УИД 76RS0010-01-2019-001482-61
мотивированное решение
изготовлено 15.10.2019г.
Дело № 2-1226/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
10 октября 2019 года Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Отрывина С.А.,
при секретаре Чекиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Ростове
гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора Ярославской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселение Петровское об обязании провести землеустроительные работы, путем проведения межевания и определения границ земельного участка занятого общественным кладбищем, и осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка занятым общественным кладбищем,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Петровское Ярославской области об обязании провести землеустроительные кадастровые работы, путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественного кладбищем, расположенным в <адрес> у церкви <адрес> общей площадью 0,13 га, и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем, на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований Ростовский межрайонный прокурор указывает, что на земельном участке, занятом общественным кладбищем, расположенным в <адрес> у церкви <адрес>, находящимся в ведении администрации сельского поселения Петровское, не проведено межевание, не определены границы участка, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об описании границ указанного земельного участка отсутствуют. Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые требования, в том числе санитарные и экологические, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости описания границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного прокурора Хохлова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик - администрации сельского поселения Петровское Ярославской области, будучи извещенным надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил отзыв, в котором сообщил, что не имеет возражений по заявленным исковым требованиям.
Выслушав лиц участвующих в рассмотрении дела, и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Ростовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.6 ч.2 ст. 2 Закона Ярославской области «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного закона установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Статьями 16, 17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», а также санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.2882-11», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011, установлены санитарные, экологические и гигиенические требования к размещению, а также содержанию мест погребения.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2001 «Об охране окружающей среды» каждый право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения мест погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок осуществления места погребения.
Согласно положениям ст.1 ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
Согласно статьи 17 Федерального закона «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688, принятым развитие указанной нормы, утверждены Правила установления на местное границ объектов землеустройства.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастров учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-4 «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрам прав в результате государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В соответствии с ч. 4 ст.1 ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона с заявлением в орган кадастрового учета необходимо представить межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно ст. 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Судом установлено, что на территории сельского поселения Петровское Ростовского муниципального района Ярославской области находится действующее место захоронения - общественное кладбище в <адрес> у церкви <адрес> общей площадью 0,13 га. Данное общественное кладбище является открытым, действующим. В соответствии с Уставом сельского поселения Петровское находится в ведении администрации поселения. Содержание мест захоронения осуществляется за счет средств бюджета указанного муниципального образования.
На земельном участке, занятом общественным кладбищем, расположенным в <адрес> у церкви <адрес>, находящимся в ведении администрации сельского поселения Петровское, не проведено межевание, не определены границы участка, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения об описании границ указанного земельного участка отсутствуют.
Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, к содержанию мест погребения предъявляются особые требования, в том числе санитарные и экологические, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости описания границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах заявленные требования обоснованы, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, характера действий, надлежащих выполнить, суд считает возможным установить администрации сельского поселения Петровское срок для исполнения решения – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ростовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию сельского поселения Петровское Ростовского муниципального района Ярославской области провести землеустроительные кадастровые работы, путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественного кладбищем, расположенным в <адрес> у церкви <адрес> общей площадью 0,13 га, и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем, на кадастровый учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Отрывин