Решение по делу № 33-1980/2022 от 10.08.2022

    Судья Нефёдова Л.А.              № 33-1980/2022

                                                                                                УИД № 44RS0001-01-2022-001229-11

                                                                             № дела в суде первой инстанции 2-1579/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кострома                                     02 ноября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Ильиной И.Н.

судей Дедюевой М.В., Лукьяновой С.Б.

при секретаре Боречко Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горькова Николая Александровича к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании отказов незаконными и взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ОГКУ «Центр социальных выплат» на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н., выслушав представителя ОГКУ «ЦСВ» Герцеву Л.Ю., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы Горькова Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Горьков Н.А. обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказов от 06.12.2021 года и от 12.01.2022 года, признании права на предоставление субсидии на оплату ЖКУ с 1 ноября 2021 года, предоставлении государственной социальной помощи и признании его семьи малоимущей с 1 декабря 2021 года, а также взыскании с ответчика в его пользу морального вреда в размере 8000 руб. и судебных издержек в размере 183, 28 руб.

Требования обоснованы тем, что истец является <данные изъяты>. 17 ноября 2021 года обратился в ОГКУ «Центр социальных выплат»    с заявлением о предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Ответом от 06 декабря 2021 г. №58025-02-06 в представлении субсидии ему было отказано в связи с наличием задолженности по уплате взносов в НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». Данный ответ считает незаконным, так как в силу п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года само по себе наличие задолженности не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. 22 декабря 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о признании его семьи малоимущей. Ответом от 12 января 2022 года №511-02-06 ему в предоставлении государственной социальной помощи было отказано, поскольку в предоставленном им пакете документов отсутствуют документы о доходах его супруги. С данным решением он не согласен, так как в качестве подтверждающих документов им была предоставлена справка ОГКУ «Центр занятости населения по г. Костроме» о том, что его супруга на учёте в службе занятости населения в качестве лица, ищущего работу не состояла и пособие по безработице не получала. Также им была предоставлена копия её трудовой книжки, записи в которой подтверждают, что она не работает с 31 августа 2016 года.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 26 мая 2022 года исковые требования Горькова Николая Александровича к Областному государственному казенному учреждению « Центр социальных выплат» о признании отказов незаконными и взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично. Признан незаконным отказ ОГКУ «Центр социальных выплат» от 02 декабря 2021 г. № 336242/2102 в предоставлении Горькову Николаю Александровичу субсидии по оплате коммунальных услуг. ОГКУ «Центр социальных выплат» обязано предоставить Горькову Николаю Александровичу субсидию по оплате коммунальных услуг с 01 декабря 2021 г. Признан незаконным отказ ОГКУ «Центр социальных выплат» от 11 января 2022 г. №0111078/2202 в назначении Горькову Николаю Александровичу государственной социальной помощи малоимущим семьям. ОГКУ «Центр социальных выплат» обязано назначить Горькову Николаю Александровичу государственную социальную помощь с 23 декабря 2021 г. С Областного государственного учреждения «Центр социальных выплат» в пользу Горькова Николая Александровича взыскана компенсация морального вреда в размере 8000 руб. и судебные расходы в размере 94,40 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе первый заместитель директора ОГКУ «Центр социальных выплат» Ильичева В.А. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Повторяя доводы, изложенные в отзыве на иск, дополнительно отмечает, что никаких нарушений в действиях ОГКУ «ЦСВ» не имеется. Субсидия предоставляется по определенным правилам, разработаны рекомендации по применению правил, которые требуют от заявителя предоставления необходимых документов. В комплекте документов от Горькова М.А. не представлены сведения, подтверждающие, что его супруга не имеет доходов по независящим от нее причинам, трудовую и предпринимательскую деятельность не осуществляет, в центре занятости на учете не состоит, факт потери работы в период пандемии не подтвержден, уважительных причин отсутствия доходов Горьковой М.А. представлено не было. Доводы истца о том, что отсутствует работа в районе, в котором проживает истец со своей семьей, считает несостоятельными. Таким образом, Горькова М.А. самостоятельно приняла решение не осуществлять трудовую деятельность, не предпринимает действия по улучшению своего материального положения и своей семьи. Также считает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда и судебных расходов не имеется ввиду отсутствия подтверждения факта причинения Горькову Н.А. нравственных и физических страданий.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом установлено, что Горьков Н.А. является <данные изъяты>, проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 64,4 кв.м.

Его семья, кроме него, включает еще 3 человек:

жену ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

мать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В спорный период никто из членов семьи трудоустроен не был. Истец и его мать являются пенсионерами, мать, являясь получателем пенсии, работала по апрель 2021 года ьи имела доход от трудовой деятельности, дочь – студент дневного отделения очной формы обучения с полным возмещением затрат (на договорной платной основе) <данные изъяты>

Доход семьи состоит из пенсии Горькова Н.А. <данные изъяты>., пенсии матери Горьковой М.Н. <данные изъяты>

Дочь Горькова Д.Н. стипендии не получает.

Жена Горькова М.Н. не работает, безработным не признана, на учете в ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» в период с 01 августа 2021 года по 16 февраля 2022 года не состояла.

17 ноября 2021 года Горьков Н.А. обратился в ОГКУ «ЦСВ» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, приложив документы согласно перечню (л.д.14 оборот): копия свидетельства о регистрации права, справка о составе семьи, платежный документ за октябрь 2021 года, справка о выплате Горькова Н.А., справка на Горькову Д.Н., справка о пенсии Горьковой Т.Н., копия трудовой книжки Горьковой М.Н., справка ОГКУ «ЦЗН» на Горькову М.Н.

Письмом от 06 декабря 2021 г. за № 580025-02-06 ОГКУ «Центр социальных выплат» уведомило истца об отказе в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ, поскольку согласно сведениям АО «ЕРКЦ» на момент обращения он является должником по оплате услуги «Взнос в фонд капитального ремонта». Документы, подтверждающие единовременное или поэтапное погашение суммы задолженности Горьковым Н.А. не представлены.

Одновременно с таким письмом в учетном деле имеется решение об отказе в предоставлении субсидии в связи с не предоставлением полного пакета документов, а также наличием задолженности по капитальному ремонту (л.д.45).

Помимо этого 23 декабря 2021 года Горьков Н.А. обратился в ОГКУ «ЦСВ» с еще одним заявлением о признании его семьи малоимущей.

Письмом от 12 января 2022 года за №511-02-06 ОГКУ «Центр социальных выплат» уведомило истца Горькова Н.А. об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, указав, что в представленном комплекте документов отсутствуют сведения о доходах супруги Горькова Н.А.- Горьковой М.Н. от трудовой деятельности за период с 01 сентября по 30 ноября 2021 года, в том числе об их отсутствии по независящим от неё причинам. Данное обстоятельство не позволяет исчислить среднедушевой доход семьи истца.

Разрешая спор и признавая незаконным отказ ОГКУ «ЦСВ» от 06.12.2021 года, суд первой инстанции исходил из того, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от 03 марта 2021 года по делу № 2-566/2021 было установлено, что задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт в размере 2 814,30 руб. образовалась у истца за период с октября 2014 года по май 2015 года, во взыскании этой задолженности мировым судьёй судебного участка № 13 Димитровского судебного района г. Костромы было отказано в связи с применением последствий пропуска исковой давности, а заочным решением Свердловского районного суда г. Костромы от 09 ноября 2021 года по делу №2-4090/2021 на НКО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» возложена обязанность исключить из платежных документов, предъявляемых к оплате Горькову Николаю Александровичу за квартиру по адресу: <адрес> задолженность в сумме 2814 рублей 30 копеек. В связи с этим отказ в предоставлении субсидии по мотиву наличия задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг является неправомерным.

Оценивая доводы представителя ответчика Герцевой Л.Ю., что основанием для принятия решения явилось не наличие указанной задолженности, а не представление Горьковым Н.А. документов, подтверждающих отсутствие у супруги доходов, и обосновывающих право на назначение субсидии, суд первой инстанции указал, что направленный истцу ответ не содержит ссылки на эти обстоятельства как на основание для отказа в предоставлении данной субсидии. Поскольку данных о том, что до сведения заявителя доводились основания отказа в части не предоставления полного пакета документов, и что ему предлагалось представить необходимые документы, суду не представлено, решение от 06.12.2021 года судом признано незаконным и на ОГКУ «Центр социальных выплат» возложена обязанность предоставить Горькову Н.А. субсидию по оплате коммунальных услуг с 01 декабря 2021 года.

Между тем судом первой инстанции не принято во внимание, что дело рассматривалось им в порядке гражданского судопроизводства и в рамках спора надлежало решить вопрос не только о правомерности или неправомерности формулировки ответа об отказе в предоставлении субсидии по указанному в ответе мотиву, но и о наличии у истца права на получение этой субсидии, поскольку само по себе отсутствие задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт не означает, что обращение Горькова Н.А. отвечает всем остальным требованиям, соблюдение которых необходимо для принятия положительного решения о назначении субсидии.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, а также новые доказательства, такие как справка    МКУ «Центр занятости населения по городу Костроме», сведения ОКГУ «Центр социальных выплат» о доходах членов семьи за расчетный период, коллегия приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для назначения Горькову Н.А. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг на основании его обращения от 17.11.2021 года и об обоснованности решения об отказе в предоставлении субсидии от 2 декабря 2021 года по мотиву не предоставления полного пакета документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, пп. "б" п. 34 которых предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абз. 2 ст. 5 и ст. ст. 6 - 12 Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" с учетом денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с пп. "а" п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Для получения субсидии граждане, указанные в п. 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в п. 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением документов, поименованных в п. 8 Правил.

Согласно п. 8 Правил для решения вопроса о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в уполномоченный орган предоставляются документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии (пп. "д"). Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 29.04.2020 №504).

Согласно подп. «з», «ж» п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи, в том числе оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица; проценты по банковским вкладам; наследуемые и подаренные денежные средства.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Правил).

Таким образом, представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является в соответствии с п. 14 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Правительство Российской Федерации поручило утвердить Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий (пункт 3 постановления от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг").

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3). Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. N 612 Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено, его функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительного зонирования переданы Минстрою России.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 30 декабря 2016 г. N 1037/пр/857 (далее - Приказ N 1037/пр/857) утверждены Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 (далее - Методические рекомендации).

Данные рекомендации разработаны для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, уполномоченным устанавливать размеры региональных и местных стандартов и финансировать расходы на предоставление субсидий, а также уполномоченным органам, предоставляющим гражданам субсидии и обеспечивающим их перечисление (выплату, вручение) в соответствии с порядком перечисления (выплаты, вручения) гражданам субсидий (пункт 3).

Согласно пункту 45.1 Методических рекомендаций декларирование в заявлении своих доходов и доходов членов своей семьи, относящихся к социально-демографическим группам "трудоспособное население" и "пенсионеры", в размере, равном нулю за все месяцы расчетного периода, рекомендуется уполномоченным органам не признавать как декларирование.

Отсутствие у граждан доходов согласно п. 48 Методических рекомендаций, утв. приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1037/пр и Минтруда России N 857 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761" подтверждается документами об отсутствии выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат (для имеющих статус безработного), справкой об отсутствии стипендии (для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения), либо документами, подтверждающими принадлежность гражданина к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства (лица, содержащиеся под стражей; находящиеся в розыске; находящиеся на длительном стационарном лечении; матери, осуществляющие уход за ребенком до трех лет; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу; беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель; многодетные матери (отцы), воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей).

Как следует из данных истцом в ходе судебного разбирательства пояснений, его супруга является трудоспособной, с 2016 года не работала, дохода не имела.

Учитывая, что Горькова М.Н. является трудоспособным лицом (1983г.р.) и к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства не относится, уходом за малолетними детьми не занята, истец в постороннем уходе не нуждается (доказательств обратному в материалах дела отсутствуют), это обстоятельство само по себе основанием для освобождения истца от обязанности по предоставлению документов о доходах супруги не являлось.

Истец в подтверждение доводов об отсутствии доходов у его супруги представил копию трудовой книжки Горьковой М.Н., в которой последняя запись сделана 31.08.2016 года и содержит сведения о том, что трудовой договор с Горьковой М.Н. прекращен в связи с истечением его срока, а также справку ОГКУ «Центр занятости населения по городу Костроме» о том, что Горькова М.Н. в период с 01 ноября по 16 ноября 2021 года на учете в службе занятости населения в качестве ищущего работу, безработного не состояла, пособия по безработице не получала.

Между тем, поскольку Горькова М.Н. на учете в службе занятости в расчетный период не состояла, справка о неполучении пособия по безработице не подтверждает факта отсутствия у неё иного дохода.

Принимая во внимание, что отсутствуют сведения о её трудоустройстве за длительный период (около 5 лет), при этом истец Горьков Н.А. в силу наличия у него заболевания нетрудоспособен, является <данные изъяты>, однако его жена мер к трудоустройству не предпринимает, тем не менее дочь Горьковых обучается в образовательном учреждении на платной основе, помимо этого со слов истца его жена Горькова М.Н. имеет в собственности долю в жилом помещении, в котором не проживает, и информации об использовании этого имущества при обращении с заявлением о предоставлении субсидии также не сообщено, представленные сведения о нулевом доходе Горьковой М.Н. ответчик обоснованно не признал подтвержденными достаточными и допустимыми документами.

При этом коллегия отмечает, что вопреки выводам суда первой инстанции о наличии у уполномоченного органа возможности с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия получить сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, ответчик не в состоянии получить информацию, в частности, о возможных доходах по гражданско-правовым договорам, по договорам дарения, от использования имущества или продажи выращенного на приусадебном участке урожая.

Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.

Однако никаких подобных сведений при обращении за субсидией истцом задекларировано не было.

Таким образом, поскольку документов, содержащих сведения о доходах супруги (члена семьи) за шесть месяцев расчетного периода, истец в Центр социальных выплат не представил, а представленные документы не свидетельствовали об отсутствии дохода, отказ в назначении истцу субсидии правомерен (как указано выше, в силу п.14 Правил представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии).

Не представил он таких документов и в ходе рассмотрения настоящего дела, поэтому основания для признания за ним права на получение субсидии на оплату ЖКУ с 1 декабря 2021 года отсутствуют.

При этом коллегия отмечает, что в случае исключения супруги Горькова Н.А. из состава его семьи (что в данном случае исходя из Правил предоставления субсидий не возможно) право на получение субсидии у семьи также не возникло бы, что подтверждается представленным ответчиком расчетом.

Разрешая требования истца о признании незаконным отказа ОГКУ «Центр социальных выплат» от 12 января 2022 года, оформленного ответом №511-02-06, суд, руководствуясь Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Законом Костромской области от 19.07.2005 № 292-ЗКО «О государственной социальной помощи в Костромской области», пришел к выводу, что при принятии решения по заявлению Горькова Н.А. ОГКУ «Центр социальных выплат» к разрешению вопроса о предоставлении семьи истца государственной социальной помощи отнёсся формально, не было предложено предоставить какие-либо дополнительные документы, подтверждающие, что его семья по независящим от неё обстоятельствам получает доход ниже прожиточного минимума, не предложено предоставить по данному факту объяснение, не учел тяжелую ситуацию на рынке труда в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в силу чего признал незаконным отказ ОГКУ «Центр социальных выплат» от 12 января 2022 года и возложил обязанность назначить Горькову Н.А. государственную социальную помощь с 23 декабря 2021 г., т.е. с даты обращения с заявлением.

И с этим выводом суда первой инстанции коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст.7 ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Между тем Горькова М.Н. с 2016 года по январь 2022 года не была трудоустроена, не зарегистрирована ни в качестве индивидуального предпринимателя, ни в качестве самозанятого, при этом на учете в Центре занятости не состояла. Доказательств невозможности её трудоустройства в течение столь длительного времени в дело не представлено. Доводы о тяжелой ситуации на рынке труда в 2021 году опровергаются материалами дела.

Как следует из представленного в материалы дела письма администрации Костромской области от 01.03.2021 (л.д.32), вакансии повара для трудоустройства Горьковой М.Н. предлагались, также разъяснялось, где можно осуществить выбор вакансий. На запрос суда апелляционной инстанции ГКУ «Центр занятости населения в городе Костроме» сообщил, что за период с мая по декабрь 2021 года по профессии повар поступило 139 вакансий от 69 работодателей с заработной платой от 12797 рублей до 50 000 рублей. Таким образом, дефицита вакансий повара на рынке труда в 2021 году не имелось.

Ссылку на отсутствие прививки от новой коронавирусной инфекции как препятствие к трудоустройству коллегия также находит несостоятельной, поскольку вакцина в области имелась, и жена истца привилась первым компонентом ДД.ММ.ГГГГ, вторым - ДД.ММ.ГГГГ. При этом в Костромской области 13 июля 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Костромской области было издано постановление № 7 «Об организации проведения вакцинации против COVID-19 в Костромской области». Согласно п.1.1 постановления определены категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации по эпидемиологическим показаниям против COVID-19 в т.ч. работники образовательных организаций и общественного питания. Подпунктом 2.1 п.2 данного постановления предписано руководителям предприятий, организаций, учреждений независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Костромской области, организовать проведение до 15 августа 2021 г. вакцинации первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в срок до 15 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции категории работников в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления с охватом не менее 60 % от численности сотрудников. Следовательно, препятствий в трудоустройстве у Горьковой М.Н. в связи с наличием прививки, сделанной в установленные нормативным актом сроки, не было.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что требования о взыскании компенсации морального вреда производны от требований о признании решений ответчика незаконными, решение суда подлежит отмене, а требования Горькова Н.А. – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 26 мая 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в иске Горькову Николаю Александровичу к ОГКУ «Центр социальных выплат» о предоставлении мер социальной поддержки по заявлениям от 17.11.2021 года и от 22.12.2021 года и взыскании компенсации морального вреда отказать.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский районный суд г. Костромы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 02.11.2022 года

33-1980/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Горьков Николай Александрович
Ответчики
ОГКУ Центр социальных выплат
Суд
Костромской областной суд
Судья
Ильина Инна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kst.sudrf.ru
11.08.2022Передача дела судье
10.10.2022Судебное заседание
10.10.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.11.2022Судебное заседание
07.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2022Передано в экспедицию
02.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее