УИД 29RS0024-01-2021-001691-93
Строка 2.046, г/п 0 руб.
Судья Одоева И. В.
Докладчик Сафонов Р. С. Дело № 33-4373/2022 27 июля 2022 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Моисеенко Н. С.,
судей Радюка Е. В., Сафонова Р. С.,
при секретаре Кузьминой Н. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-1044/2021 по иску Домарец Ю.В. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда с апелляционной жалобой Домарец Ю.В. на решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 29 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
Домарец Ю. В. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что с 1 марта 2018 года по настоящее время он работает в жилищно-коммунальной службе № 3 (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО). За работу в районах Крайнего Севера ему установлен районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка в размере 100 процентов. При трудоустройстве с ним заключён трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно пункту 6.7 которого ему предоставляются льготы и выплачиваются компенсации на условиях, в порядке и в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя. Основной его трудовой функцией является обслуживание, эксплуатация, обеспечение безаварийной работы дизельной электростанции № 1 п. Белушья Губа в рамках должностной инструкции начальника смены (электростанции). Местом его работы является архипелаг Новая Земля Архангельской области. Полагал, что у него имелась сверхурочная работа в учётном периоде – 2020 году, однако заработная плата за сверхурочную работу ответчиком ему в полном объёме не выплачена. Просил взыскать задолженность по оплате сверхурочной работы за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 205 637 рублей 28 рублей, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 10 950 рублей 19 копеек, компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей.
Истец Домарец Ю. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом.
Представитель ответчика Белов А. С. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, представил свой расчёт задолженности работодателя по оплате сверхурочной работы.
Представители третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца, представителей третьих лиц.
Решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 29 июля 2021 года исковые требования Домарец Ю. В. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда удовлетворены частично, с ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Домарец Ю. В. взыскана задолженность по оплате сверхурочной работы за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 125 308 рублей 25 копеек, компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 8 385 рублей 21 копейка, компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, всего взыскано 136 693 рубля 46 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований Домарец Ю. В. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты отказано.
С указанным решением не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе он просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Считает, что при вынесении решения суд неправильно применил нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года № 26-П, полагает, что судом неправильно применены положения статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в части невключения в минимальный двойной размер оплаты сверхурочной работы компенсационных и стимулирующих выплат.
Обращает внимание, что в решении суд ссылается на Положение об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённое приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 9 августа 2019 года № 1ПР/223, который утратил силу с 1 сентября 2020 года. Действующее Положение об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России утверждено приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 года № 1ПР/125.
Истец, представители ответчика и третьих лиц, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей третьей и четвёртой статьи 167, части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, исследовав принятые судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном пунктами 43, 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в качестве новых доказательств копии приказа от 30 июня 2020 года № 1ПР/123 «Об утверждении Положения о стимулирующих выплатах и премиях работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» с приложением и приказа от 30 июня 2020 года № 1ПР/125 «Об утверждении Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» с приложением, выписок из приказов начальника жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО) о выплате дополнительного материального стимулирования и премий за 2020 год работникам жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО), протокола № заседания комиссии по установлению стажа работы, дающего рабочим и служащим право на получение процентной надбавки за выслугу лет, от 1 марта 2018 года, дополнительного соглашения от 1 февраля 2021 года к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления об изменении условий трудового договора от 20 ноября 2020 года, приказа ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 31 июля 2019 года № 1ПР/209 с приложением, приказа ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 17 апреля 2017 года № 27 с приложением, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключён трудовой договор №, по условиям которого истец с 1 марта 2018 года принят на работу механиком дизельной электростанции № 1 п. Белушья Губа, жилищно-коммунальная служба № 2/1 (архипелаг Новая Земля), жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 2 (архипелаг Новая Земля) для работы вахтовым методом.
Пунктом 6.1 трудового договора определено, что за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается должностной оклад в размере 7 291 рубль в месяц с оплатой пропорционально отработанному времени.
