11RS0001-01-2020-013682-14 Дело № 2а-706/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при помощнике Тебеньковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар
22 января 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Гончакова Евгения Николаевича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма специализированных жилых помещений, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Гончаков Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар», просил суд признать незаконным отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма специализированных жилых помещений, обязать включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование административного искового заявления указано, что Гончаков Е.Н. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в его собственности находится ? доля квартиры по адресу: ..., однако вселиться по указанному адресу административный истец не может, поскольку там зарегистрированы и проживают 4 человека. Гончаков Е.Н. обратился в администрацию с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма, однако постановлением административного ответчика от 27.03.2019 №3/839 в удовлетворении заявления ему было отказано, что нарушает установленное Конституцией Российской Федерации право административного истца на жилище.
В судебном заседании представитель административного истца Щиголев А.Ф. требования иска и доводы в его обоснование поддержал. Также пояснил, что граждане проживающие ... ... ... какими-либо родственниками Гончакову Е.Н. не приходятся.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с административным иском не согласился.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
На основании ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Согласно пункту 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из пункта 4 данной статьи следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из перечисленных в данном пункте обстоятельств, в том числе в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено судом, судебным решением от 22.05.2000 Гончакова Г.А. была лишена родительских прав в отношении сына Гончакова Е.Н., запись об отце исключена из актовой записи о рождении Гончакова Е.Н., в связи с чем административный истец был передан под опеку Грищенко И.Ю.
Приказом Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по г. Сыктывкару от 22.01.2009 № 17-ОП Грищенко И.Ю. освобождена от обязанностей опекуна над несовершеннолетним Гончаковым Е.Н., последний передан на воспитание в ГОУ РК «Детский дом-школа №1 им. А.А. Католикова», откуда выбыл 25.10.2017 по достижении совершеннолетия.
Как установлено судом, Гончакову Е.Н. на праве собственности принадлежит ? доля двухкомнатной квартиры площадью 46,8 кв.м., расположенной по адресу: ....
Согласно справке АО «Расчетный центр», в указанном жилом помещении по состоянию на 20.08.2018 зарегистрированы: Грищенко Ирина Юрьевна, Богомолова Юлия Алексадровна и несовершеннолетние ФИО3, ** ** ** года рождения, ФИО4, ** ** ** года рождения.
Административный истец обратился в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма специализированных жилых помещений.
Указанное заявление было рассмотрено на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Сыктывкар» 27.03.2019, согласно протоколу заседания комиссии №12, общая площадь доли административного истца в квартире, расположенной по адресу: ..., более учетной нормы жилого помещения, установленной на территории МО ГО «Сыктывкар» в размере 10,5 кв.м., информация о непригодности указанного жилого помещения для проживания отсутствует, документы о возможности установления фактов невозможности проживания административного истца в жилом помещении по другим основаниям не предоставлено. В связи с указанными обстоятельствами, Гончакову Е.Н. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по причине отсутствия обстоятельств для установления факта невозможности проживания, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.03.2019 №3/839 утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 27.03.2019 № 12, в том числе и в части отказа Гончакову Е.Н. в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данное постановление от 27.02.2019 и выписка к нему направлены административному истцу письмом почтой 29.03.2019.
Вместе с тем, администрацией МО ГО «Сыктывкар» при рассмотрении заявления Гончакова Е.Н. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории МО ГО «Сыктывкар» не учтено, что зарегистрированные по адресу ... ... ... граждане Грищенко И.Ю., Богомолова Ю.А., ... Б.Е., ... Я.А. в родственных отношениях с Гончаковым Е.Н. не состоят. Данные обстоятельства подтверждаются актами проверки сохранности жилого помещения Управления опеки и попечительства по ....
Также неверно произведено исчисление общей площади на каждого проживающего (зарегистрированного) в указанной квартире.
С учетом фактически проживающих и зарегистрированных в квартире лиц (5 человек), на каждого приходится по 9,36 кв.м. общей площади, что меньше учетной нормы.
Указанное в подпункте 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ обстоятельство, являющееся основанием для признания проживания детей-сирот в жилом помещении невозможным, зависит не от размера площади жилого помещения, приходящейся на принадлежащую таким лицам долю в праве собственности, а связано с фактом возможности реального осуществления права пользования жилым помещением, поэтому для его установления необходимо учитывать количество проживающих в нём лиц.
С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что общая площадь ..., приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, суд приходит к выводу, что оснований к отказу в установлении административным ответчиком факта невозможности проживания не имелось.
Таким образом, отсутствие установленного факта невозможности проживания административного истца в принадлежащем ему жилом помещении, препятствует включению Гончакова Е.Н. в указанный выше список, дающий последнему право на получение жилого помещения.
Таким образом, требование о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма специализированных жилых помещений, подлежит удовлетворению.
Требование административного истца об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма заявлено истцом как способ устранения нарушенного права.
При этом, суд считает что восстановлением нарушенного права административного истца будет обязание АМО ГО «Сыктывкар» повторно рассмотреть заявление Гончакова Е.Н. от 13.03.2019 о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях на территории МО ГО «Сыктывкар».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным отказ Администрации МО ГО «Сыктывкар» во включении Гончакова Евгения Николаевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, предоставляемых по договору социального найма специализированных жилых помещений, выраженный в протоколе №12 приложения к постановлению Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.03.2019 №3/839.
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» повторно рассмотреть заявление Гончакова Евгения Николаевича от 13 марта 2019 года о предоставлении муниципальной услуги – постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на территории МО ГО «Сыктывкар».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Мотивированное решение составлено 08 февраля 2021 года.