2-3853/2023
24RS0048-01-2022-012932-62
Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
Именем Российской Федерации
13 июня 2023 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Акимовой И.В.,
при секретаре Кучиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждение «Лесная охрана» к Александрову ФИО7 об обязании устранить нарушение требований лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к Александрову В.В. об обязании устранить нарушение требований лесного законодательства, мотивируя требования тем, что 05.07.2019 между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Маганское лесничество» и Александровым В.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, согласно которому КГБУ «Маганское лесничество» передает Александрову А.В. лесные насаждения, расположенные по адресу: <адрес>, КГБУ «Маганское лесничество», Маганское участковое лесничество, квартал 5, выдел 28, лесосека №, делянка №, с целью заготовки древесины. Заготовка древесины Александровым В.В. производилась в период действия Договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя КГБУ «Маганское лесничество» произведен осмотр мест рубок, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: загрязнение, выраженное в не очистке на погрузочной площадке от порубочных остатков на площади 0,01га, а также не очистки лесосеки от порубочных остатков на площади 0,01 га, что является нарушением требований пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах». Лесной участок вырублен в полном объеме, в результате нарушения требований лесного законодательства Александровым В.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 437,27 рублей, что подтверждается расчетом ущерба за нарушение требований лесного законодательства в области использования лесов и расчетно-технологической картой. Государственным инспектором по охране леса в отношении Александрова В.В. составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № Александров В.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 статьи 8.32 КоАП РФ. Просят обязать Александрова В.В. в лесном участке по адресу: <адрес>, КГБУ «Маганское лесничество», Маганское участковое лесничество, в квартале №, выделе №, лесосеке №, делянке №: произвести очистку лесного участка на площади 0,01 га, произвести очистку погрузочной площадки от порубочных остатков на площади 0,01 га, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана», представитель третьего лица КГБУ «Маганское лесничество» в судебное заседание явились, извещались судом своевременно и должным образом. Истец ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате судебного разбирательства извещался судом своевременно, надлежащим образом, по месту нахождения, согласно сведениям по материалам дела. Заказные письма с уведомлением, адресованные ответчику возвращены в суд за истечением срока хранения (л.д.45,48).
Как следует из Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221, корреспонденция с пометкой "истек срок хранения" возвращается отправителю при неявке адресата за почтовым отправлением.
В соответствии со ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Неполучение ответчиком судебных повесток на заседание суда, которые были возвращены за истечением срока хранения, расценивается как отказ от их получения.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 3 Постановления Пленума от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. ст. 167, 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассматривая вопрос о последствиях неявки в суд ответчика, суд учитывает положения ст. 35 ГПК РФ, предусматривающей обязанность лиц, участвующих в деле, добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В связи с чем, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 ГК РФ называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ (части 2, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является <адрес>, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства <адрес>, что подтверждается Уставом истца.
Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава, Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между министерством лесного хозяйства <адрес> в лице КГБУ «Маганское лесничество» и Александровым В.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, согласно которому КГБУ «Маганское лесничество» передает Александрову А.В. лесные насаждения, расположенные по адресу: <адрес>, КГБУ «Маганское лесничество», Маганское участковое лесничество, квартал 5, выдел 28, лесосека №, делянка №, с целью заготовки древесины (л.д.27-31).
Заготовка древесины Александровым В.В. производилась в период действия Договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По окончании заготовки древесины, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя КГБУ «Маганское лесничество» произведен осмотр мест рубок, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: загрязнение, выраженное в не очистке на погрузочной площадке от порубочных остатков на площади 0,01 га, а также не очистки лесосеки от порубочных остатков на площади 0,01 га, что является нарушением требований пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Государственным инспектором по охране леса в отношении Александрова В.В. составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № Александров В.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 статьи 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 500 рублей (л.д.24-26).
Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, с учетом положений ст.ст.56, 67 ГПК РФ, при рассмотрении спора, суд принимает во внимание следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между министерством лесного хозяйства <адрес> в лице КГБУ «Маганское лесничество» и Александровым В.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений №, согласно которому КГБУ «Маганское лесничество» передает Александрову А.В. лесные насаждения, расположенные по адресу: <адрес>, КГБУ «Маганское лесничество», Маганское участковое лесничество, квартал 5, выдел 28, лесосека №, делянка №, с целью заготовки древесины.
Заготовка древесины Александровым В.В. производилась в период действия Договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Таким образом, нормы статей 77, 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ I «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской I Федерации предусматривают полное возмещение вреда.
Положения статьи 78 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» коррелируют с положениями ст. 1082 ГК РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах устанавливает, что при проведении рубок лесных насаждений, одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно Уставу лесничеств, в полномочия лесничеств входят обязанности: обеспечивать охрану и защиту лесов, находящихся в их ведении, в том числе, обеспечивать постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, осуществлять предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, подготавливать материалы по передаче в пользование лесного фонда лесопользователям, передавать лесные участки и принимать их от лесопользователей после завершения срока действия соответствующих договоров (аренды, безвозмездного срочного пользования, купли-продажи лесных насаждений), подготавливать акты приема-передачи лесных участков, подписывать акты осмотра лесного участка к договору купли-продажи лесных насаждений (мест заготовки) и хранение их в лесничестве.
Доказательств, подтверждающих выполнение очистки мест рубок, ответчиком не представлено.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены нормы лесного законодательства, что подтверждается актом осмотра лесосеки, сообщением.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Доказательства невозможности соблюдения ответчиком Правил пожарной безопасности в лесах в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в ходе проверки по административному делу не представлены.
По окончании заготовки древесины, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя КГБУ «Маганское лесничество» Кучасом И.И. произведен осмотр мест рубок, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: загрязнение, выраженное в не очистке на погрузочной площадке от порубочных остатков на площади 0,01 га, а также не очистки лесосеки от порубочных остатков на площади 0,01 га, что является нарушением требований пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Лесной участок вырублен в полном объеме, в результате нарушения требований лесного законодательства Александровым В.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 437,27 рублей, что подтверждается расчетом ущерба за нарушение требований лесного законодательства в области использования лесов и расчетно-технологической картой.
Государственным инспектором по охране леса Красновой А.В. в отношении Александрова В.В. составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № Александров В.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 статьи 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1 500 рублей.
Таким образом, с учетом изложенного, принимая во внимание, что ответчик не выполнил работы по очистке лесосеки, доказательств иного, в том числе на момент рассмотрения спора, вопреки положениям с. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что требования КГКУ «Лесная охрана» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждение «Лесная охрана» удовлетворить.
Обязать Александрова ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> в лесном участке по адресу: <адрес>, КГБУ «Маганское лесничество», Маганское участковое лесничество, в квартале №, выделе №, лесосеке №, делянке №: произвести очистку лесного участка на площади 0,01 га, произвести очистку погрузочной площадки от порубочных остатков на площади 0,01 га, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: И.В. Акимова