77-1714/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 2 июня 2021 года
Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего |
Бакулиной Л.И. |
судей |
Гончаровой Л.А., Комаровой И.С. |
при секретаре |
Кулакове П.В. |
с участием прокурора |
Белова Е.А. |
осужденного |
Копылова Д.С. |
защитника осужденного адвоката |
Письменского С.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе защитника осужденного Копылова Д.С. – адвоката Письменского С.В.
на приговор Советского районного суда г. Иваново от 4 февраля 2020 года.
Приговором Советского районного суда г. Иваново от 4 февраля 2020 года
Копылов Дмитрий Сергеевич, родившийся * в *, судимый:
- 21 декабря 2018 года по ч.1 ст. 318, ст. 319 УК РФ к штрафу в размере 20 000 рублей (не оплачен),
осужден к лишению свободы:
по п. «а» ч.3 ст. 111 УК РФ на 8 лет,
по ч.2 ст. 162 УК РФ на 6 лет.
На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено 10 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Отбывание наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом на основании п. «а» ч.3.1, ч.3.4 ст. 72 УК РФ времени содержания Копылова под домашним арестом с 22 мая 2019 года до 10 декабря 2019 года из расчета два дня за один день лишения свободы, времени содержания под стражей с 11 декабря 2019 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Удовлетворен гражданский иск прокурора, с Копылова в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области взыскано 133 216, 46 рублей в счет возмещения средств, затраченных на лечение потерпевшего * и 5 686, 18 рублей в счет возмещения средств, затраченных на лечение потерпевшего *
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор суда не обжаловался и вступил в законную силу 15 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Комаровой И.С., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебного решения, доводы кассационной жалобы, выступление осужденного Копылова Д.С. и его защитника – адвоката Письменского С.В., поддержавших доводы о смягчении назначенного наказания; возражения прокурора Белова Е.А., полагавшего принятые решения оставить без изменения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
по приговору суда Копылов признан виновным и осужден за умышленное причинение опасного для жизни тяжкого вреда здоровью *, совершенное группой лиц по предварительному сговору; а также за разбойное нападение на * и * с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Преступления совершены 18 мая 2019 года в г. Иваново при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе адвокат Письменский С.В. просит приговор суда изменить, смягчить Копылову наказание до минимально возможного размера. Считает, что судом не соблюден индивидуальный подход к назначению наказания, нарушены положения ст. 60 УК РФ, так как не принято во внимание то, что инициатором противоправных действий являлся *, а Копылов лишь хотел помочь своему знакомому. Отмечает, что Копылов частично признал вину и согласился с исковыми требованиями, изобличил второго участника преступления. Не согласен с тем, что обстоятельством, отягчающим наказание, является совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, полагает, что состояние опьянения не повлияло на действия Копылова.
В возражениях на жалобу осужденного государственный обвинитель Сидорова И.В. считает, что при назначении Копылову наказания требования уголовного закона не нарушены, все обстоятельства, влияющие на вид и размер наказание, установлены правильно и учтены в полной мере; осужденному назначено справедливое наказание оснований для смягчения которого не имеется.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на них, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из представленных материалов дела усматривается, что каких-либо процессуальных нарушений, ограничивающих право участников уголовного судопроизводства на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, не допущено.
Обвинительный приговор соответствует требованиям ст. 303-304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны обстоятельства преступных деяний, установленные судом, проанализированы доказательства, подтверждающие виновность осужденного в содеянном, мотивированы выводы относительно квалификации преступления.
Виновность Копылова в совершении преступлений, за которые он осужден, подтверждается показаниями потерпевших * об обстоятельствах его избиения Копыловым; * и * о разбойном нападении на них Копылова и хищении принадлежащего им имущества; заключениями судебно-медицинских экспертиз о характере, локализации и механизме образования телесных повреждений, обнаруженных у потерпевших; показаниями свидетеля *, согласно которым Копылов пришел к ней в дом с чужим телевизором; результатами опознания потерпевшей * Копылова, а также иными доказательствами, подробно раскрытыми в приговоре.
Исходя из фактических обстоятельств дела, правовая оценка действиям * по п. «а» ч.3 ст. 111 УК РФ и ч.2 ст. 162 УК РФ дана верная.
Доводы защитника о том, что инициатором конфликта с потерпевшими являлось иное, не установленное следствием лицо, опровергаются показаниями потерпевшего * о том, что первым ударил его кулаком в голову именно Копылов. Не подтверждена версия защитника и о том, что Копылов пытался помочь потерпевшим, оттаскивая *, так как из показаний потерпевшей * следует, что Копылов, совместно с *, избивал лежащего по полу *, нанося ему удары, в том числе ногами по голове. Кроме того, потерпевшие * и * утверждали, что, именно Копылов, требуя передачи денег, применил нож, которым причинил * ранения.
Показания потерпевших об обстоятельствах преступлений обоснованно признаны достоверными и допустимыми доказательствами, поскольку они получены в установленном законом порядке и согласуются с иными, исследованными судом доказательствами, оснований для оговора ими * не установлено.
Вместе с тем судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению в связи с существенными нарушениями уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшими на исход дела.
Согласно ч.1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного закона, повлиявшие на исход дела.
К таким нарушениям относятся, в частности, неправильное применение судом уголовного закона при назначении виновному наказания.
Согласно ст. 6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.В соответствии с ч.2 ст. 43 и ч.3 ст. 60 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Эти требования закона не в полной мере выполнены судом по настоящему делу.
При назначении осужденному Копылову наказания судом учтены характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, его личность, влияние назначаемого наказания на условия жизни его семьи, а также обстоятельство, смягчающее наказание – частичное признание вины.
Судом правильно установлено и то, что обстоятельством, отягчающим наказание Копылова, является рецидив преступлений, в связи с чем, применялись положения ч.2 ст. 68 УК РФ.
Вместе с тем решение суда о признании отягчающим наказание Копылова обстоятельством совершение им преступлений в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, нельзя признать обоснованным.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 63 УК РФ само по себе совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением, в том числе алкоголя, не является единственным и достаточным основанием для признания такого состояния обстоятельством, отягчающим наказание. При разрешении вопроса о возможности признания указанного состояния лица в момент совершения преступления отягчающим обстоятельством суду надлежит принимать во внимание характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, влияние состояния опьянения на поведение лица при совершении преступления, а также личность виновного.
Вышеуказанные разъяснения и требования уголовного закона не учтены судом при назначении осужденному наказания. Признав совершение Копыловым преступлений в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя, в качестве обстоятельства, отягчающего его наказание, суд не привел в приговоре обоснование и мотивы принятого решения, не указал, каким образом данное состояние повлияло на поведение осужденного при совершении преступления, а лишь указал на то, что связь состояния опьянения, в котором находился Копылов, с совершенными преступлениями, не вызывает у суда сомнений.
Таким образом, признавая совершение Копыловым преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, в качестве обстоятельства, отягчающего его наказание, суд надлежащим образом свои выводы не мотивировал, не указал, каким образом указанное состояние повлияло на его поведение при совершении преступлений.
Исходя из изложенного, решение суда о признании отягчающим наказание Копылова обстоятельством совершение преступлений в состоянии опьянения нельзя признать обоснованным, а назначенное ему по п. «а» ч.3 ст. 111 УК РФ и ч.2 ст. 162 УК РФ, а соответственно и по совокупности преступлений наказание – справедливым.
Допущенные по делу существенные нарушения уголовного закона при назначении осужденному наказания являются в силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основанием изменения приговора.
Кроме того, судом допущены нарушения уголовно-процессуального закона при разрешении гражданского иска прокурора.
Признавая заявленный прокурором иск о возмещении средств, затраченных на лечение потерпевших * в сумме 133 216, 46 рублей и * в сумме 5 686, 18 рублей, обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд первой инстанции не привел в своем решений положений закона, на основании которого признал иск подлежащим удовлетворению.
Между тем, согласно ст. 31 Федерального законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», регулирующего порядок возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью, предъявление претензии или иска к лицу, причинившему вред здоровью застрахованного лица, в порядке возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи страховой медицинской организацией осуществляется на основании результатов проведения экспертизы качества медицинской помощи, оформленных соответствующим актом (ч.2); размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации (ч.3).
Кроме того, в соответствии с ч.5 ст. 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иск о возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью и связанных с ним расходов страховой медицинской организации предъявляется в порядке гражданского судопроизводства.
Как следует из материалов уголовного дела иск предъявлен не страховой медицинской организацией и не в порядке гражданского судопроизводства. При этом страховые медицинские организации не привлекались к участию в данном процессе.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу", по смыслу ч. 1 ст. 44 УПК РФ регрессные иски (о возмещении расходов страховым организациям и др.) подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из изложенного, гражданский иск прокурора в интересах Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области к осужденному Копылову не подлежал рассмотрению в ходе производства по уголовному делу.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 401.13, 401.14, 401. 15, 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
приговор Советского районного суда г. Иваново от 4 февраля 2020 в отношении Копылова Дмитрия Сергеевича изменить:
исключить указание суда о признании обстоятельством, отягчающим наказание Копылова Д.С., совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя;
смягчить наказание, назначенное Копылову по п. «а» ч.3 ст. 111 УК РФ, до 7 лет 9 месяцев лишения свободы,
смягчить наказание, назначенное Копылову по ч.2 ст. 162 УК РФ до 5 лет 9 месяцев лишения свободы;
На основании ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить 9 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Этот же приговор в отношении Копылова Д.С. в части разрешения гражданского иска, заявленного прокурором Советского района г. Иваново в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ивановской области на сумму 133 216, 46 рублей и 5 686, 18 рублей отменить.
Гражданский иск оставить без рассмотрения.
В остальном приговор в отношении Копылова Д.С. оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Письменского С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Бакулина |
Судьи |
Л.А. Гончарова |
И.С. Комарова |