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителей истцов Максимова Г.Г., Боталова Д.С, представителя ответчика Минэнерго России Каморникова А.А., представителя ответчика Минприроды России Новицкой Н.А., представителя ответчика ФГБУ «ГУРШ» Веселовой Е.В., представителя межрайонной природоохранной прокуратуры Моисеевских Л.А., представителя третьего лица Правительства Пермского края Лысковца М.М., представителей третьего лица Минприроды Пермского края Дворянских О.А., Шамбуровой А.В., представителя Роспотребнадзора по Пермскому краю Меркушевой Е.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Манаширов Ф.Э., Бирюкова А.В., Смирнова А.Н. обратились в суд с иском к Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» в лице Кизеловского филиала, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, просили возложить на Министерство энергетики Российской Федерации и Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» обязанность в срок до 01 января 2025 года за счет средств федерального бюджета организовать реализацию следующих мероприятий:
- проведение обследования территорий Кизеловского угольного бассейна, на которых располагаются изливы кислых шахтных вод (далее - обследование), по итогам обследования организовать подготовку технических заданий на разработку проектно-сметной и (или) технической документации на выполнение работ, направленных на исключение негативного воздействия изливов на окружающую среду;
- актуализацию имеющейся проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, финансирование и организация строительства очистных сооружений применительно к следующим объектам на территории Кизеловского угольного бассейна: шахта 40 лет ВЛКСМ (излив из шурфа 58 и 2-бис, пос. Центр. Коспашский); шахта им. Ленина (излив из наклонного ствола № 8, г. Кизел);
- разработку проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений, финансирование и организацию строительства очистных сооружений применительно к следующим объектам на территории Кизеловского угольного бассейна: 1) им. 40 лет Октября (скважина (1) (13-гн), скважина (2) (1751), шурф 56-62 (60), шурф 17, штольня); 2) Шумихинская (скважина 634); 3) Нагорная (наклонный ствол); 4) им. Крупской (трубный ходок); 5) Усьва-3 (штольня); 6) им. 1 мая (штольня); 7) им. Калинина (штольня); 8) Таежная (северная штольня); 9) Коспашская (шурф 2-бис); 10) Белый спой (шурф 63); 11) им. Володарского (штольня); 12) им. Чкалова (штольня Каменка, штольня Клавдинская).
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обязанности:
- в срок до 01 января 2025 года организовать за счет средств федерального бюджета ликвидацию, включенных в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Кизеловского угольного бассейна, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда, согласование и утверждение такого проекта, проведение работ по ликвидации накопленного вреда, осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда по следующим объектам накопленного вреда окружающей среде на территории Кизеловского угольного бассейна: 1) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (главный и вспомогательный ствол шахты им. Ленина); 2) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (трубный ходок шахты им. Крупской); 3) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина (1) 13-гн шахты им. 40 лет Октября); 4) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурфы № 56-62 шахты им, 40 лет Октября); 5) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. 1 Мая); 6) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. Калинина); 7) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 2-бис шахты Коспашская); 8) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (наклонный ствол шахты Нагорная); 9) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня Каменка шахты им. Чкалова); 10) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. 40 лет Октября); 11) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (северная штольня шахты Таёжная); 12) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина (2) 1751 шахты им. 40 лет Октября); 13) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня Клавдинская шахты им. Чкалова); 14) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 63 шахты Белый Спой); 15) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты Усьва-3); 16) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. Володарского); 17) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина 634 шахты Шумихинская); 18) отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 17 шахты им. 40 лет Октября) (Пермский край);
- в срок до 1 января 2029 года организовать за счет средств федерального бюджета проведение мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, включающих очистку русел рек от загрязненных донных отложений, восстановление нарушенных экосистем, зарыбление, на реках: Большой Кизел; Восточный Кизел; Полуденный Кизел; Верхний Кизел; Северная Вильва; Большая Гремячая; Южная Вильва; Косьва; Усьва.
В обоснование исковых требований указано, что начиная с 1796 г. на территории Кизеловского угольного бассейна велась открытая и подземная разработка угольных месторождений. Общее количество открытых и закрытых шахт к 2000 году составляло более 40. В период с 1993 года по 2001 год в шахтах прекратилась добыча угля. Предприятия-разработчики шахт ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта «Шумихинская» были ликвидированы. Мероприятия по консервации шахт, а также мероприятия, направленные на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду в результате прекращения эксплуатации шахт, не проводились. Отсутствие мероприятий по надлежащей консервации ликвидированных объектов привело к постепенному заполнению брошенных шахт талыми и дождевыми водами, которые постепенно обогащались вредными химическими элементами, последующему формированию кислых изливов и загрязнению ими рек на территории Кизеловского угольного бассейна. Загрязненные водные объекты находятся на территории Кизеловского городского округа, Гремячинского городского округа, Чусовского городского округа, Губахинского городского округа. Природоохранные мероприятия не ведутся. Водные объекты являются безжизненными и опасными для здоровья людей. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышена. Вместо обычных рек течет слабая серная кислота. Земля в пределах шахт выжжена. Продолжающееся загрязнение водных объектов кислыми изливами способно привести к экологической катастрофе из-за риска попадания вредных веществ в реку Кама.
Решением Свердловского районного суда г. Перми 16 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик Министерство энергетики Российской Федерации просит решение отменить по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права. Апеллянт указывает, что суд должен был рассматривать дело по правилам административного судопроизводства в соответствии с КАС РФ, так как исковые требования заявлены в связи с невыполнением органом государственной власти мероприятий, направленных на ограничение негативного воздействия на окружающую среду, с возложением на Минэнерго РФ обязанности по осуществлению определенных мероприятий. Решение подлежит отмене в связи с нарушением правил судопроизводства. Имеется вступившее в законную силу решение суда от 26.02.2013 года, которым судом на Правительство Пермского края и Министерство природных ресурсов Пермского края возложена обязанность по принятию мер по охране водных объектов путем предотвращения их загрязнения изливающимися шахтными водами Кизеловского угольного бассейна и ликвидации последствий, в удовлетворении исковых требований к Минэнерго РФ отказано. По настоящему делу предмет спора аналогичен предмету рассмотренного дела № 2-113/2013. Суд переложил полномочия по исполнению решения Ленинского районного суда г. Перми на Минэнерго РФ и Минприроды РФ. Вопрос исполнения данного решения судом не исследовался. Судом не исследовалось и не принято во внимание, что изливы шахтных вод являются водными объектами, функции по охране которых не относятся к полномочиям Минэнерго России. Мероприятия по охране водных объектов, предотвращение их загрязнения должен осуществлять собственник водных объектов. В силу пунктов 2,3 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, полностью расположенных н территории субъектов Российской Федерации. Также в силу положений ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов РФ осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Судом установлено, что в отношении водных объектов Кизеловского городского округа, Гремячинского городского округа, Чусовского городского округа, Губахинского городского округа необходимо принятие мер по охране путем предотвращения их загрязнения изливающимися шахтными водами угольного бассейна. Исходя из норм Водного кодекса РФ и Федерального закона № 68-ФЗ поскольку зонами чрезвычайных ситуаций могут быть признаны водные объекты, в которых в результате техногенных явлений происходят изменения, то финансирование мероприятий по охране водных объектов путем предотвращения их загрязнения шахтными водами осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. В Перечне постановления Правительства № 840 отсутствует такое мероприятие как охрана водных объектов, источником загрязнения которых являются шахтные изливы. Судом не дана оценка действиям Минэнерго РФ в рамках проведения мероприятий, предусмотренных Перечнем № 840. Проектами ликвидации особо убыточных шахт Пермского края было предусмотрено строительство четырех шахт, разработана проектная документация. Учитывая высокую стоимость строительства комплексов очистных сооружений и эксплуатационных расходов для Кизеловского угольного бассейна, отсутствия решения по промышленному использованию осадка, было предложено рассмотреть иные методы очистки вод, направленные на снижение указанных затрат. Правительству Пермского края было предложено обеспечить корректировку проектной и рабочей документации на строительство очистных сооружений. Данная работа не доведена до конца, фактически строительство очистных сооружений на территории Кизеловского угольного бассейна остановлено Правительством Пермского края по причине чрезвычайно высоких эксплуатационных расходов. Минэнерго РФ в силу проведенной реструктуризации государственных органов не является органом, в распоряжении которого могут находиться акты о ликвидации шахт. Данную проблему возможно решить только посредством межведомственного взаимодействия, которое должно обеспечиваться также участием представителей Пермского края, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Для выбора более эффективного и экономически обоснованного способа устранения экологических последствий необходимо, по мнению апеллянта, провести мониторинг и актуализацию существующих на территории Кизеловского угольного бассейна изливов шахтных вод. Обязанность по предотвращению загрязнений водных объектов и их ликвидация возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что следует из Правил охраны поверхностных водных объектов № 1391. Ссылка суда на положения Федерального закона № 81-ФЗ и постановление № 840 является нарушением материального права, т.к. с момента включения в ГРОНВОС объектов накопленного вреда в виде изливов кислых вод, суду следовало руководствоваться правоотношениями в части ликвидации ОНВОС. Предоставление денежных средств субъекту РФ из федерального бюджета возможно в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды» (федеральный проект «Чистая страна»). Минэнерго России не является федеральным органом исполнительной власти, принимающим меры по реализации мероприятий государственной программы.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство природных ресурсов РФ просит решение суда отменить по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права. Судом указано, что обязанности собственника водных объектов подлежат реализации Минприроды России, при этом судом не устанавливалось какой государственный орган осуществляет полномочия собственника находящихся в федеральной собственности водных объектов, в каком порядке выделяются из федерального бюджета денежные средства бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, является Федеральное агентство водных ресурсов. Минприроды России не осуществляет доведение субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 Водного кодекса РФ. Субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных средств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год. Уполномоченный орган государственной власти Пермского края не обращался в установленном порядке за получением субвенций их федерального бюджета в целях выполнения мероприятий по охране водных объектов, т.е. Минприроды РФ не наделено полномочиями по выделению субвенций из федерального бюджета. Судом фактически пересмотрено решение Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2013г. Возлагая на Минприроды РФ обязанность в срок до 01.01.2025 года организовать за счет средств федерального бюджета ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде Кизеловского угольного бассейна, суд не учел, что не все 18 объектов НВОС расположены на землях, отнесенных к федеральной собственности, истцами соответствующие доказательства не представлены. Суд не учел, что только при совокупности критериев, указанных в статьях 1 и 80.1 Федерального закона № 7-ФЗ, территория и акватория могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде. По сути изливы шахтных вод представляют собой природное явление и не являются объектами накопленного вреда окружающей среде. Возлагая обязанность на Минприроды России по ликвидации 18 объектов НВОС до 01.01.2025г., суд не учел, что данные мероприятия проводятся в соответствии с положениями Федерального закона № 7-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 542. Согласно представленному в материалы дела письму ФГУП «УралНИИ «Экология» от 17.08.2022г. последовательность выполнения работ по ликвидации или консервации опасного производственного объекта укрупненно включает подготовительный план продолжительностью от 1.5 до 3 лет; а также ликвидации или консервации опасного объекта – от 5 до 25 лет; создание комплексной системы мониторинга за ликвидированным или законсервированным объектом. Установленный судом срок не соответствует требованиям законодательства в области промышленной и экологической безопасности при производстве работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов. Также не учтено, что начало работ по ликвидации объектов НВОС возможно только после проведения комплекса мероприятий по ликвидации последствий ведения горных работ (ликвидации формирования изливов кислых шахтных вод), именно реализация строительства очистных сооружений направлена на ликвидацию изливов.
В возражениях на апелляционные жалобы истцы, Пермская природоохранная межрайонная прокуратура, Правительство Пермского края, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), Федеральное агентство по недропользованию, полагают решение суда законным, в удовлетворении апелляционных жалоб просили отказать.
В суде апелляционной инстанции представители ответчиков Минэнерго России Каморников А.А., Минприроды России Новицкая Н.А. на доводах апелляционных жалоб настаивали.
Представитель ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» в лице Кизеловского филиала Веселова Е.В. доводы апелляционных жалоб поддерживает.
Представители третьих лиц полагают решение суда законным, в удовлетворении апелляционных жалоб просили отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что данные лица были надлежащим образом извещены о дате времени и месте рассмотрения дела, в силу ч. 2 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена заблаговременно на интернет-сайте Пермского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2004 № 840, суд первой инстанции исходил из того, что загрязнение водных объектов, расположенных на территории Пермского края, происходит в связи с изливами кислых вод из горных выработок в виде подземных и открытых шахт, ликвидированных в 90-х - 2000 годах на территории Кизеловского угольного бассейна; предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышает допустимую норму; субвенции из федерального бюджета Пермскому краю на реализацию государственных полномочий по осуществлению мер, связанных с охраной водных объектов или их частей, не представляются по причине отсутствия мероприятий по ликвидации их источника загрязнения; ликвидация источника загрязнения окружающей среды связана с мероприятиями по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ, которые Минэнерго России надлежащим образом не выполнены; для предотвращения дальнейшего загрязнения водных объектов на ликвидированных шахтах Кизеловского угольного бассейна требуется проведение ряда мероприятий, финансируемых за счет федерального бюджета; мероприятия по реструктуризации угольной промышленности должны проводиться ФГБУ «ГУРШ» с финансовым обеспечением, осуществляемым Минэнерго России как главного распорядителя и получателя сред средств федерального бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование и охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорные объекты представляют собой территории с изливами шахтных вод на поверхности земли из штольн, шурфов, скважин, наклонных стволов, трубных ходков ликвидированных шахт Кизеловского угольного бассейна.
В период с 1993 года по 2001 год в шахтах Кизеловского угольного бассейна прекратилась добыча угля. Предприятия-разработчики шахт ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта «Шумихинская» ликвидированы.
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» шахты относятся к потенциально опасным объектам угольной промышленности. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся консервация и ликвидация опасного производственного объекта (часть 1 статьи 6 Федерального закона).
В соответствии со статьей 26 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» при ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недр, данные объекты угольной промышленности должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. Ликвидация и консервация объектов угольной промышленности считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 настоящего Закона.
Согласно статье 1 Федерального закона N 81-ФЗ от 20.06.1996 года «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» реструктуризация угольной промышленности включает в себя комплекс мероприятий, в том числе ликвидацию последствий ведения горных работ - работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель и ликвидации иных, в том числе экологических, последствий ведения горных работ.
Согласно пунктам 2,3 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ от 20.06.1996 года финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, выполняет Министерство энергетики Российской Федерации (пункты 4.3, 4.3.5, 4.11 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400: абзацы 2,3 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.09.2008 N 99).
В целях повышения эффективности государственного управления угольной промышленностью создано Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ», на которое возложены функции по реализация мероприятий по реструктуризации угольной промышленности: подготовка предложений по техническим работам по ликвидации организаций угольной промышленности: по ликвидации последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ), по мониторингу экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов; подготовка предложений по разработке (корректировке) и экспертизе проектов ликвидации организаций угольной промышленности; подготовка заключений по техническим проектам ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений (Приказ Минэнерго России от 08.07.2021 N 559).
Финансовое обеспечение деятельности федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» (ФГБУ «ГУРШ») по предоставлению услуг, связанных с реструктуризацией угольной промышленности, осуществляется на основании утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) указанными учреждениями (пункт 6 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности).
Согласно Уставу Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» целью деятельности учреждения является выполнение работ, необходимых для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минэнерго России по выполнению мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Правительством РФ N 840 от 24.12.2004 года утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, которым перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включены мероприятия по ликвидации организаций угольной промышленности - технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности: ликвидация последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель, ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ); обеспечение деятельности государственных учреждений, обеспечивающих оказание государственных услуг (выполнение работ), связанных с реструктуризацией угольной промышленности (подпункт «а» пункта 1 Перечня).
Из материалов дела следует, что проекты и технические обоснования ликвидации шахт Кизеловского угольного бассейна Пермского края разработаны и утверждены Минэнерго России. Мероприятия по ликвидации неперспективных убыточных организаций ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта Шумихинская» осуществлялось в соответствии с утвержденной проектной документацией в рамках объединенного проекта ликвидации ОАО «Кизелуголь» и проекта ликвидации ОАО «Шахта Шумихинская». Приказом Минэнерго России № 246 от 08.06.2009г. утвержден скорректированный проект ликвидации ОАО «Шахта Шумихинская», которым определены мероприятия и стоимость работ и затрат по ликвидации организации, в том числе разделом «Рекультивация использованных земель, ликвидация экологических и иных последствий ведения горных работ» предусмотрены рекультивация нарушенных земель, установка приготовления известкой суспензии для обработки отвалов, мероприятия по оздоровлению шламоотстойника р. Шумиха, строительство очистных сооружений дождевых стоков промплощадки шахты, устройство гидронаблюдательных скважин, под указанные мероприятия запланированы денежные средства. Приказом Минэнерго России № 84 от 01.03.2010г. утвержден скорректированный объединенный проект ликвидации особо убыточных шахт ОАО «Кизелуголь», которым также определены мероприятия, стоимость работ и затрат по ликвидации организации, в том числе разделом «Рекультивация использованных земель, ликвидация экологических и иных последствий ведения горных работ» по каждой шахте предусмотрены отдельные мероприятия. Проектом предусмотрено, что на шахте им. Ленина в перечень мероприятий включены опытно-промышленная установка по очистке шахтной воды и утилизации осадка; шахта Северная – отвод кислых шахтных вод участок Владимирский; шахта им. 40 лет ВЛКСМ – групповые очистные сооружения № 1 и № 2 кислых шахтных вод; шахта Центральная – промышленная установка очистки шахтных вод и утилизации осадка, опытно-промышленная установка по очистке шахтных вод и утилизации осадка; шахта Таежная – комплекс очистных сооружений шахтных вод шахт «Гремячинская», «Западная», «Таежная»; шахта им. 40 лет Октября – строительство водоотводной траншеи из шурфа № 17, под указанные мероприятия запланированы денежные средства (том 7 л.д. 140-201).
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ликвидация шахт Кизеловского угольного бассейна не завершена надлежащим образом, проведение Минэнерго России ряда мероприятий, в том числе ликвидация горных выработок, снос зданий и сооружений на промышленных площадках шахт, рекультивация части земельных участков, нарушенных горными работами, проведение мероприятий от подтопления земной поверхности, проведение противопожарных мероприятий и мониторинга экологических последствий, являющихся лишь частью мероприятий по ликвидации шахт, не обеспечило безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды. Относимых и допустимых доказательств, подтверждающих достаточность проведения вышеуказанных мероприятий для предотвращения экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах Кизеловского угольного бассейна, ответчиком Минэнерго России суду не представлено. С 2014 года работы по консервации объектов угольной промышленности Минэнерго России прекращены, работы по ликвидации шахт Кизеловского угольного бассейна уполномоченными органами не приняты, соответствующий акт о приемке ликвидированных шахт отсутствует.
В подтверждение выполнения постановления Правительства № 840 Минэнерго России представлены: государственные контракты с ООО «ШахтаСтрой» от 01.10.2014г. о выполнении работ по реализации скорректированной проектной и рабочей документации по объекту «Рекультивация нарушенных земель» ОАО «Кизелуголь» (шахта Нагорная? шахта Шумихинская, шахта «Западная»); с ООО «ЭкопромОйл» от 30.09.2013г. о реализации проектной и рабочей документации по объектам «Групповые очистные сооружения № 1 и № 2 кислых шахтных вод ОАО «Кизелуголь»; (том 5 л.д. 114-125, 142-174). Однако в письмах ООО «ЭкоПромОйл» от 18.12.2013г. № 11/55 и от 19.12.2013г. № 11/54 указано, что дальнейшее исполнение государственных контрактов невозможно по причине наличия обстоятельств, создающих невозможность его своевременного исполнения (том 5 л.д. 135,136). Минэнерго России также указывало в отзыве на иск, что государственные контракты 2013 года не исполнены, работы по ним подрядчиками не выполнены, иные государственные контракты Минэнерго России по проведению работ, связанных с реализацией мероприятий в соответствии скорректированной проектной и рабочей документации ликвидируемых шахт ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта Шумихинская», после 2013 года не заключались. На заседании, проводимом заместителем Правительства РФ с участием представителей Минэнерго России, Минприроды России, Минфина России, 22.09.2015г. прорабатывались вопросы, связанные с проектной документацией на строительство очистных сооружений для очистки высокоминерализованных шахтных вод, поступающих с ликвидированных шахт Кизеловского угольного бассейна, с учетом позиции Пермского края о сокращении расходов на эксплуатации указанных очистных сооружений, о разработке предложений о выделении бюджету Пермского края средств федерального бюджета для строительства очистных сооружений. Во исполнение данного поручения Минэнерго России была разработана проектная документация по проектам строительства очистных сооружений, которая в последствии направлена в Минприроды России для рассмотрения возможности изменения требований к очистке шахтных вод с целью минимизации эксплуатационных расходов. Однако Минприроды России письмом от 21.01.2016г. ответило, что оснований для пересмотра проектных решений и требований к качеству поступающей в реку Кама очищенной воды не усматривается (том 5 л.д. 98, 104, 110). Согласно письму Минприроды России от 09.06.2021г. на запрос Минэнерго России о возврате проектной и рабочей документации по объекту «Промышленная установка по очистке шахтной воды ОАО «Кизелуголь» (шахта им. Ленина) за истечением срока хранения уничтожена (том 5 л.д. 105).
Таким образом, вопрос о строительстве очистных сооружений либо разработке иных мероприятий, обеспечивающих надлежащую консервацию ликвидированных шахт Кизеловского угольного бассейна, исключающих причинение вреда окружающей среде, в течение длительного периода времени Минэнерго России не решается, имевшаяся проектная документация уничтожена, иные проекты на строительство сооружений, обеспечивающих предельную концентрацию вредных веществ шахтных вод, до настоящего времени не разработаны, что свидетельствует о неправомерном длительном бездействии государственного органа, которое привело к экологической проблеме в данном регионе.
В настоящее время в водных объектах – реки Коства, Яйва, Усьва, Северная и Южная Вильва, Кизел и их притоки – Восточный Кизел, Полуденный Кизел, Сухой Кизел, Большая Гремяча, Губашка, ручьей Красный, Каменка, Ладейный Лог, протекающих по территории Кизеловского городского округа, Гремячинского городского округа, Чусовского городского округа, Губахинского городского округа, предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ превышает допустимую норму, что подтверждается заявлениями Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о включении в ГРОНВОС объектов накопленного вреда окружающей среде (том 1 л.д. 194-214, том 2 л.д. 1-167, 216-233). По данным итогового отчета, подготовленного по результатам обследования территории Кизеловского угольного бассейна Естественнонаучным институтом ФГБОУВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» № УДК 502.37 от 28.02.2019 года, в связи с тем, что разработанные проекты ликвидации шахт Кизеловского угольного бассейна не были полностью реализованы, в частности не построены по различным причинам очистные сооружения для изливов шахтных вод, а для части изливов они не были запроектированы вообще, на земельных участках, постоянно или периодически подтопляемых шахтными водами, почвы становятся непригодными для земледелия. В настоящее время фиксируется неблагоприятное состояние почв не только на участках подтопления (или стекания) шахтных вод, а также пойм рек, загрязненных шахтными водами. Поступление кислых железосодержащих шахтных вод в поверхностные водоемы приводит к понижению значения рН, что влечет за собой гибель рыб, пресноводных организмов и сапрофитных микроорганизмов, участвующих в процессах самоочищения воды. Воздействие ликвидированного месторождения привело к выводу из хозяйственно-питьевого использования рек общей протяженностью свыше 500 км в пределах 380 населенных пунктов. (том 2 л.д. 168-215, том 4 л.д. 22-83).
Из материалов дела следует, что Минэнерго России не оспаривается и признается факт невыполнения запланированных объединенными проектами ликвидации убыточных шах ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта Шумихинская» мероприятий и необходимость строительства очистных сооружений или проведения иных мероприятий на территории Кизеловского угольного бассейна, направленных на устранение экологических последствий, негативно влияющих на окружающую среду. В связи с обращением Генеральной прокуратуры РФ о ситуации, связанной с ликвидацией последствий изливов кислых вод из закрытых шахт Кизеловского угольного бассейна в Пермском крае от 26.01.2021г., заместителем председателя Правительства РФ от 24.02.2021г. поручалось Минэнерго России, Минприроды России, Минфину России совместно с Правительством РФ рассмотреть обращение Генеральной прокуратуры РФ и принять необходимые меры (том 5 л.д.109,113). Письмом от 27.07.2021г. Минэнерго России сообщило в Генеральную прокуратуру РФ, что решить проблему загрязнения водных объектов Пермского края в районе Кизеловского угольного бассейна возможно только посредством строительства очистных сооружений (том 5 л.д. 131).
Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 370 от 31.05.2021г., № 453 от 29.06.2021г., № 498 от 20.07.2021г., № 561 от 12.08.2021г., № 681 от 23.09.2021г., № 716 от 07.10.2021г., № 33 от 21.01.2022г. в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды включены объекты накопленного вреда окружающей среде, которые представляют собой территории с изливами шахтных вод на поверхности земли из штольн, шурфов, скважин, наклонных стволов, трубных ходков ликвидированных шахт Кизеловского угольного бассейна, а именно, отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (главный и вспомогательный ствол шахты им. Ленина); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (трубный ходок шахты им. Крупской); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина (1) 13-гн шахты им. 40 лет Октября); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурфы № 56-62 шахты им, 40 лет Октября); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. 1 Мая); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. Калинина); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 2-бис шахты Коспашская); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (наклонный ствол шахты Нагорная); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня Каменка шахты им. Чкалова); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. 40 лет Октября); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (северная штольня шахты Таёжная); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина (2) 1751 шахты им. 40 лет Октября); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня Клавдинская шахты им. Чкалова); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 63 шахты Белый Спой); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты Усьва-3); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (штольня шахты им. Володарского); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (скважина 634 шахты Шумихинская); отработанный участок угольного месторождения Кизеловского угольного бассейна (шурф 17 шахты им. 40 лет Октября) (том 4 л.д. 129-133, том 5 л.д.55- 60).
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что изливы кислых шахтных вод не поименованы Федеральным законом «Об охране окружающей среды» как самостоятельные объекты накопленного вреда, поскольку фактически представляют собой внешний контур участка горных работ в виде штольн, шурфов, скважин, наклонных стволов, трубных ходков ликвидированных шахт Шумихинская, им. Ленина, Северная, Широковская, Коспашская, им. 40 лет ВЛКСМ, Центральная, Ключевская, им. Крупской, Нагорная, Западная, Таежная, им. 40 лет Октября, Скальная Кизеловского угольного бассейна, из которых происходит выход минерализованной воды на поверхность земли, появившихся результате бездействия ответчика Минэнерго России, невыполнения им работ, предусмотренных проектами ликвидации неперспективных убыточных организаций ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта Шумихинская».
Учитывая объективные причины сложившейся экологической ситуации в границах Кизеловского угольного бассейна, а именно, неисполнение Минэнерго РФ императивных требований вышеуказанных нормативных актов, определяющих обязанность лиц, осуществляющих ликвидацию нерентабельных шахт, по приведению объектов угольной промышленности в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, фактическое наличие незаконсервированных шахт и поступление загрязненной воды на поверхность земли непосредственно из шахт – объектов горных работ, судом первой инстанции при разрешении данного спора правильно применены нормы Федерального закона № 2395-1 от 21.02.2001г. «О недрах», Федерального закона № 81-ФЗ от 20.06.1996г. «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и сделаны правильные выводы о необходимости возложения на ответчиков Минэнерго России и Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» за счет средств федерального бюджета обязанности по принятию мер, связанных с ликвидацией на территории Кизеловского угольного бассейна экологических последствий, поскольку ликвидировать источник загрязнения водных объектов невозможно иным способом, кроме как предусмотренным в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Судебная коллегия не согласна с решением суда первой инстанции в части возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обязанности по ликвидации объектов накопленного вреда, включенных в ГРОНВОС, поскольку не усматривает нарушений прав истцов данным ответчиком.
Признание отработанных участков угольных месторождений Кизеловского угольного бассейна Пермского края, на которых расположены изливы кислых шахтных вод, выступающих из ликвидированных неперспективных шахт ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта Шумихинская», объектами накопленного вреда окружающей среде и внесение данных участков в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде не является безусловным основанием для возложения на Минприроды России обязанности по их ликвидации.
Исходя из положений статей 1 и 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде; накопленный вред окружающей среде – это вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме. Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.
Из смысла приведенных положений Федерального закона следует, что невыполнение обязанности по устранению НВОС должно быть обусловлено объективной невозможностью выполнения соответствующих мероприятий в связи с отсутствием у таких объектов собственника, который бы нес бремя содержания своего имущества, или лица, на которого обязанность по устранению НВОС возлагается законодательством о недрах.
Экологическая проблема на территории Кизеловского угольного бассейна сложилась, как указывалось истцами, ответчиками, третьими лицами и установлено судом, в результате ненадлежащего исполнения Министерством энергетики Российской Федерации обязанностей по ликвидации угольных шахт на территории Пермского края. Неисполнение федеральным органом Российской Федерации обязательств по причинам, зависящим только от него, не является основанием для их прекращения, а равно перевода данных обязанностей на иной исполнительный орган. Требования истцов к ответчикам Минэнерго России и ФГБУ «ГУРШ» судом признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению, выводы суда относимыми и допустимыми доказательствами ответчиками не опровергнуты.
При ликвидации объектов накопленного вреда законодатель с учетом положений Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также принятыми на их основе Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 № 542, закрепляет принцип последовательности их устранения в зависимости от времени постановки объектов накопленного вреда в государственный реестр, исключения могут касаться только в части приоритетных объектов. Обстоятельств отнесения отработанных участков угольных месторождений Кизеловского угольного бассейна к приоритетным объектам накопленного вреда судом не установлено, относимых и допустимых доказательств истцами не представлено. Паспортом федерального проекта «Чистая страна», входящего в национальный проект «Экология», не предусмотрено выполнение работ по ликвидации НВОС на территории Пермского края.
С учетом того, что часть объектов накопленного вреда в ГРОНВОС включена непосредственно перед обращением истцов в суд, а часть в период рассмотрения дела судом по существу у Минприроды России отсутствовала реальная возможность осуществить какую-либо деятельность в данном направлении, при указанных обстоятельствах неправомерного бездействия органа судом не установлено.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что при возложении решением суда на Минприроды России обязанности по ликвидации объектов накопленного вреда на территории Кизеловского угольного бассейна в определенные сроки будут нарушены права других лиц, проживающих на территориях либо в непосредственной близости от них, на которых также находятся объекты накопленного вреда, включенные в ГРОНВОС ранее 2021 – 2022 г.г., учитывая, что на момент принятия судом решения в государственный реестр уже включено более 300 объектов накопленного вреда, распложенных на территориях других субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что обращаясь с требованиями к ответчику Минприроды России, истцами выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. По смыслу положений Закона об охране окружающей среды, статьи 1082 Гражданского кодекса РФ возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения. При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»). Поскольку разработанный с соблюдением требований действующего законодательства и утвержденный проект рекультивации отработанных участков угольных месторождений Кизеловского угольного бассейна в ходе рассмотрения дела у ответчика Минприроды России отсутствует, основания для возложения обязанности по выполнению мероприятий по ликвидации указанных объектов на данного ответчика у суда первой инстанции отсутствовали.
Так судебная коллегия отмечает, что само по себе возложение на ответчика обязанности разработать проект рекультивации земельного участка не является надлежащим способом возмещения вреда окружающей среде, не ведет к восстановлению ее нарушенного состояния, а решение суда при удовлетворении таких требований не будет отвечать требованиям исполнимости судебного акта (пункт 13 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022).
Фактически мероприятия по ликвидации объектов накопленного вреда будут связаны с проведением работ, которые надлежало исполнить Минэнерго России в рамках постановления Правительства РФ № 840 от 24.12.2004 года с учетом требований Федерального закона «О недрах» и проектов, разработанных Минэнерго России по ликвидации шахт ОАО «Кизелуголь» и ОАО «Шахта Шумихинская» в 2009-2010 г.г., иного истцами и ответчиками Минэнерго России, ФГБУ «ГУРШ» не доказано. При одновременном возложении обязанностей на Минприроды России по ликвидации объектов накопленного вреда и Минэнерго России, ФГБУ «ГУРШ» по ликвидации экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах приведет к двойному расходованию бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на Минприроды России по ликвидации объектов накопленного вреда решение суда подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). В соответствии с пунктом 2 части 1, части 3 статьи 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Поскольку водные объекты - реки Большой Кизел; Восточный Кизел; Полуденный Кизел; Верхний Кизел; Северная Вильва; Большая Гремячая; Южная Вильва; Косьва;Усьва, расположены в Пермском крае, попадают под критерии, установленные пунктом 2 части 1, части 3 статьи 26 Водного кодекса РФ, то полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей находятся у органа государственной власти Пермского края.
