САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-427/2023 УИД: 78RS0017-01-2021-006701-20 |
Судья: Байбакова Т.С. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего |
Барминой Е.А. |
судей |
Ковалевой Е.В. |
Селезневой Е.Н. |
|
при секретаре |
Морозовой Ю.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 января 2023 г. гражданское дело № 2-836/2022 по апелляционной жалобе Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 29 апреля 2022 г. по иску Волковой О. Н. к СПб ГБУЗ «Психоневрологический диспансер № 3», Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о признании незаконным акта, признании права на получение единовременной выплаты, обязании произвести выплату.
Заслушав доклад судьи Барминой Е.А., выслушав представителя истца - Елисеевой С.А., представителя ответчика Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга - Орлова А.В., представителя третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Циунель М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волкова О.Н. обратилась в суд с иском к СПб ГБУЗ «Психоневрологический диспансер № 3» (далее - СПб ГБУЗ «ПНД № 3»), в котором с учетом уточненных в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований просила признать ее пострадавшей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), признать за истцом право на получение единовременной выплаты в размере 300 000 руб., а также обязать Администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга направить в СПб ГКУ «Городской информационно расчетный центр» требование о перечислении единовременной выплаты в размере 300 000 руб. по реквизитам счета истца.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что занимала должность врача-психотерапевта в СПб ГБУЗ «ПНД № 3». В период трудовых отношений работодателем был вынесен Акт, согласно которому истец была признана пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), однако, полагавшаяся истцу единовременная выплата не была произведена ввиду отказа в выплате на основании решения Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга № 1564 от 22 апреля 2021г. В порядке обжалования, отказ Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в предоставлении Волковой О.Н. единовременной выплаты признан обоснованным и не подлежащим отмене. Волкова О.Н. полагала, что такими действиями нарушены ее законные права и интересы в сфере права на здоровье и получение социальных гарантий, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 29 апреля 2022 г. исковые требования Волковой О.Н. удовлетворены частично; суд признал за истцом право на получение единовременной выплаты как работнику, пострадавшему вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19); в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Петроградского района Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты было принято администрацией в рамках своих полномочий, кроме того, администрация не является уполномоченным лицом для произведения соответствующих выплат.
Со стороны истца Волковой О.Н. представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п.п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Согласно положениям ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В связи с тем, что решение суда было принято, в том числе, в отношении Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, в то время, как рассматривая заявление Волковой О.Н. о привлечении указанного лица в качестве соответчика, судом было вынесено протокольное определение от 1 марта 2022 г. о привлечении Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в качестве третьего лица, кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица не был привлечен Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, что является существенным нарушением норм процессуального права, суд апелляционной инстанции протокольным определением от 29 сентября 2022 г. привлек к участию в деле в качестве соответчика Администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга, в качестве третьего лица - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга и перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанное нарушение норм процессуального права является безусловным основанием для отмены судебного решения от 29 апреля 2022 г. в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по вышеуказанному основанию направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с положениями ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено, судебная коллегия полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием по делу нового решения.
Согласно ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Третьим лицом Комитетом по социальной политике представлены возражения на иск, по доводам которых исковые требования Волковой О.Н. удовлетворению не подлежат, поскольку наличие в Акте вероятностного (предположительного) вывода относительно факта заражения истца вследствие оказания помощи инфицированному пациенту, инкубационный период которого не соответствует верифицированным научным данным, не дает оснований отнесения Волковой О.Н. к лицам, имеющим право на спорную выплату.
Истец Волкова О.Н., представитель ответчика СПб ГБУЗ «ПНД № 3» на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили, в судебном заседании присутствует представитель истца - Елисеева С.А., в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель третьего лица СПб РО ФСС РФ (наименование в настоящее время - ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) явился в судебное заседание апелляционной инстанции, однако, ввиду непредоставления документов, подтверждающих наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности не был допущен судебной коллегией к участию в судебном заседании.
При разрешении спора по существу, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Волкова О.Н. занимает должность врача-психотерапевта в СПб ГБУЗ «ПНД № 3».
11 марта 2021 г. СПб ГБУЗ «ПНД № 3» был утвержден Акт, согласно которому работником перенесено заболевание, подтвержденное листом нетрудоспособности с 28 декабря 2020 г. по 18 января 2021 г. Комиссией установлено, что настоящее заболевание работника возникло в результате условий, не позволяющих определить возможность инфицирования работника в момент исполнения им своих трудовых (должностных) обязанностей, в связи с чем, комиссия не признает работника Волкову О.Н. пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID 19).
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению заявлений отдельных категорий работников от 26 марта 2021 г. № 38, по результатам рассмотрения заявления Волковой О.Н. в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга и итогам голосования (единогласно) Комиссией принято следующее решение: повторно рассмотреть вопрос о признании Волковой О.Н. пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на комиссии учреждения в порядке, определенном распоряжением Комитета по здравоохранению от 29 июля 2020 г. № 269-р.
В связи с рекомендацией комиссии Комитета по здравоохранению и в связи с получением дополнительной медицинской информации проведено повторное рассмотрение вопроса о признании работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией Волковой О.Н., СПб ГБУЗ «ПНД № 3» был составлен и утвержден Акт от 1 апреля 2021 г.
Данным Актом от 1 апреля 2021 г. установлено, что заболевание Волковой О.Н. возникло через 3 календарных дня после предполагаемого контакта с предположительно инфицированной пациенткой, во время медицинской помощи в составе группы по психотерапии 23 декабря 2020 г. Вследствие того, что пациентка на момент контакта с Волковой О.Н. предположительно могла находиться в инкубационном периоде, контакт с ней мог послужить причиной инфицирования работника в момент исполнения им своих трудовых (должностных обязанностей и развития у него впоследствии заболевания COVID-19. Этот факт не позволяет комиссии исключить вероятность инфицирования работника в момент исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей при оказании медицинской помощи пациенту. Случай причиненного вреда здоровью в связи с развитием у Волковой О.Н. указанного заболевания, подтвержденного лабораторным методом исследования (ПЦР), и наличие осложнений, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, может быть расценен как страховой случай и работник может быть признан пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией. Таким образом, Комиссией установлено, что настоящее заболевание работника возникло в результате условий, не позволяющих исключить возможность инфицирования работника во время исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей, так как Волкова О.Н. 23 декабря 2020 г. оказывала медицинскую помощь пациенту, предположительно находящегося в инкубационном периоде заболевания COVID-19, в связи с чем, Комиссия признает работника Волкову О.Н. пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией.
14 апреля 2021 г. Волкова О.Н. обратилась в Администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлением единовременной выплаты в связи с заболеванием коронавирусной инфекцией, дата начала которого в 2020 г.
22 апреля 2021 г. Администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга на данное заявление был дан ответ о том, что назначить Волковой О.Н. единовременную выплату не представляется возможным в связи с отсутствием права, поскольку в представленном Акте от 1 апреля 2021 г. содержатся вероятностные выводы и прямое подтверждение факта инфицирования в результате исполнения трудовых (должностных) обязанностей в заключении комиссии отсутствует.
Волковой О.Н. был обжалован данный отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, однако, согласно выписке из протокола № 4 заседания Комиссии по обжалованию решений об отказе в предоставлении единовременной выплаты от 29 июня 2021 г., решение Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении единовременной выплаты врачу-психотерапевту психотерапевтического кабинета СПб ГБУЗ «ПНД № 3» Волковой О.Н. в связи с тем, что прямое подтверждение факта инфицирования в результате исполнения своих должностных обязанностей отсутствует.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).
Вопросы социальной защиты и социального обеспечения в силу статьи 72 Конституция Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
На основании ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В Рекомендациях Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) от 19 марта 2020 г. указано, что 30 января 2020 г. генеральный директор ВОЗ определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение.
11 марта 2020 г. распространение указанного вируса было признано ВОЗ пандемией, ВОЗ призвала страны к подготовке больниц, обеспечению защиты медицинских работников и к решению о необходимости принятия тех или иных мер социального дистанцирования (Coronavirus disease 2019 г. (COVID-19) Situation Report - 72.World Health Organization (1 апреля 2020 г).
В соответствии с п. 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко 11 группе патогенности.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции во всех медицинских и лечебных учреждениях Российской Федерации были приняты меры по обеспечению функционирования медицинских учреждений в режиме, который способен максимально обеспечить потребности населения в оказание своевременной медицинской помощи.
Распоряжением Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 27 апреля 2020 г. № 269-р «О порядке признания работника государственной медицинской организации пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией COVID-19» утвержден Порядок признания работника государственной медицинской организации пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией COVID-19, который разработан на основании требований пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20 апреля 2020 г. № 221 «Об установлении единовременных выплат работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников».
Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2020 г. № 247 «О Порядке и условиях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников», единовременные выплаты предоставляются в случае заражения работника при выполнении своих трудовых (должностных) обязанностей.
Единовременные выплаты предоставляются однократно работникам, а также в равных долях членам семей умерших работников в следующих случаях и размерах: работнику в случае заражения его коронавирусной инфекцией - в размере 300 тыс. руб. (п. 2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2020 г. № 247).
Пунктом 5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 г. № 84 «Об установлении единовременных выплат медицинским работникам государственных медицинских организаций, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи, пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников в 2021 году», установлено, что за лицами, указанными в пункте 1 постановления № 221, заболевшими коронавирусной инфекцией в 2020 году (дата начала заболевания до 1 января 2021 г.), и членами семьи таких лиц, которые не получили до 1 января 2021 г. единовременные выплаты, установленные постановлением № 221, в 2021 году сохраняется право на обращение за получением указанных выплат по основаниям и в порядке, которые предусмотрены постановлением № 221 и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2020 г. № 247 «О Порядке и условиях предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде единовременных выплат медицинским работникам организаций и их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных Комитету по здравоохранению и администрациям районов Санкт-Петербурга, медицинским работникам расположенных на территории Санкт-Петербурга организаций или их структурных подразделений, осуществляющих медицинскую деятельность, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также водителям автомобилей скорой (неотложной) медицинской помощи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский санитарный транспорт», пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), а также членам семей указанных работников».
Согласно п. 8 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 г. № 84, решение о предоставлении единовременной выплаты или об отказе в ее предоставлении принимается администрацией района или Комитетом в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов к нему.
Решение о предоставлении единовременной выплаты оформляется распоряжением исполнительного органа государственной власти с указанием размера единовременной выплаты.
Решение об отказе в предоставлении единовременной выплаты принимается в следующих случаях: представление заявителем неполных и(или) недостоверных документов; отсутствие у заявителя права на предоставление единовременной выплаты.
Из материалов дела усматривается, что отказ Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга в произведении единовременной выплаты Волковой О.Н. как работнику, пострадавшему вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией был мотивирован отсутствием права на назначение такой выплаты, так как в представленном Акте от 1 апреля 2021 г. содержатся вероятностные выводы и прямое подтверждение факта инфицирования в результате исполнения трудовых (должностных) обязанностей в заключении комиссии отсутствует.
Вместе с тем, согласно Порядку, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 г. № 84 (Приложение № 3), признание работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим коронавирусной инфекцией, осуществляется комиссией, создаваемой работодателем работника, которую возглавляет один из заместителей работодателя. В состав комиссии включаются непосредственный руководитель работника, врач-эпидемиолог (при наличии указанного сотрудника в штате работодателя), специалист по охране труда или лицо, назначенное работодателем ответственным за организацию работы по охране труда, представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и другие должностные лица по решению работодателя (п. 2 Порядка).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, по результатам расследования комиссией в течение пяти рабочих дней составляется акт о признании (непризнании) работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр хранится у работодателя в течение пяти лет, второй экземпляр выдается работнику (или членам семьи умершего работника).
В случае если работник или члены семьи умершего работника не согласны с Актом, они имеют право подать заявление о пересмотре Акта в Комитет по здравоохранению. Форма заявления и порядок его рассмотрения утверждаются Комитетом по здравоохранению (п. 7 Порядка).
Составленный работодателем Акт от 1 апреля 2021 г. о признании истца пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) соответствует Форме, предусмотренной Приложением к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 г. № 84, был принят при повторном рассмотрении заявления Волковой О.Н. после обжалования первоначально вынесенного Акта и рекомендацией комиссии Комитета по здравоохранению и в связи с получением дополнительной медицинской информации. При рассмотрении заявления Волковой О.Н. комиссия работодателя учитывала все обстоятельства и условия, связанные с заболеванием истца и пришла к выводу о том, заболевание работника возникло в результате условий, не позволяющих исключить возможность инфицирования работника во время исполнения трудовых обязанностей, так как Волкова О.Н. 23 декабря 2020 г. оказывала медицинскую помощь пациенту, предположительно находящегося в инкубационном периоде заболевания коронавирусной инфекцией.
Как усматривается из Временных рекомендаций от 10 мая 2020 г. Всемирной организации здравоохранения «Отслеживание контактов в контексте COVID-19» (действующей на момент рассматриваемых событий) контактным является любой человек, который взаимодействовал с заболевшим COVID-19 в срок от 2 дней перед появлением симптомов до 14 дней после появления симптомов у такого лица: находясь в пределах 1 метра от заболевшего COVID-19 на протяжении 15 минут; находясь в непосредственном физическом контакте с заболевшим COVID-19; оказывая непосредственную помощь пациентам с COVID-19 без применения надлежащих средств индивидуальной защиты; иным способом. Ведение контактных лиц при бессимптомном течении инфекции у пациента с подтвержденным случаем заболевания должно производиться так же, как и при наличии симптомов у заболевшего, а периодом возможной экспозиции должен считаться срок от 2 дней перед отбором до 14 дней после отбора проб у заболевшего.
Согласно п. 3.1. Методических рекомендаций 3.1.0170-20. «Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2020 г, в ред. от 30 апреля 2020 г.) инкубационный период COVID-19 составляет от 2 до 14 дней, наиболее часто - 5 - 7 дней (п. 2.1).
Как указано в п. 2.3 Методических рекомендаций 3.1.0221-20. 3.1. «Профилактика инфекционных болезней. Организация работы в очагах COVID-19», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 ноября 2020 г., больной (или инфицированный) человек считается инфекционным за 2 дня до появления симптомов (или при отсутствии симптомов за 2 дня до проведения отбора материала для лабораторного исследования, по результатам которого получен положительный результат) и в течение 10-ти дней после появления симптомов (при тяжелом клиническом течении возможно дольше) или в течение 10-ти дней после лабораторного обследования при отсутствии симптомов.
В данном случае описанные условия заболевания истца, подтвержденного ПЦР от 30 декабря 2020 г., притом, что положительный результат ПЦР-теста на коронавирусную инфекцию у пациентки истца, с которой она контактировала 23 декабря 2020 г., имел место 27 декабря 2020 г., а с 25 по 26 декабря 2020 г. пациентка истца наблюдалась в медицинском учреждении с признаками ОРВИ (то есть с симптомами заболевания), не противоречат указанным рекомендациям, что подтверждает факт заболевания истца вследствие исполнения должностных обязанностей.
Кроме того, в настоящее время не имеется таких методов исследования, которые могли бы подтверждать факт заражения лица коронавирусной инфекцией конкретным человеком, то есть, в любом случае вывод о таком заражении от конкретного лица будет иметь вероятностный характер, однако, данное обстоятельство не может лишать работника мер социальной поддержки, ввиду чего, законодательно был закреплен определенный Порядок, применяющийся для целей признания медицинских работников пострадавшими в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Исходя из вышеприведенных нормативных положений усматривается, что установление факта заражения медицинского работника именно от пациента при осуществлении трудовых обязанностей, учет обстоятельств и условий заболеваний и принятие решения о признании либо не признания работника пострадавшим в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией относится исключительно к компетенции Комиссии, создаваемой работодателем конкретного работника.
Состав комиссии СПб ГБУЗ «ПНД № 3», образованной приказом от 31 марта 2021 г. № 26 также соответствовал требованиям Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 г. № 84.
Принятый комиссией СПб ГБУЗ «ПНД № 3» Акт от 1 апреля 2021 г. является действующим, в судебном порядке, в том числе, Администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга не оспаривался, незаконным не признан и не отменен.
Несмотря на вероятностный характер инфицирования работника в момент исполнения трудовых (должностных обязанностей), работодатель с учетом оценки обстоятельств и условий заболевания Волковой О.Н. пришел к конкретному выводу о необходимости признания истца пострадавшей в результате исполнения своих трудовых (должностных) обязанностей вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, комиссией СПб ГБУЗ «ПНД № 3» по расследованию страхового случая данный случай заражения Волковой О.Н. был установлен как подпадающий под действие п.п. «б» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», в связи с чем, ей была произведена единовременная страховая выплата Фондом социального страхования Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, по результатам расследования страхового случая, проведенного в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, произведение истцу данной страховой выплаты лицами, участвующими в деле, не оспаривается, из чего следует, что ранее обстоятельства заболевания истца, установленные Актом работодателя, также были признаны компетентными органами как страховой случай ввиду наличия у медицинского работника права на получение единовременной страховой выплаты и основанием для выплаты послужил составленный работодателем Акт от 1 апреля 2021 г. как подтверждающий факт заражения истца коронавирусной инфекцией при исполнении должностных обязанностей.
Судебная коллегия также учитывает, что в своих разъяснениях Минздравом России было отмечено, что комиссиями при расследовании случаев, связанных с инфицированием COVID-19 медицинских работников при исполнении трудовых обязанностей, повлекшим неблагоприятные последствия для их жизни и здоровья, должны быть обеспечены прозрачность и объективность, а сомнения при подведении его итогов должны трактоваться в пользу медицинского работника.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, судебная коллегия полагает возможным признать за истцом право на получение единовременной выплаты как работнику, пострадавшему вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
При этом, исковые требования о признании Волковой О.Н. пострадавшей вследствие непосредственного оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) удовлетворению не подлежат, поскольку данные обстоятельства, установлены составленным комиссией работодателя Актом от 1 апреля 2021 г., который в установленном законом порядке не отменен, недействительным не признан, в связи с чем, в данной части права истца не нарушены.
Заявленные Волковой О.Н. требования об обязании Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга направить в СПб ГКУ «Городской информационно расчетный центр» требование о перечислении единовременной выплаты в размере 300 000 руб. по реквизитам счета истца также удовлетворению не подлежат ввиду несоблюдения процедуры, предусмотренной п.п. 11-12 вышеуказанного Порядка, являющегося приложением к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021 г. № 84, согласно которым исполнительный орган государственной власти на основании распоряжения о предоставлении единовременной выплаты, заявления и документов к нему формирует личное дело получателя единовременной выплаты и направляет его в государственное учреждение Санкт-Петербурга, определенное Комитетом для обеспечения перечисления единовременной выплаты, в течение пяти рабочих дней со дня принятия распоряжения о предоставлении единовременной выплаты; учреждение на основании распоряжения о предоставлении единовременной выплаты обеспечивает в течение пяти рабочих дней со дня получения личного дела перечисление единовременной выплаты на счет, указанный в заявлении, открытый в кредитной организации.
В данном случае, с учетом настоящего апелляционного определения, которым за истцом признано право на получение единовременной выплаты как работнику, пострадавшему вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), Волкова О.Н. не лишена возможности обращения в Администрацию Петроградского района Санкт-Петербурга с заявлением и предоставлением необходимых документов для выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 29 апреля 2022 г., - отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за Волковой О. Н. право на получение единовременной выплаты как работнику, пострадавшему вследствие оказания помощи пациентам, заболевшим новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
В удовлетворении исковых требований Волковой О. Н. в остальной части, - отказать.
Председательствующий:
Судьи: