Дело № 2-1262/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2016 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Павловой Е.А., при секретаре Марковой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выборовой Т. Н., Серкиной Т. П., Котовой Н. А., Медведчикова Н. А., Гусевой Н. В., Темниковой Н. Я., Быкова П. М., Луцкой А. КонстА.вны, Воронцовой О. А., Моревой Л. А., Румянцевой Л. К., Кузьминой М. И. к АО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» филиал «Бурятэнерго» о признании незаконной установки прибора учета электроэнергии «Матрица», незаконными действий по производству начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды с использованием показаний незаконного общедомового прибора учета, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Выборова Т.Н., Серкина Т.П., Котова Н.А., Медведчиков Н..А, Гусева Н. В., Темникова Н.Я., Быков П.М., Луцкая А.К., Воронцова О.А., Морева Л.А., Румянцева Л. К., Кузьмина М.И.,обратилась в суд с данным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что являются потребителями коммунальной услуги по электроснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>., в <адрес> квартир. Выборова Т.Н. является председателем общедомового комитета. Исполнителем указанной услуги является Ответчики. В 2014 году ПАО «МРСК СИБИРИ» на столбе возле дома установили общедомовой прибор учета «Матрицу», на фасад дома был установлен дисплей. Считают, что данный прибор учета установлен с нарушениями, разрешения их в то время как собственников жилых помещений никто не спрашивал, договора не заключали. Считаю что «Матрица» не может быть общедомовым прибором учета, счетчик расположен высоко доступ а к нему нет, должен быть расположен в сухом места при температуре не иже ) градусов и не вше 2- градусов. Так как прибор Матрица не может является общедомовым прибором учета, то и начисление за ОДН незаконно, Ответчики не проводят проверку незаконного потребления электроэнергии., сторонних подключений к сетям дома. Просят признать незаконной установку прибора учета электроэнергии «Матрица», незаконными действия по производству начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды с использованием показаний незаконного общедомового прибора учета, взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истцы исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что они является собственником жилых помещений по адресу <адрес>. "дата" они на собрании жильцов дома выбрали способ управления многоквартирным домом непосредственное управление, избрали председателем Выборову Т.Н., до этого управляющей организации у их дома не было. У всех жильцов, кроме двоих стоят новые приборы учета. А у двоих старые и проверить они их не могут, так как они стоят внутри квартиры, так у них есть гаражи. Сами они проверить не могут, а МРСК Сибири так же не проверяет. В подъезда горит всего одна лампочка, до "дата" года начисление за ОДН было не большим около <данные изъяты> рублей а <данные изъяты> увеличилось в несколько раз. Прибор «Матрица» был установлен без их разрешения как собственников.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Молдаханова О.С. в судебном заседании считала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» с "дата" был присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Республики Бурятия и организацией были приняты на обслуживание все потребители предыдущего гарантирующего поставщика ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго». На момент принятия потребителей много квартирный жилой дом в <адрес>. уже был оборудован общедомовым прибором учета, вся информация по его допуску была передана предыдущим гарантирующим поставщиком. Дом по <адрес>. является многоквартирным, соответственно на основании ранее установленного прибора учета жителям дома производится начисление оплаты по электроэнергии за общедомовые нужды в соответствии с формулой 12 Правил предоставления коммунальных услуг, так как договор электроснабжения не заключен, с данной просьбой жильцы дома не обращались. Начисление общедомовых нужд до "дата" года производили по нормативам, после того как при Правительстве <адрес> было проведено совещание было распоряжение проводить начисление ОДН по приборам учета. Процедуру установки и допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии выполнил предыдущий гарантирующий поставщик, действующее законодательство не содержит требований о повторной процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета в случае смены гарантирующего поставщика. Ранее данные прибора учета передавались в АО «Читанергосбыт» сетевой организацией, начисления соответствуют действительности, поскольку рассчитаны исходя из показаний счетчика.
Представитель третьего лица – ОАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» по доверенности Яроцкая Т.В. в судебном заседании считала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что в соответствии с нормами Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» собственники многоквартирных домов обязаны были оснастить дома приборами учета до "дата" в противном случае сетевая или энергоснабжающая организации обязаны были самостоятельно установить и вести приборы учета в эксплуатацию. На основании этого, поскольку в доме на ул. <адрес>. такой прибор установлен не был, ПАО «МРСК-Сибири» являясь сетевой организацией в 2014 году произвело установку прибора учета за свой счет. В акте допуска прибора учета была указана администрация МО «П.Нижнеангарск», поскольку на тот момент управляющей организации домом не было создано. Начальные показания общедомового прибора учета зафиксированы в акте. Прибор является прибором учета многоквартирного дома так как все остальные, название «Матрица» обозначает только тип. Согласно паспорта на приор учет о может быть использован при темперту <данные изъяты> градусов при влажности <данные изъяты> данный прибор проверен, соответствует всем нормам и состоит на учете в Госреестре СИ как действующее средство измерения на территории РФ, как действующий. С вопросом о переносе прибора «Матрица» собственники дома не обращались. ПАО «МРСК Сибири» имеет право проверить приборы учета, подсоединение к прибору внутри квартир гаражей только с разрешения собственника.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс РФ в пункте 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Из исследованных материалов дела, пояснений истцов, установлено, что истцы является собственниками квартир в доме расположенном в <адрес>.Дом является многоквартирным, в нем имеются места общего пользования.
АО «Читаэнергосбыт» с "дата" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Бурятия, в том числе и в <адрес>.
ОАО «МРСК-Сибири» является сетевой организацией, а в период до "дата" являлась также гарантирующим поставщиком электроэнергии в том числе и на территории <адрес>.
"дата" сетевой организацией ОАО «МРСК-Сибири», к чьим сетям присоединено сетевое хозяйство многоквартирного жилого дома по адресу <адрес>.был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета в указанном доме типа № класс точности0<данные изъяты> на опоре № <данные изъяты> № счетчик электрической энергии трехфазный, что подтверждается актом допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию от "дата", Актом проверки прибора учета от "дата" года
На основании показаний установленного "дата" прибора учета истцам как собственникам жилого помещения производятся начисление оплаты за общедомовое потребление электроэнергии <адрес>.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор в силу статьи 540 Кодекса считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединительной сети.
Обязанность абонента производить оплату потребленных энергоресурсов определена в статье 544 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, 44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Однако учитывая, что договор электроснабжения с управляющей компанией, жильцами непосредственно управляющее домом не был заключен, с данной просьбой общедомовой комитет дома не обращался, начисление происходит за общедомовые нужды на основании абз.3 п.44 Постановления Правительства РФ № по формуле №.
Согласно протоколу от "дата" жильцами <адрес> выбрано непосредственное управление, на основании данного протокола было решений о заключении договор с ресурсоснабжающими организациями принято не было.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от "дата" N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до "дата" обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от "дата" N 261-ФЗ С "дата" организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от "дата" N 261-ФЗ до "дата" в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После "дата" (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на замену приборов учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения в случае если собственниками не были выполнены требования, установленные ч.5 ст. 13 Федерального закона от "дата" N 261-ФЗ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства из пояснений истцов собственников жилых помещений в <адрес> каких либо мер к установке общедомового прибора учета в срок до "дата" не принималось, требование ч. 5 ст. 13 Федерального закона от "дата" N 261-ФЗ ими выполнены не были. В связи с чем, доводы истцов о том, что прибор учета общедомового потребления электроэнергии был установлен незаконно, судом не могут быть приняты во внимание.
Доводы истцом, что прибор учета не может быть общедомовым прибором учета ничем не подтвержден и являются голословными. Доводы о том, что прибор не может быть использован при высоких и низких температурах опровергаются паспортом прибора учета в соответствии с которым, прибор учёта «Матрица» используется в диапазоне от – 40 до + 70 градусов при влажности 95 %.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконной установки прибора учета электроэнергии «Матрица», соответственно незаконными действий по производству начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды с использованием показаний незаконного общедомового прибора учета. В ходе судебного разбирательства нарушений прав истцов как потребителей электрической энергии со стороны ответчиков не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияВыборовой Т. Н., Серкиной Т. П., Котовой Н. А., Медведчикова Н. А., Гусевой Н. В., Темниковой Н. Я., Быкова П. М., Луцкой А. КонстА.вны, Воронцовой О. А., Моревой Л. А., Румянцевой Л. К., Кузьминой М. И. к АО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» филиал «Бурятэнерго» о признании незаконной установки прибора учета электроэнергии «Матрица», незаконными действий по производству начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды с использованием показаний незаконного общедомового прибора учета, взыскании судебных расходов- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 29 августа 2016 года.
Судья Е.А. Павлова