Судья Городилов В.В. Дело № 33-424/2015 05 марта 2015 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Шевченко Г.М.
и судей Черниковой О.Ф., Мартыновой Т.А.,
с участием прокурора Русановой О.А.,
при секретаре Медведевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 05 марта 2015г. дело по апелляционной жалобе Департамента финансов Кировской области на решение Нолинского районного суда Кировской области от 02 декабря 2014 года, которым постановлено:
Иск прокурора удовлетворить.
Взыскать с департамента финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Щекотовой С.В. расходы, понесённые ею на оплату отопления и освещения жилого помещения за период с <дата> года в сумме <данные изъяты> руб.
В удовлетворении иска в отношении департамента здравоохранения Кировской области, отказать.
Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Сунского района обратился в суд с иском о взыскании с Департаментов финансов и здравоохранения Кировской области в пользу Щёкотовой С.В. расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.В обоснование иска указывал, что по 31.12.2004г. в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Щёкотова С.В. пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ, того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы государственной власти субъектов РФ. Согласно п.1.5 Устава КОГБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» учредителем учреждения является Кировская область. Щёкотова С.В., работающая в должности медсестры хирургического кабинета с <дата>., своего права на получение бесплатного жилья с отоплением и освещением в полной мере не реализовала. В период с <дата> по <дата> Щёкотова С.В. в полном объеме производила оплату жилого помещения с отоплением и освещением, которая составила <данные изъяты> руб. За счет средств областного бюджетаза указанный период частичная компенсация по оплате коммунальных платежей составила <данные изъяты> руб. С учетом уточнения исковых требований просил взыскать с Департамента финансов <адрес> в пользу Щёкотовой С.В. расходы по отоплению и освещению в размере <данные изъяты> коп. за период с <дата> по <дата>
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен Департамент финансов Кировской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что расчет суммы иска произведен неверно. За период определенный истцом с <дата>. ею понесены расходы: за отопление - <данные изъяты> руб., за электроэнергию - <данные изъяты> руб., размер частичной компенсации составил - <данные изъяты> руб., итого: <данные изъяты> руб. Указывает, что в Законе Кировской области от 03 ноября 2004 года № 267-30 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Указанная компенсация истцу ежемесячно выплачивалась, обязательство субъекта РФ -Кировская область перед ней выполнены в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005г. не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005г. Законом Кировской области № 267-ЗО установлена система мер социальной поддержки указанных лиц, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее представляемых льгот, в нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот. Указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что Щёкотова С.В. ранее до 01.01.2005г. пользовалась мерами социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения с отоплением и освещением. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005г. сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005г., то есть одновременно работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами, льготы должны быть предоставлены за счет средств федерального бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сунского района Кировской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о рассмотрении дела надлежащим образом и своевременно извещены, просят рассмотреть дело без их участия, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор Русанова О.А. представила справку-расчет о взыскании затрат по оплате коммунальных услуг за период с <дата>., считает, что решение суда подлежит изменению лишь в части сумм взыскания.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Русановой О.А., обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьи 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 года, предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 года в соответствии с частями 5, 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст.153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации составил ежемесячно в 2009 и 2010 годах - 400 рублей; в 2011 г. - 460 рублей; в 2012 году - 488 рублей, в 2013 году - 561 рубль.
Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 года были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Щекотова С.В. проживает в поселке городского типа Суна. Приказом № от <дата> она была принята на должность медсестры процедурного кабинета хирургического отделения <адрес>ной больницы. С указанного времени и по настоящее время продолжает работать в должности медицинской сестры хирургического кабинета в КОГБУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница».
Место работы и фактического проживания истца находится в <адрес> (л.д. 12-13,16).
Справкой № от <дата>., выданной главным врачом КОГБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», подтверждается пользование Щекотовой С.В. льготой по предоставлению бесплатных квартир с отоплением и освещением. Данная льгота фактически выплачивалась по месту работы (<данные изъяты> центральной районной больницей) (л.д.16).
Кроме того, факт пользования Щекотовой С.В. льготой по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением до 01.01.2005 года установлен решением Нолинского районного суда Кировской области от 18.10.2011, вступившим в законную силу 29.10.2011г., которым постановлено взыскать с администрации Сунского муниципального района Кировской области за счет казны муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район Кировской области» в пользу Щекотовой С.В. понесенные за период с <дата> расходы по оплате отопления и освещения (л.д.34-40).
В связи с этим доводы жалобы о недоказанности факта пользования Щекотовой С.В. мерами социальной поддержки в виде освобождения от оплаты отопления и электрической энергии до 01.01.2005г. судебная коллегия полагает несостоятельными.
С 01.01.2012 года учреждение здравоохранения, где работает истица, передано из муниципальной собственности в собственность Кировской области и преобразовано в Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты> центральная районная больница» (л.д.20-23).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности компенсировать Щекотовой С.В., как медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения, которое в настоящее время находится в ведении субъекта РФ, проживающему и работающему в сельской местности, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> на Департамент финансов Кировской области, который является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории области и координирующим деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области.
За период с <дата>. документально подтвержденные расходы, понесенные Щекотовой С.В. на оплату коммунальных услуг, согласно карточке нанимателя, выписке из лицевого счета по учётам ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», составили <данные изъяты> коп., из которых плата за отопление - <данные изъяты> руб. и плата за освещение - <данные изъяты> руб. Размер выплаченной Щекотовой С.В. частичной компенсации указанных расходов за счет средств бюджета составил <данные изъяты> руб., а именно в 2012г. - <данные изъяты> руб., 2013г. - <данные изъяты> руб., 2014г. <данные изъяты> руб.
Таким образом, Щекотовой С.В. не возмещены расходы на оплату коммунальных услуг за период с <дата> года в размере <данные изъяты>.
Поскольку при вынесении решения судом допущены ошибки в расчетах сумм, подлежащих взысканию, решение в данной части судебная коллегия полагает необходимым изменить.
В остальной части оснований к отмене или изменению решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения, судебной коллегией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны ответчика в суде первой инстанции, были предметом оценки суда первой инстанции и не могут быть приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку доказательств, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Нолинского районного суда Кировской области от 02 декабря 2014 года изменить.
Взыскать с департамента финансов Кировской области за счёт средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Щекотовой С.В. расходы, понесённые ею на оплату отопления и освещения жилого помещения за период с <дата> года, в сумме <данные изъяты> копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: