Дело № 2а-2-576/2020
УИД 18RS0011-01-2020-000355-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2020 года пос. Яр УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кротовой Е. В.,
при секретаре Веретенниковой Н. В.,
с участием административного истца Чупиной Л. Ю., представителя административного ответчика – помощника прокурора Ярского района УР Созонтовой Ю. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чупиной Л.Ю. к прокуратуре Удмуртской Республики о признании незаконным представления прокурора,
установил:
Чупина Л. Ю. обратилась с административным исковым заявлением к прокуратуре Ярского района УР о признании незаконным представления прокурора. Заявленные требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора Ярского района УР ФИО1 внесено представление на имя главы МО «<адрес>» «Об устранении нарушений законодательства об общедоступном образовании». Представление содержит требования: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора и принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства; по результатам рассмотрения представления решить вопрос о привлечении к установленной законом ответственности виновных должностных лиц. ДД.ММ.ГГГГ на основании данного представления административный истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Копию представления истец получила ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец считает представление прокурора незаконным, нарушающим ее права и интересы. Проверка исполнения законодательства об общедоступном образовании проведена органами прокуроратуры в МБДОУ «<данные изъяты>» (далее по тексту – детский сад) поверхностно, субъективно, без анализа складывающейся с ДД.ММ.ГГГГ года чрезвычайной обстановки в образовательных учреждениях района, попавших одномоментно под капитальные ремонты, финансируемые за счет средств бюджета Удмуртской Республики и образовавшимся дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях. Выводы о виновных действиях административного истца, содержащиеся в представлении не соответствуют действительности. Ответственные лица с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ не разработали алгоритм действий руководителей образовательных учреждений Ярского района по устройству несовершеннолетних обучающихся на период ремонтных работ в иных образовательных учреждениях, прокуратурой района не наказаны. В соответствии с Уставом образовательного учреждения учредителем является Администрация МО «<адрес>». Образовательное учреждение является некоммерческой организацией. Приказом отдела народного образования <адрес> УР ответственным за ходом проведения капитального ремонта назначена специалист ФИО2 Вопрос об устройстве несовершеннолетних обучающихся на руководителей образовательных учреждений не решен. Должностной инструкцией и трудовым договор данная обязанность на административного истца не возложена. При проведении проверки прокуратурой района не истребывался трудовой договор, заключенный с административным истцом, не изучены должностные обязанности Чупиной Л. Ю.. Из текста представления следует, что дисциплинарные проступки административный истец совершила ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. В прокуратуру района были направлены протоколы родительских собраний. Представление и. о. прокурора с требованием о привлечении виновных лиц к ответственности выносится ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 1 месяц после якобы обнаруженного дисциплинарного проступка. Требования о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в представлении не соответствует Закону о прокуратуре и противоречит требованиям Трудового кодекса РФ. С учётом измененных в порядке ст. 46 КАС РФ административный истец просит признать незаконным представление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства об общедоступном образовании» внесенное исполняющим обязанности прокурора Ярского района УР ФИО1., в связи с необоснованностью выводов нарушения трудового законодательства об общедоступном образовании, нарушением трудового законодательства Российской Федерации и трудовых прав истца Чупиной Л. Ю.. Возложить на административного ответчика – Прокуратуру Удмуртской Республики обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного ситца Чупиной Д. Ю., отменив незаконно вынесенное исполняющим обязанности прокурора <адрес> УР ФИО1. представление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства об общедоступном образовании». Восстановить срок для подачи административного искового заявления Чупиной Л. Ю., по причине получения представления № от ДД.ММ.ГГГГ в более поздний срок с момента вынесения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена административного ответчика – прокуратуры Ярского района Ур на надлежащего административного ответчика – прокуратуру Удмуртской Республики.
В судебном заседании административный истец Чупина Л. Ю. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Созонтова Ю. Д. исковые требования не признала. Представила письменные возражения, в которых указала, что в нарушении ч. 1 ст. 218 КАС РФ, пп. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ административном исковом заявлении не представлено сведений о том, каким образом нарушены права, свободы и законные интересы административного истца. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства об общедоступном образовании от ДД.ММ.ГГГГ № адресовано главе МО «<адрес>» как лицу, полномочному устранить допущенные нарушения, не содержит безусловного требования о привлечении административного истца к ответственности. Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 10, ч. ч. 2, 3 ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представитель административного ответчика указывает, что обжалуемый акт прокурорского реагирования внесен без нарушения прав административного истца и на законных основаниях, в связи с выявленными фактами нарушения законодательства, в пределах полномочий прокурора, который самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных мер прокурорского реагирования и вправе требовать устранения выявленных нарушений. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Ярского района из прокуратуры Удмуртской Республики поступило обращение с доводами о нарушении законодательства об образовании в МБДОУ «<данные изъяты>», МБДОУ «<данные изъяты>», МБДОУ <данные изъяты>» (фактический адрес: <адрес>), в том числе в связи с несоблюдением порядка перевода детей? а также иных требований, предъявляемых к охране жизни, здоровья, безопасности воспитанников, бездействии Администрации МО «<адрес>». В целях проверки доводов, указанных в обращении, на основании решения о проведении проверки и. о. прокурора <адрес> ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ № прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» в деятельности МБДОУ «<данные изъяты>», а именно по соблюдению прав несовершеннолетних на общедоступное образование при проведении в дошкольном образовательном учреждении капитального ремонта. В ходе проверки установлено, что распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 25.07.2019 № 877-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня объектов капитального ремонта, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики в ДД.ММ.ГГГГ году» в указанный перечень включено, помимо прочего, МБДОУ «<данные изъяты>» (замена оконных блоков и капитальный ремонт крыши). На момент закрытия МБДОУ «<данные изъяты>» для проведения капитального ремонта места в иных дошкольных образовательных организациях района из 66 воспитанников МБДОУ «<данные изъяты>» представлены только 15 несовершеннолетним. Действующим законодательством несовершеннолетним гарантированы равные права на получение образования, понятие «остро нуждающиеся несовершеннолетние» в законах отсутствует. Предоставление мест в иных дошкольных учреждениях района только некоторым обучающимся МБДОУ «<данные изъяты>», выбранным заведующей учреждения на основании собственных убеждений, грубым образом нарушает права несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).Также договоры, заключенные между родителями (законными представителями) несовершеннолетних и МБДОУ «<данные изъяты>», об оказании услуг по присмотру и уходу за несовершеннолетними, предусматривают 5-летний срок освоения образовательной программы и не содержат положений о возможности приостановлении функционирования МБДОУ «<данные изъяты>». Порядком оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБДОУ «<данные изъяты>» и родителями (законными представителями) воспитанников, утвержденным приказом заведующей от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрена возможность приостановления деятельности учреждения при проведении в нем капитального ремонта с устройством детей в иное дошкольное образовательное учреждение района. На основании приказа заведующей МБДОУ «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № образовательное учреждение закрыто на ремонт с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, дополнительными соглашениями между родителями (законными представителями) воспитанников и МБДОУ «<данные изъяты>» образовательные отношения по договорам об оказании услуг по присмотру и уходу за несовершеннолетними должны были быть приостановлены. По вышеуказанным фактам в адрес главы МО «Ярский район» как учредителя образовательной организации, и.о. прокурора Ярского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление с требованием о его незамедлительном рассмотрении в течение установленного законом срока, устранении выявленных нарушений закона, решении вопроса о привлечении к установленной законом ответственности виновных должностных лиц. Все требования и.о. прокурора, изложенные в представлении, являются законными и обоснованными, вытекают из содержания норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», изложенных выше. Считает, что требования административного истца являются необоснованными, удовлетворению не подлежат, оспариваемое представление вынесено без нарушения прав административного истца и на законных основаниях, в связи с выявленными фактами нарушения законодательства, в пределах полномочий прокурора, который самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных мер прокурорского реагирования и вправе требовать устранения выявленных нарушений.
Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального образования «Ярский район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела, что подтверждается распиской. Судом дело рассмотрено без участия представителя заинтересованного лица в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ и. о. прокурора Ярского района УР по результатам проведенной проверки исполнения законодательства об общедоступном образовании несовершеннолетних при проведении капитального ремонта в МБДОУ «<данные изъяты>» внесено представление на имя главы Администрации муниципального образования «Ярский район», которым предписано: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора и принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства; по результатам рассмотрения представления решить вопрос о привлечении к установленной законом ответственности виновных должностных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика Созонтова Ю. Д. пояснила, что прокуратурой района проверка проводилась по обращению ФИО3 Обращение поступило в прокуратуру Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ для разрешения по существу направлено в прокуратуру Ярского района УР. В связи с чем, и. о. прокурора Ярского районе УР принято решение № ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 6, 21 Федерального закона «О прокуратуре» о проведении проверки в МБДОУ «<данные изъяты>». Проведение проверки поручено представителю административного ответчика.
Суду административном истцом представлено указанное решение № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данного решения установлены сроки проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки прокуратурой Ярского района установлено, что распоряжением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №-р» Об утверждении перечня объектов капитального ремонта, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики в ДД.ММ.ГГГГ году» в указанный перечень включено МБДОУ «<данные изъяты>» (замена оконных блоков и капитальный ремонт крыши). В целях информирования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся МБДОУ «<данные изъяты> о проведении капитального ремонта в образовательной организации ДД.ММ.ГГГГ заведующей детским садом совместно с начальником ОНО Администрации МО «<адрес>» проведено общее родительское собрание. Пунктом 2 решения общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ указано на необходимость предоставления мест в иных дошкольных образовательных учреждениях района несовершеннолетним, «остро в этом нуждающихся». Согласно объяснениям родителя несовершеннолетнего обучающегося, на собрании заведующей детским садом, начальником ОНО Администрации МО «<адрес>» сообщено о невозможности обеспечения всех воспитанников детского сада местами в иных дошкольных образовательных учреждениях района, в виду чего места будут предоставлены только тем несовершеннолетним, которые не имеют возможности в период проведения капитального ремонта находиться дома. Возможность получения детьми дошкольного образования в форме семейного образования родителями (законными представителями) воспитанников не разъяснена. На момент закрытия детского сада для проведения капитального ремонта места в иных образовательных организациях района предоставлены из 66 обучающихся 15 несовершеннолетним. Действующим законодательством не предусмотрено понятие «остро нуждающиеся несовершеннолетние». В предоставлении мест в иных дошкольных образовательных учреждениях района родителям (законным представителям) воспитанников отказано и в ДД.ММ.ГГГГ года, что отражено в протоколе общего родительского собрания № от ДД.ММ.ГГГГ. Места в иных дошкольных учреждениях района небольшому числу обучающихся предоставлены на основании собственных убеждений заведующей детским садом. Договоры, заключенные между детским садом и родителями (законными представителями) несовершеннолетних об оказании услуг по присмотру и уходу за несовершеннолетними, предусматривают 5 – летний срок освоения образовательной программы и не содержат положений о возможности приостановления функционирования детского сада. Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между детским садом и родителями (законными представителями) воспитанников, утверждён приказом заведующей от ДД.ММ.ГГГГ №. Данным Порядком предусмотрено приостановление деятельности учреждения при проведении в нем капитального ремонта с устройством детей в иное дошкольное образовательное учреждение района. На основании приказа заведующей детским садом от ДД.ММ.ГГГГ № – од образовательное учреждение закрыто на ремонт с ДД.ММ.ГГГГ. Негативным последствиями указанных нарушений закона является ограничение прав 51 несовершеннолетнего, их родителей (законных представителей) на получение дошкольного образования.
В соответствии с ч. 5 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Согласно п. 5. 1 Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 21.09.2018) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Из п. 6. 2 вышеуказанной инструкции следует, что если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.
Из представленного представителем административного ответчика надзорного производства по жалобе ФИО3 следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлен ответ по результатам рассмотрения обращения.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В ст. 24 Федерального закона указано, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что порядок проведения проверки, результатам которой явилось представление прокурора, датированное ДД.ММ.ГГГГ, не нарушен. Так же судом не установлено нарушений законодательства о порядке внесения представлений: представление внесено по результатам проведенной прокурором проверки, уполномоченным должностным лицом, в сроки установленные законом. Доводы административного истца о неполноте проведенной прокуратурой района проверки являются необоснованными.
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Следовательно, положения статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", наделяющие прокурора (его заместителя) правом вносить подлежащее безотлагательному рассмотрению представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, при том, что заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.
ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое представление направлено Главе Администрации МО «Ярский район».
Просительная часть представления не содержит конкретного указания на привлечение заведующей МБДОУ «<данные изъяты>» Чупиной Л. Ю. к дисциплинарной ответственности.
Исходя из положений ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации привлечение к дисциплинарной ответственности работника является правом, а не обязанностью работодателя, в связи с чем, доводы административного истца о том, что административный истец привлечена к дисциплинарной ответственности именно по требованию прокурора являются несостоятельными.
Таким образом, внесенное и. о. прокурора района представления само по себе не может нарушать права административного истца. Вопрос о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Трудовым Кодексом Российской Федерации, а так же законности и обоснованности привлечения административного истца к дисциплинарной ответственности в рамках рассмотрения настоящего административного дела не может быть разрешен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ : ░. ░. ░░░░░░░