Решение по делу № 33а-2215/2020 от 16.07.2020

Судья Петрова С.А.

№ 33а-2215/2020 (10RS0010-01-2020-000083-07)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10.08.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Колбасовой Н.А., Кудряшовой Е.П.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 01.06.2020 по административному делу (...)а-132/2020 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия к Ишукову В. Н. о взыскании обязательных платежей.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик являлся плательщиком земельного налога, поскольку является собственником земельного участка с кадастровым номером (...) общей площадью 2400 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с неуплатой задолженности, указанной в налоговых требованиях, направленных в адрес налогоплательщика, налоговый орган просил суд взыскать с налогоплательщика недоимку по земельному налогу за 2015-2017 годы в общем размере (...) руб. и пени по нему в размере (...).

Решением суда исковые требования удовлетворены.

С состоявшимся по делу судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на то, что не является собственником земельного участка, за который ему начислен налог.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец выражает согласие с решением суда.

В заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что не имеет представления, о каком земельном участке идет речь в налоговых уведомлении и требовании, проживает в двухквартирном жилом доме и имеет несколько соток земли рядом с домом. Ни на праве собственности, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельных участков не имеет.

Представитель административного истца в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения административного ответчика, изучив материалы дела, а также административного дела № СП2а-2368/2019, доводы апелляционной жалобы и возражений не нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что административный ответчик обладает земельным участком с кадастровым номером 10:14:0080202:5 на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Из представленного администрацией Мегрегского сельского поселения суду апелляционной инстанции постановления Управления сельской администрации Мегрегского сельского Совета народных депутатов от 20.06.1992 № 9 «О закреплении земельных участков, выделенных гражданам» следует, что за Ишуковым В.Н. закреплено во временное пользование в Юргелице 700 кв.м и 500 кв.м.

Постановлением Управления сельской администрации Мегрегского сельского Совета народных депутатов от 10.05.1994 № 26 «Об изменении земельных участков» внесены изменения в землепользование, в том числе, административного ответчика с формулировкой: «Ишукову Владимиру Ник. Выделено 0,12 га». Из похозяйственной книги (адрес хозяйства: д. Юргелица, (...), лицевой счет № (...)) следует, что за хозяйством Ишукова В.Н. числилось: на 1992 год – 0,12 га; на 1993 год – 0,12 га, на 1994-1996 годы – 0,24 га.

В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 НК РФ).

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) устанавливалось, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли - продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.

Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим пунктом.

Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.

Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.

В соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РСФСР (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33-35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» (постановление № 493), свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» (постановление № 177).

Таким образом, основанием же для возникновения права на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, предоставленного в 1994 году, в соответствии с приведенными выше статьей 64 Земельного кодекса РСФСР и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом – свидетельство о праве собственности на землю, выданное соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, а для земельного участка, предоставленного в 1992 году – государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей либо свидетельство о праве собственности на землю, выданные по формам, утвержденным постановлениями № 493 и № 177.

Однако согласно ответу администрации Мегрегского сельского поселения от 10.08.2020 № 128 государственный акт на право собственности, пожизненного владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю Ишукову В.Н. не выдавался.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

В силу части 3 статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.08.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН.

Согласно подпункту 3 пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 1 марта 2008 г., отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус «архивная».

В силу пункта 13 указанного Порядка в реестре прав на недвижимость статус «архивная» присваивается всем неактуальным на любой текущий момент времени записям в связи со снятием с учета объекта недвижимости.

Как следует из ответа на запрос суда апелляционной инстанции филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия от 05.08.2020 № 01-24/3250@, сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) были внесены 19.01.2006 на основании инвентаризационной описи. Сведения о земельных участках, из которых образован данный земельный участок, а также сведения о зарегистрированных правах (ограничениях прав) на такой земельный участок и сведения о наличии на земельном участке объектов недвижимости в ЕГРН отсутствуют. Сведения о данном земельном участке были исключены из ЕГРН 31.01.2019 на основании подпункта 3 пункта 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

Из ответа на запрос суда апелляционной инстанции Управления Росреестра по Республике Карелия от 29.07.2020 № 05115 следует, что до настоящего времени орган регистрации прав не производил государственную регистрацию права, ограничения права, обременения, сделки, не принимал решения об отказе в государственной регистрации на земельный участок с кадастровым номером (...).

Административный ответчик оспаривает владение земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа.

К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства (часть 2 статьи 287 КАС РФ).

Налоговым органом в материалы дела не представлено доказательств того, что административный ответчик в соответствии с положениями статьи 388 НК РФ является плательщиком земельного налога.

При таких обстоятельствах решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 01.06.2020 по настоящему делу отменить. Принять новое решение.

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Карелия к Ишукову В. Н. о взыскании обязательных платежей отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-2215/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 5 по РК
Ответчики
Ишуков Владимир Николаевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
17.07.2020Передача дела судье
17.07.2020Судебное заседание
10.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее