УИД 91RS0019-01-2023-000307-82Дело № 2-1020/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ломовского И.В.
при секретаре Разваляевой П.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Евменова Андрея Викторовича к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго» о возложении обязанности осуществить технологическое присоединение земельного участка к электрическим сетям,
УСТАНОВИЛ:
Евменов А.В.обратился в суд с иском к ГУП РК «Крымэнерго» о возложении обязанности осуществить технологическое присоединение земельного участка по адресу: <адрес>, с/пДобровское, <адрес>, с кадастровым номером № электрическим сетям, по условиям договора от 21.05.2022 №460/45/005-2595-22 ЛК об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в течении трех дней с момента вступления в законную силу решения суда,взыскании морального вреда в размере 100 000 рублей и штрафа в размере 50 % от суммы присужденной судом.
Требования мотивированы тем, что между сторонами заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, однако ответчик, в нарушение условий заключенного между сторонами договора, своих обязательств в надлежащие сроки не выполнил.
В судебное заседание истец не явился, его представитель направил в адрес суда заявление, в котором просит рассмотреть заявленные требования в его отсутствии, требования просит удовлетворить. Не возражал против предоставления ответчику полуторамесячного срока для исполнения решения суда, со дня вступления в законную силу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил в адрес суда возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что между ГУП РК «Крымэнерго» и Евменовым Андреем Викторовичем заключен договор от 21.05.2022№460/45/005-2592-22 ЛК, по условиям которого ответчик принял на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств для электроснабжения электроустановки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/пДобровское, <адрес>, с кадастровым номером №.
Согласно пункту 1 договора сетевая организация приняла обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №.
Согласно п. 13 Технических условий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более шести месяцев со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Пунктом 8 Договора предусмотрена обязанность заявителя выполнить требования технических условий, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, произвести оплату расходов на технологическое присоединение.
Оплата произведена истцом 08.06.2022.
Таким образом, конечным сроком по выполнению мероприятий по технологическому присоединению являлась дата 08.12.2022 года, в связи с чем срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению истек.
Судом установлено, что ответчик не выполнил обязательств по вышеуказанному договору в части технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Как следует из возражений представителя ответчика невыполнение условий договора связано с большой нагрузкой и длительностью поставок необходимого оборудования.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
На обращение Евменова А.В. по вопросу технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: <адрес>, с/пДобровское, <адрес>, с кадастровым номером №, ГУП РК «Крымэнерго» письмом от 30.12.2022 сообщил, что с учетом загруженности работников предприятия по обеспечению надлежащего энергоснабжения Республики Крым, технологическое присоединение данного объекта планируется выполнить в срок до 31.07.2023 года.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Таким образом, обязанность доказывать наличие обстоятельств, освобождающих ГУП РК «Крымэнерго» от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перед истцом, лежит именно на ответчике, однако таких доказательств в суд не представлено.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о возложении на ответчика обязанности осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям электроустановок истца в соответствии с договором и техническими условиями, суд исходит из того, что в судебном заседании факт неисполнения ответчиком обязательств по заключенному с истцом договору технологического присоединения нашел свое подтверждение. Вины истца в нарушении ответчиком сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, судом не установлено.
Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения им обязательств по независящей от него причине, изменения обстоятельств, вызванных причинами, которые ГУП РК «Крымэнерго» не может преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота. Обстоятельств, освобождающих сетевую организацию от исполнения принятых по договору обязательств, в настоящем споре не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части возложения на ответчика обязанности осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств истца к электрическим сетям в теченииполутора месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Устанавливая срок исполнения обязательства, суд учитывает незначительную длительность его исполнения, момент выполнения истцом своих обязанностей по сделке и поведение сторон, необходимость к проведению объеме монтажно-строительных работ (прокладка ЛЭП, монтаж прибора учета), плотность района застройки, и считает необходимым определить его размер полутора месяцев с момента вступления решения в законную силу. При этом, срок, указанный заявителем, с учетом комплекса необходимых к проведению работ, согласованных в технических условиях, суд счел недостаточным.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком в досудебном порядке не были исполнены в полном объеме возложенные на него обязательства по договору технологического присоединения, выгодоприобретателем по которому является истец, чем его права, как потребителя, были нарушены.
Поскольку установлен факт нарушения ответчиком прав потребителя, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 рублей, поскольку указанный размер компенсации с учетом характера нарушения права, суд полагает разумным и справедливым.
При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителя, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли требование суду (п.6, ст.13 Закона).
Учитывая установленные факты, суд полагает возможным, взыскать с ответчика штраф за не удовлетворение в добровольном порядке в предусмотренный договором срок своих обязательств в размере 1000 руб.
В силу части первой статьи 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика судебные расходы, от уплаты которых истец был освобожден, в доход бюджета муниципального района – Симферопольского района Республики Крым в размере 300,00 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск Евменова Андрея Викторовича к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго» о возложении обязанности осуществить технологическое присоединение земельного участка к электрическим сетям - удовлетворить частично.
Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымэнерго» в срок не позднее полутора месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить технологическое присоединение для электроснабжения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>,к электрическим сетям, по условиям договора от 21.05.2022№ ЛК об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенного между Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымэнерго» и ФИО2.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» (№) в пользу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, 1000 рублей в счет штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» в доход бюджета муниципального района – Симферопольского района Республики Крым судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300,00 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.В. Ломовский
мотивированный текст решения изготовлен 13 марта 2023 года.