За работу в районах Крайнего Севера истцу установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 2,0 и процентная надбавка к заработной плате в размере 100 процентов (пункты 6.2, 6.3 трудового договора).
Согласно пункту 5.2 трудового договора работнику устанавливается суммированный учёт рабочего времени, продолжительность учётного периода – 12 месяцев (один год).
1 июня 2019 года между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец с 1 июня 2019 года выполняет работу по должности начальника смены (электростанции) дизельной электростанции № 1 п. Белушья Губа, жилищно-коммунальная служба № 3. За выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, истцу установлен должностной оклад в размере 7 291 рубль в месяц.
С 1 октября 2020 года размер должностного оклада увеличен до 8 766 рублей.
Из табелей учёта рабочего времени и расчётных листков по заработной плате следует, что истцом в 2020 году выполнение порученной работы вахтовым методом производилось в следующем порядке: в феврале отработано 99 часов в течение 9 рабочих дней, в марте – 341 час в течение 31 дня, в апреле – 330 часов в течение 30 дней, в мае – 341 час в течение 31 дня, в июне – 231 час в течение 21 дня, в августе – 27 часов в течение 3 дней, в сентябре – 330 часов в течение 30 дней, в октябре – 341 час в течение 31 дня, в ноябре – 143 часа в течение 13 дней, что в сумме составляет 2 183 часа.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в 2020 году истец действительно привлекался к сверхурочной работе, количество часов которой составило 572 часа, оплата сверхурочной работы в заявленном истцом объёме переработки рабочего времени (513 часов) после окончания учётного периода работодателем не произведена, то есть нарушены трудовые права истца, потому суд взыскал с ответчика в пользу истца в качестве оплаты за сверхурочную работу 125 308 рублей 25 копеек и в качестве компенсации за задержку выплаты заработной платы 8 385 рублей 21 копейку и в качестве компенсации морального вреда 3 000 рублей, отказав в остальной части иска о взыскании компенсации за сверхурочную работу и компенсации за задержку выплаты в связи с необоснованностью данных требований.
При этом суд первой инстанции, определяя размер компенсации за сверхурочную работу, руководствовался составленным ответчиком расчётом и исходил из стоимости часа – 81 рубль 50 копеек, подсчитанной исходя из установленного истцу оклада – 8 766 рублей с начислением на оклад надбавки за вредность в размере 12 процентов, районного коэффициента 2,0 и процентной надбавки в размере 100 процентов, среднемесячного количества рабочих часов в 2020 году – 134,25 часа.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда о порядке расчёта оплаты за сверхурочную работу и полагает, что заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы истца, который просил учитывать при расчёте оплаты за сверхурочную работу иные установленные ему трудовым договором надбавки стимулирующего и компенсационного характера.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу части первой статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Согласно части первой статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учёта рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учётный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учётный период не может превышать один год.
Сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учёте рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учётный период (часть первая статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации установлена повышенная оплаты сверхурочной работы. Данная норма предусматривает, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере.
Указанная правовая норма об оплате сверхурочной работы носит общий характер, то есть применяется для всех случаев привлечения работников к сверхурочной работе, в том числе при суммированном учёте рабочего времени.
На основании части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как указано в части второй статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации» (далее – Приказ № 545) утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации (приложение № 2 к данному приказу).
В соответствии с пунктом 2 приложения № 2 к Приказу № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера: выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно пункту 3 приложения № 2 к Приказу № 545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к Приказу № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени – на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней – на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда – на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
Пунктом 21 приложения № 2 к Приказу № 545 определено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
На основании пункта 23 приложения № 2 к Приказу № 545 выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 9 августа 2019 года № 1ПР/223 утверждено Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в пункте 4.2 которого указано, что гражданскому персоналу учреждения устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставкам заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года – 5 процентов, свыше 2 лет – 10 процентов, свыше 3 лет – 15 процентов, свыше 5 лет – 20 процентов, свыше 10 лет – 30 процентов, свыше 15 лет – 40 процентов.
Согласно пунктам 5.1, 5.3 названного Положения работникам учреждения выплачивается премия по результатам работы за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за месяц (ежемесячная премия). Размер ежемесячной премии не может превышать 25 процентов от установленного размера оклада (тарифной ставки).
Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 года № 1ПР/123 утверждено новое Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которое введено в действие с 1 сентября 2020 года и предусматривает аналогичные правила о выплате работникам учреждения надбавки за выслугу лет и ежемесячной премии.
Кроме того, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 17 апреля 2017 года № 27 «О доплатах гражданскому персоналу за вредные и (или) опасные условия труда» утверждён перечень должностей гражданского персонала, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которому положено повышение должностного оклада (тарифной ставки) до проведения специальной оценки условий труда.
В пункте 2 этого приказа указано, что до проведения специальной оценки условий труда повысить должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, указанному в перечне, в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда – на 12 процентов, на работах с опасными условиями труда – на 24 процента.
Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 31 июля 2019 года № 1ПР/209 в вышеназванный приказ от 17 апреля 2017 года № 27 «О доплатах гражданскому персоналу за вредные и (или) опасные условия труда» внесены изменения, перечень должностей гражданского персонала, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которому положено повысить должностной оклад (тарифную ставку) до проведения специальной оценки условий труда, изложен в новой редакции. При этом занимаемая истцом должность начальника смены (электростанции) включена в данный перечень.
На основании пункта 6 приложения № 2 к Приказу № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.
Из материалов дела видно, что в 2020 году надбавка за работу с вредными условиями труда была определена истцу в размере 12 процентов должностного оклада.
Протоколом заседания комиссии жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 2 (архипелаг Новая Земля) по установлению стажа работы, дающего рабочим и служащим право на получение процентной надбавки за выслугу лет, от ДД.ММ.ГГГГ № истцу Домарец Ю. В. установлен стаж работы, дающий право на получение процентной надбавки за выслугу лет, по состоянию на 1 марта 2018 года продолжительностью 6 лет 6 месяцев 24 дня.
Исходя из такой продолжительности стажа в 2020 году ему согласно расчётным листкам и на основании Положения о стимулирующих выплатах и премиях работникам ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России выплачивалась надбавка за выслугу лет в размере 20 процентов должностного оклада.
Кроме того, согласно расчётным листкам и представленным в суд апелляционной инстанции выпискам из приказов начальника жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО) о выплате премий за 2020 год работникам жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по 12 ГУ МО) за дни работы на вахте истцу выплачивалась ежемесячная премия в размере 25 процентов должностного оклада.
Указанные компенсационные и стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда и не могут не учитываться при оплате часов сверхурочной работы, поскольку из части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за сверхурочную работу за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22, статей 132, 149 Трудового кодекса Российской Федерации однозначно следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведённая в пределах нормы рабочего времени.
Таким образом, принимая во внимание, что истцу до проведения специальной оценки условий труда должностной оклад повышался за работу с вредными условиями труда на 12 процентов, также ему производилась выплата надбавки за выслугу лет к должностному окладу в размере 20 процентов и ежемесячная премия в размере 25 процентов, данные стимулирующие выплаты являлись гарантированным элементом системы оплаты труда и не зависели от выполнения работником каких-либо условий, расчёт компенсации за переработку по итогам работы за 2020 год, на протяжении которого истцу ежемесячно за работу на вахте начислялась надбавка за выслугу лет и ежемесячная премия, необходимо осуществлять с учётом повышенного должностного оклада за работу с вредными условиями труда и начисленных на него процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной премии.
Расчёт же ответчика, которым руководствовался суд первой инстанции при вынесении решения и который предполагает, что сверхурочная работа должна оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы – должностного оклада, повышенного на процентную надбавку за работу с вредными условиями труда, то есть без учёта других установленных работнику компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных установленной в организации системой оплаты труда, нарушает права работника, поскольку такое понимание действующего правового регулирования оплаты сверхурочной работы приводит к нарушению конституционного права работника на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату, ведёт к недопустимому снижению причитающегося ему вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах нормы рабочего времени.
К тому же расчёт ответчика является арифметически неверным, что не было учтено судом первой инстанции.
Согласно пункту 5.4.3.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являющегося приложением к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 года № 1ПР/125, учреждение по истечении учётного периода оплачивает работникам сверхурочную работу: за первые два часа работы – в полуторном размере (доплачивается 50 процентов часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час), за последующие часы работы – в двойном размере (доплачивается 100 процентов часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час).
Пунктом 5.3.3 названного Положения предусмотрено, что среднегодовая норма часов за месяц рассчитывается по формуле: годовая норма часов по утверждённому производственному календарю /12 месяцев.
На основании пункта 5.3.5 этого же Положения оплата труда работников с суммированным учётом рабочего времени и учётным периодом год рассчитывается по формуле: оклад / на среднегодовую норму часов за месяц ? отработанное количество часов в месяце.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что при расчёте заработной платы за сверхурочную работу в 2020 году следует исходить из индивидуальной нормы рабочих часов истца в этом году, ошибочен. Согласно условиям трудового договора и локальным нормативным актам работодателя в организации применяется система оплаты труда, основанная на должностных окладах (фиксированном размере оплаты труда за календарный месяц). При этом действующим Положением об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предусмотрено, что среднее количество рабочих часов в месяце рассчитывается путём деления годовой нормы рабочего времени по производственному календарю на 12.
Таким образом, с учётом изложенных выше обстоятельств дела, норм материального права, локальных нормативных актов ответчика, среднемесячное количество рабочих часов в 2020 году составит 164,92 часов (исходя из расчёта: 1 979 часов / 12, где 1 979 часов – годовая норма рабочего времени в 2020 году при 40-часовой рабочей неделе). При расчёте стоимости часа следует исходить из должностного оклада истца, который с учётом процентной надбавки за вредные условия труда составит 9 817 рублей 92 копейки (а не 10 941 рубль 29 копеек, как ошибочно указал в своём расчёте ответчик), ежемесячной премии (25 процентов от должностного оклада) и надбавки за выслугу лет (20 процентов от должностного оклада).
Следовательно, размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца доплаты за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года с учётом 513 часов переработки (количество часов переработки сторонами не оспаривается), районного коэффициента и процентной надбавки составит 132 587 рублей 52 копейки, исходя из стоимости часа в размере 86 рублей 32 копейки согласно следующему расчёту:
(9 817,92 + 9 817,92 ? 25 % + 9 817,92 ? 20 %) / 164,92.
При этом размер оплаты первых двух часов переработки составит 86 рублей 32 копейки (86,32 ? 0,5 ? 2), а с учётом районного коэффициента и процентной надбавки – 258 рублей 96 копеек, размер оплаты остальных 511 часов составит 44 109 рублей 52 копейки (86,32 ? 511), а с учётом районного коэффициента и процентной надбавки – 132 328 рублей 56 копеек.
Предложенный истцом расчёт заработной платы за сверхурочную работу в 2020 году, указанный в исковом заявлении, не может быть признан правильным, поскольку он вопреки законодательству при расчёте средней стоимости часа также применяет индивидуальную норму часов за год, а не годовую норму рабочего времени по производственному календарю, кроме того, в расчёт стоимости часа включает абсолютно все выплаты, произведённые работодателем в каждом месяце 2020 года, в том числе те, которые не входят в систему оплаты труда.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции размер заработной платы за сверхурочную работу определён без учёта норм трудового законодательства, в связи с чем решение суда в указанной части нельзя признать правильным, размер взыскиваемой задолженности по оплате сверхурочной работы за 2020 год подлежит изменению.
Разрешая требование истца о взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы, суд первой инстанции пришёл к выводу об обоснованности такого требования истца ввиду нарушения ответчиком срока выплаты заработной платы за сверхурочную работу по итогам 2020 года, при этом исходил из того, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за заявленный истцом период с 31 декабря 2020 года по 30 июня 2021 года.
Судебная коллегия с такими выводами в полной мере согласиться не может и считает, что выводы суда первой инстанций в части взыскания с ответчика в пользу истца процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы, предусмотренных статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период начиная с 31 декабря 2020 года сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Порядок, место и сроки выплаты заработной платы определены статьёй 136 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, согласно части шестой статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 272-ФЗ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 272-ФЗ) предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно данной норме закона при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм. Если коллективным договором или трудовым договором определён размер процентов, подлежащий уплате работодателем в связи с задержкой выплаты заработной платы либо иных выплат, причитающихся работнику, суд исчисляет сумму денежной компенсации с учётом этого размера при условии, что он не ниже установленного статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов.
По смыслу приведённых положений закона и разъяснений основанием для возложения на работодателя предусмотренной ими ответственности является сам факт нарушения работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику.
Факт нарушения сроков выплаты заработной платы за сверхурочную работу по итогам 2020 года судом установлен, что является основанием для взыскания денежной компенсации за задержку этой выплаты.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что компенсация подлежит начислению не с 31 декабря 2020 года, как это определено судом первой инстанции, а с 16 января 2021 года по 30 июня 2021 года. Определяя таким образом период начисления процентов по статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия исходит из того, что в силу действующих у ответчика локальных нормативных актов переработка при суммированном учёте определяется только по итогам учётного периода, в части оплаты сверхурочной работы по итогам учётного периода локальные нормативные акты каких-либо отдельных сроков не устанавливают, определяют лишь общие сроки выплаты ежемесячной заработной платы (пункты 7.1.2 - 7.1.5 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утверждённого приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 30 июня 2020 года № 1ПР/125), а при не установлении таких сроков в силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации она подлежит выплате не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Следовательно, днём начала срока нарушения оплаты сверхурочной работы по итогам 2020 года будет являться 16 января 2021 года, поскольку иного не установлено в локальных нормативных актах ответчика.
Следовательно, с учётом положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за нарушение срока выплаты заработной платы за сверхурочную работу за период с 16 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 6 821 рубль 63 копейки согласно следующему расчёту:
c 16 января 2021 года по 21 марта 2021 года (65 дней) в сумме 2 441 рубль 82 копейки (132 587,52 ? 4,25 % ? 1/150 ? 65);
c 22 марта 2021 года по 25 апреля 2021 года (35 дней) в сумме 1 392 рубля 17 копеек (132 587,52 ? 4,5 % ? 1/150 ? 35);
c 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года (50 дней) в сумме 2 209 рублей 79 копеек (132 587,52 ? 5 % ? 1/150 ? 50);
c 15 июня 2021 года по 30 июня 2021 года (16 дней) в сумме 777 рублей 85 копеек (132 587,52 ? 5,5 % ? 1/150 ? 16).
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части взыскания денежной компенсации за задержку выплат за период с 31 декабря 2020 года по 15 января 2021 года, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований истца.
Статьёй 237 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
По настоящему делу суд первой инстанции, установив факт нарушения трудовых прав истца, правильно исходил из того, что нормы действующего трудового законодательства презюмируют необходимость возмещения морального вреда, причинённого работнику любым нарушением его прав работодателем, и с учётом фактических обстоятельств дела и характера допущенных ответчиком нарушений трудовых прав пришёл к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, определив к взысканию 3 000 рублей.
Оснований не согласиться с решением суда в указанной части по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 29 июля 2021 года отменить в части, принять по делу новое решение, которым исковые требования Домарец Ю.В. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) в пользу Домарец Ю.В. (паспорт <данные изъяты>) задолженность по оплате сверхурочной работы за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 132 587 рублей 52 копейки, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 6 821 рубль 63 копейки, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, всего 142 409 рублей 15 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Домарец Ю.В. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты отказать.
Председательствующий | Н. С. Моисеенко |
Судьи | Е. В. Радюк |
Р. С. Сафонов |