Решением Ленинского районного суда г. Перми по делу № 2-113/2013 уже возложена на Правительство Пермского края и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность по ликвидации последствий загрязнения водных объектов, расположенных на территории Кизеловского угольного бассейна.
Следовательно, решение суда в части возложения на Минприроды России обязанности по организации за счет средств федерального бюджета проведения мероприятий по экологической реабилитации указанных водных объектов, включающих очистку русел рек от загрязненных донных отложений, восстановление нарушенных экосистем, зарыбление, на реках, принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене.
Судебная коллегия также считает, что в части определения способа устранения негативного воздействия экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах Кизеловского угольного бассейна на окружающую среду решение суда является незаконным, поскольку относимых и допустимых доказательств, подтверждающих необходимость восстановления утраченной проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений и разработки проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений на всех объектах ликвидированных шахт Кизеловского угольного бассейна - на шахте 40 лет ВЛКСМ, шахте им. Ленина, шахте им. 40 лет Октября, шахте Шумихинская, шахте Нагорная, шахте им. Крупской, шахте Усьва-3, шахте им. 1 мая, шахте им. Калинина, шахте Таежная, шахте Коспашская, шахте Белый спой, шахте им. Володарского, шахте им. Чкалова, (четырнадцать объектов), с целью строительства именно очистных сооружений истцами не представлено.
Из результатов научно-исследовательской работы по минимизации и ликвидации воздействия кислых шахтных вод Кизеловского угольного бассейна, проведенной ПГНИУ, следует, что данная экологическая ситуация возникла вследствие отсутствия мероприятий по ликвидации (консервации) шахт, что позволило внешним водам беспрепятственно попадать в недра шахты, накапливаться, обогащаться загрязняющими химическими веществами (пирит, железо, алюминий, марганец и др.), впоследствии шахтные воды с минеральными водами, органическими и бактериологическими загрязнением изливаются на поверхность, попадают в реки, почву. В целях ликвидации загрязнения водных объектов специалистами ПГНИУ разработан ряд возможных мероприятий, направленных на минимизацию негативного влияния изливов шахтных вод на окружающую среду, в том числе тампонажа горных выработок, возведения перемычек в горных выработках, обваловки изливов на высоту выше максимальных напоров шахтных вод, водопонижения или откачки подземных вод, создания нагорных канав для перехвата поверхностного стока, закачки щелочных продуктов в выработанное пространство, строительства гидротехнических, вспомогательных сооружений, в том числе строительства очистных сооружений, размещения компактных установок. Реализация предложенных вариантов технических решений, направленных на минимизацию и ликвидацию изливов, по мнению ученых, позволит улучшить экологическую ситуацию в регионе. В итоговом отчете ПГНИУ определены участки работ, на которых выявлены экологические последствия ведения горных работ на объектах ликвидированных шахт Кизеловского угольного бассейна, по каждому участку приведен конкретный перечень мероприятий и объемы работ.
Согласно итоговому отчету естественнонаучного института для ликвидации изливов кислых шахтных вод, вышедших на поверхность земной коры из штольни им. Володарского, главного и вспомогательного стволов шахты им. Ленина, наклонного ствола шахты Нагорная, скважин (1)13гн, (2) 1751, шурфов 56-62 (60) шахты им. 40 лет Октября, штольни шахты им. 1 Мая, скважины 634 шахты Шумихинская предполагается тампонаж, создание нагорных канав, закачка щелочных реагентов, централизованный выпуск, обваловка и другие мероприятия, не связанные со строительством очистных сооружений. Также техническим решением экологических последствий, выявленных на трубном ходке шахты им. Крупской, штольни Усьва-3, штолен Клавдинская и Каменка шахты им. Чкалова естественнонаучным институтом предлагается применение компактных установок. Из пояснений специалиста – руководителя данных работ Максимовича Н.Г. следует, что при проведении более детального обследования территорий Кизеловского угольного бассейна, на которых располагаются изливы кислых шахтных вод, с учетом геологических и иных особенностей данной территории очистные сооружения на объектах горных работ могут быть установлены не на каждом обследованном объекте, а с учетом сгруппированности объектов одно очистное сооружение может обеспечить очистку шахтных вод на них. Также специалистом отмечено на нецелесообразность восстановления ранее утраченной проектно-сметной документации.
Возражая по данным предложениям, Минэнерго РФ указывает на малоэффективность и непредсказуемость последствий мероприятий, разработанных и предложенных естественнонаучным институтом. Однако иных способов устранения экологических последствий ведения горных работ на территории Кизеловского угольного бассейна не предлагает. От проведения по делу судебной экспертизы ответчик отказался.
При определении способа осуществления работ, связанных с ликвидацией экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах, расположенных на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края, судебная коллегия полагает необходимым руководствоваться отчетом, подготовленным Естественнонаучным институтом ФГБОУВО «Пермского государственного национального исследовательского университета» № УДК 502.37 от 28.02.2019 года, в котором указаны перечень мероприятий, их объем на конкретных объектах ведения горных работ, позволяющих изменить (исключить) негативное воздействие изливов шахтных вод на окружающую среду.
Согласно статье 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (часть 2). Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории (часть 6).
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Из положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Приказом Минэнерго России от 30.09.2008 N 99 определено, что главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство энергетики Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» (ФГБУ «ГУРШ») по предоставлению услуг, связанных с реструктуризацией угольной промышленности, осуществляется на основании утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) указанными учреждениями.
Заявленные к Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» в лице Кизеловского филиала исковые требования направлены на выполнение ответчиком обязанности, предусмотренной федеральным законом № 81-ФЗ от 20.06.1996г., постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. и учредительными документами, по реализации федеральным органом мероприятий в сфере государственной поддержки угольной отрасли, в том числе путем финансирования данной деятельности Министерством энергетики Российской Федерации как главного распорядителя средств федерального бюджета.
Согласно устава ФГБУ «ГУРШ» учредителем учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство энергетики РФ на основании распоряжения Правительства РФ № 1915-р от 24.12.2008г., функции и полномочия собственника учреждения осуществляет Минэнерго России. Минэнерго России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета. Учредитель в отношении учреждения осуществляет полномочия: утверждает план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания путем предоставления бюджетных средств в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнения работ); предоставляет бюджетные средства в форме субсидий на иные цели и др.
Следовательно, финансирование мероприятий в объеме и на объектах ведения горных работ, содержащихся в отчете Естественнонаучного института ФГБОУВО «ПГНИУ» от 28.02.2019г., обязано обеспечить Министерство энергетики РФ.
Обязанность по организации осуществления работ, связанных с ликвидацией экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах, расположенных на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края, в виде негативного воздействия на окружающую среду изливов шахтных вод путем выполнения мероприятий в объеме и на объектах ведения горных работ, содержащихся в отчете Естественнонаучного института ФГБОУВО «Пермского государственного национального исследовательского университета» № УДК 502.37 от 28.02.2019 года, следует возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» как государственное учреждение и получателя бюджетных средств.
Определяя срок исполнения решения суда в соответствии со статьями 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что предложенный истцами срок с учетом необходимого объема работ по ликвидации вреда окружающей среде, является обоснованным и разумным. Судебная коллегия с данным выводом суда не согласна. Согласно письму ФГУП «УралНИИ «Экология» № 01-08/385 от 17.08.2022 года (том 5 л.д. 55) последовательность выполнения работ при ликвидации или консервации опасного производственного объекта укрупненно включает: 1) подготовительный этап (разработка задания на проектирование ликвидации или консервации, проектирование ликвидации или консервации объекта, утверждение проекта ликвидации или консервации объекта, утверждение состава комиссии по технической ликвидации или консервации объектами положения о ее деятельности), реализация данного этапа занимает от 1,5 до 3 лет; 2) ликвидация или консервация опасного объекта, реализация данного этапа занимает от 5 до 25 лет в зависимости от сложности объекта и выбранного способа консервации или ликвидации; 3) создание комплексной системы мониторинга за ликвидированным или законсервированным объектом. В ходе рассмотрения дела с учетом содержания письма ФГУП «УралНИИ «Экология» № 01-08/385 истцы не возражали против возможности увеличения сроков исполнения возложенных судом обязанностей.
Определенный судом срок для выполнения всего комплекса работ, направленных на ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, с учетом изложенного явно недостаточен, в данной части решение суда подлежит отмене с установлением срока для организации работ по ликвидации экологических последствий ведения горных работ на территории Кизеловского угольного бассейна до 01.01.2029 года. Более длительный срок исполнения решения суда, по мнению судебной коллегии, может привести к риску увеличения негативных экологических последствий, учитывая общий период, в течение которого данная проблема Минэнерго России не решалась, что свидетельствует о высоком накопленном потенциале экологического риска.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что, если по итогам обследования территории Кизеловского угольного бассейна, подготовки технических заданий, направленных на исключение негативного воздействия на окружающую среду изливов кислых шахтных вод, поступающих на поверхность земли из разработанных участков шахт, будут разработаны иные более эффективные мероприятия, Минэнерго России вправе обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы Минэнерго России в части нарушения судом норм процессуального права, неправильного применения норм материального права, недостаточности исследования доказательств, неправильного установления юридически значимых обстоятельств, исключающих обязанность Минэнерго России и ФГБУ «ГУРШ» по проведению мероприятий, связанных с ликвидацией экологических последствий горных работ, судебной коллегией отклоняются.
Доводы жалобы о нарушении правил подсудности несостоятельны, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Согласно части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Настоящий спор не подлежал рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку не вытекает из административных или иных публичных правоотношений и не предполагает необходимости осуществления судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления ответчиками публично-властных полномочий. В настоящем споре истцы, являющиеся жителями г. Кизела, на территории которого ранее велась разработка угольных месторождений, защищают принадлежащее им право на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды», указывая, что формирование кислых шахтных вод оказывает негативное воздействие на окружающую среду и, соответственно, на качество жизни населения Кизеловского угольного бассейна. Истцы вправе выбирать наиболее эффективный способ защиты, соответствующий защищаемому праву и законному интересу. Разрешение судом спора по правилам гражданского судопроизводства не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права в части применения положений статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тождеством заявленных исковых требований также несостоятельны. Тождественным является спор, в котором совпадают стороны, предмет и основания. Если хотя бы один из названных элементов меняется, спор не будет тождественным, и заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с новым заявлением. Предметом иска является конкретное материально-правовое требование истца к ответчику, возникающее из спорного правоотношения и по поводу которого суд должен вынести решение. Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои материально-правовые требования к ответчику.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2013 года исковые требования прокурора Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На Правительство Пермского края, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края возложена обязанность принять меры по охране водных объектов - рек Северная Вильва, Южная Вильва, Кизел, Косьва, Большая Гремячая, Большой Кизел, Восточный Кизел, Верхний Кизел, путем предотвращения их загрязнения изливающимися шахтными водами Кизеловского угольного бассейна; возложена обязанность принять меры по ликвидации последствий указанных явлений. В удовлетворении исковых требований прокурора Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Пермского края, Министерству общественной безопасности Пермского края о возложении обязанности принять меры по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации, путем предотвращения загрязнения рек Северная Вильва, Южная Вильва, Кизел, Косьва, Большая Гремячая, Большой Кизел, Восточный Кизел, Верхний Кизел изливающимися шахтными водами Кизеловского угольного бассейна, отказано. Решение вступило в законную силу 03.06.2013г., не исполнено (том 7 л.д.96-101).
Ленинским районным судом г. Перми по делу № 2-113/2013 был разрешен спор по иску прокурора Пермского края об охране водных объектов, основанием заявленных требований - пункт 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ. В настоящем споре основанием исковых требований является нарушение ответчиками законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования и ликвидации объектов накопленного вреда. При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в принятии искового заявления, а также прекращения производства по делу.
Доводы жалобы на неисследованность судом первой инстанции причин неисполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2013г. на выводы суда о том, кто является надлежащим ответчиком по делу, возложении обязанности на Минэнерго России за счет средств федерального бюджета организовать реализацию мероприятий, связанных с ликвидацией экологических последствий ведения горных работ на территории Кизеловского угольного бассейна, не влияют.
Из письма Контрольно-счетной палаты Пермского края № 1-13/158 от 25.02.2021г. на обращение губернатора Пермского края о направлении разъяснений о возможности использовать средства бюджета Пермского края на выполнение работ по предотвращению негативного воздействия изливов шахтных вод Кизеловского угольного бассейна, как связанных с пассивным предотвращением (возведением нагорных канав, обваловка издивов), так и фактически являющихся элементов ликвидации шахт (тампонаж скважин, ликвидация горных выработок, закачка щелочных реагентов в пласты горных пород) следует, что выделение средств из бюджета Пермского края на выполнение мероприятий по ликвидации последствий ведения горных работ противоречит требованиям федерального законодательства. Правительство Пермского края и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края вправе принимать меры, связанные с охраной водных объектов, указанные в решении Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2013г. по делу № 2-113/2013 (том 4 л.д. 12. 21).
Судом установлено, что исполнение решения суда, а именно, ликвидация загрязнений водных объектов обусловлено объективными обстоятельствами, в частности отсутствием очистных сооружений, строительство которых было запланировано Минэнерго России при принятии решений о ликвидации предприятий угольной промышленности, расположенных на территории Пермского края. При вынесении указанного решения данные обстоятельства учитывались судом. Материалы дела содержатся доказательства том, что Минэнерго России проводились первичные мероприятия по разработке проектно-сметной документации комплексов очистительных сооружений на промышленных площадках шахт им. Ленина, Центральная, Таежная и 40 лет ВЛКСМ и о готовности выделения денежных средств в необходимых объемах из федерального бюджета для строительства данных очистных сооружений в 2013 году. Между тем мероприятия по строительству очистных сооружений до настоящего времени не реализованы. Решение суда не исполнено также по причине отсутствия субвенций из федерального бюджета на охрану водных объектов в связи с тем, что проведение мероприятий будет неэффективным в виду постоянных изливов кислых шахтных вод без очистки.
Доводы жалобы о пересмотре обжалуемым решением ранее постановленного судебного акта несостоятельны. Решением Ленинского районного суда г. Перми от 26.02.2013г. разрешались исковые требования об охране водных объектов, вытекающих из положений водного законодательства РФ, именно поэтому в мотивировочной части судебного постановления содержится вывод суда о том, что доводы Правительства Пермского края, Минприроды Пермского края о возложении данной обязанности на Минэнерго России являются несостоятельными. Обжалуемым решением Свердловского районного суда г. Перми разрешены иные требования к Минэнерго России, основанием которых явились положения Федерального закона № 81-ФЗ от 26.06.1996 года и иных подзаконных актов, регулирующих отношения в области недропользования и ликвидации объектов угольной промышленности.
Доводы жалобы о том, что судом не принят во внимание проведенный Минэнерго России объем мероприятий по ликвидации неперспективных убыточных организаций, основанием к отмене обжалуемого решения также не являются, поскольку как указывалось ранее ликвидация шахт Кизеловского угольного бассейна не завершена надлежащим образом, доказательств, подтверждающих достаточность проведения вышеуказанных мероприятий для предотвращения экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах Кизеловского угольного бассейна, ответчиком Минэнерго России суду не представлено.
Вопреки доводам жалобы, изливы шахтных вод не могут признаваться водными объектами в том смысле, в каком законодатель вкладывает в понятие водного объекта. Ни к одной из указанных в статье 5 Водного кодекса Российской Федерации категорий водных объектов изливы шахтных вод не относятся. Появление изливов кислых шахтных вод на поверхности земли, как следует из итогового отчета, подготовленного Естественнонаучным институтом ФГБОУВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» № УДК 502.37 от 28.02.2019 года, и пояснений специалиста Максимовича Н.Г., обусловлено несвоевременной надлежащей ликвидацией предприятий угольной промышленности, не проведения запланированных мероприятий по консервации шахт, исключающих возможность причинения вреда окружающей среде.
Доводы жалобы о том, что устранение причин самопроизвольных изливов после ликвидации шахт относится к комплексу мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, основаны на неправильном толковании норм материального права. Территория Кизеловского угольного бассейна зоной чрезвычайной ситуации уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не признавалась.
Отсутствие указания в постановлении Правительства РФ № 840 от 24.12.2004г. на проведение мероприятий в виде ликвидации изливов, состоящих из кислых шахтных вод, являющихся источником загрязнения окружающей среды, не исключает действия подпункта «а» пункта 1 Порядка финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.09.2008 N 99, согласно которому в состав расходов, связанных с мероприятиями по ликвидации организаций угольной промышленности, включены и расходы по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ, то есть финансирование работ, связанных с надлежащей полной консервацией ликвидированных шахт, исключающей какие-либо негативные последствия для окружающей среды от ведения горных работ на ликвидированных шахтах. Общий смысл Федерального закона № 81-ФЗ от 20.06.1996г., постановления Правительства РФ № 840 от 24.12.2004, приказа Минэнерго России № 99 от 30.09.2008г. сводится к тому, что ликвидация последствий ведения горных работ относится именно к реструктуризации угольной промышленности, полномочия по реализации которой закреплены за Минэнерго России. Ссылки Минэнерго России на Водный кодекс Российской Федерации являются некорректными, поскольку Водный кодекс РФ не регулирует спорные правоотношения.
Доводы жалобы Минэнерго РФ о том, что с момента принятия решения о включении шахт в ГРОНВОС к спорным правоотношениям должны применяться исключительно положения Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку кислые изливы сформированы шахтами Шумихинская, им. Ленина, Северная, Широковская, Коспашская, им. 40 лет ВЛКСМ, Центральная, Ключевская, им. Крупской, Нагорная, Западная, Таежная, им. 40 лет Октября, Скальная; мероприятия по надлежащей консервации шахт, а также мероприятия, направленные на недопущение негативного воздействия на окружающую среду в результате прекращения эксплуатации шахт, Минэнерго РФ не проведены.
Доводы жалобы Минэнерго России фактически направлены на исключение собственной ответственности за своевременно нереализованные работы по надлежащей ликвидации последствий ведения горных работ и возложения ответственности на органы власти Пермского края, доводы ответчика сводятся лишь к выражению несогласия с принятым решением суда при этом относимыми и допустимыми доказательствами выводы суда не опровергнуты.
Доводы жалобы о необходимости межведомственного взаимодействия основанием к отмене обжалуемого решения не влекут, поскольку межведомственное взаимодействие относится к этапу исполнения судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции вышеизложенные судебной коллегией юридически значимые для дела обстоятельства не учтены, в силу положений, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда подлежит отмене в части определения способа устранения негативного воздействия экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах, срока выполнения данных работ, а также в части возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обязанностей с принятием нового решения в указанной части.
Руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 16 сентября 2022 года отменить в части определения способа устранения негативного воздействия экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах Кизеловского угольного бассейна на окружающую среду, определения сроков выполнения возложенных судом обязанностей, а также возложения на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обязанностей по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края и проведению мероприятий по экологической реабилитации водных объектов. В отменной части принять новое решение.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
«Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» (ИНН **) обязанность по организации осуществления работ, связанных с ликвидацией экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах, расположенных на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края, в виде негативного воздействия на окружающую среду изливов шахтных вод путем выполнения мероприятий в объеме и на объектах ведения горных работ, содержащихся в отчете Естественнонаучного института ФГБОУВО «Пермского государственного национального исследовательского университета» № УДК 502.37 от 28 февраля 2019 года, в срок до 01 января 2029 года.
Возложить на Министерство энергетики Российской Федерации (ИНН **) обязанность по финансированию мероприятий, проводимых Федеральным государственным бюджетным учреждением по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» в установленный судом срок по ликвидации экологических последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах, расположенных на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края, за счет средств федерального бюджета.
В удовлетворении исковых требований Манаширова Феликса Эдуардовича, Бирюковой Анастасии Васильевны, Смирновой Анастасии Николаевны к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о возложении обязанностей по организации ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Кизеловского угольного бассейна Пермского края, включенных в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, и проведению мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, расположенных на территории Пермского края отказать.».
Председательствующий:
Судьи: