Дело № 2-53-2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Оленино «27» июля 2018 года
Оленинский районный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Филиппова А.В.
при секретаре Пашковой Н.П.,
с участием исполняющего обязанности прокурора Оленинского района Тверской области Терехова Р.А.,
представителя ответчика Оленинское МКУК «Районный дом культуры» Изральева Э.Н.,
представителя ответчика администрации Оленинского района Тверской области Воробьевой А.В.,
представителя ответчика Управления культуры Оленинского района Тверской области Богдановой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оленинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Оленинскому муниципальному казенному учреждению «Районный дом культуры», Администрации Оленинского района Тверской области и Управлению культуры Оленинского района Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения в области пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Оленинского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Оленинскому муниципальному казенному учреждению «Районный дом культуры», Администрации Оленинского района Тверской области и Управлению культуры Оленинского района Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения в области пожарной безопасности.
В обоснование своих требований указал, что 02.04.2018 года проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в здании ОМКУК «Районный дом культуры». В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что: отсутствует журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, чем нарушены п.478 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме, п.4.3.5 «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 179; не обеспечена укомплектованность пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода у помещения студии, что является нарушением п.57 ППР; система автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает работу в дежурном режиме 24 часа, в тревожном режиме 1 час, во время отключения электроэнергии, чем нарушен п.15.3 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 175; помещение обеспечены огнетушителями, заряд которых не соответствует классу пожара, чем нарушены п.70, п.465 прил.1 ППР; помещение кухни не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением п.61 ППР, ч.2 ст.54, ст.81, ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», т.3 приказа МЧС России от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», т.А3 СП 5.13130.2009; в коридоре 1 этажа, расстояние от пожарных извещателей до электрических светильников менее 0,5 метра, что противоречит п.61 ППР, ч.6 ст.83 ФЗ 123, п.13.3.3 СП 5.13130.2009; не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения, чем нарушен п.21 ППР; не обработаны огнезащитными составами деревянные конструкции сценической коробки и декорации (акты проверки не предоставлены), что является нарушением п.108 ППР; отсутствуют акты испытания на водоотдачу, чем нарушен п.55 ППР. Ссылаясь на положения действующего законодательства, принимая во внимание, что Оленинское МКУК «Районный дом культуры» является учреждением с массовым пребыванием людей, прокурор считает необходимым обязать ответчиков выявленные нарушения устранить в срок до 01.12.2018 года.
В последующем прокурор уточнил исковые требования и просил в части обязания устранения нарушений в области пожарной безопасности возложить на Оленинское МКУК «Районный дом культуры» в срок до 01 июля 2019 года, на администрацию Оленинского района Тверской области и Управление культуры Оленинского района Тверской области возложить обязанность по финансированию, в случае недостаточности средств на выполнение работ по обеспечению противопожарной безопасности у Оленинского МКУК «Районный дом культуры».
Определением Оленинского районного суда от 03 июля 2018 года принят отказ прокурора Оленинского района Тверской области от требований в части обеспечения наличия и ведения журнала учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, обеспечения укомплектованности пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода у помещения студии, оборудования помещения огнетушителями по нормам согласно п.468 ППР, обеспечения расположения электрических светильников и пожарных извещателей в коридоре 1 этажа на расстоянии, предусмотренном п.13.3.6 СП 5.13130.2009, обработки деревянных конструкций сценической коробки и декорации огнезащитными составами. Производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора Оленинского района Тверской области Терехов Р.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержал полностью, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в заявлениях об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика Оленинское МКУК «Районный дом культуры» Изральев Э.Н. требования прокурора признал и пояснил, что в настоящее время принимаются меры по устранению вышеуказанных нарушений, некоторые нарушения уже устранены. В полном объеме устранить не могут в связи с недостаточным финансированием.
Представитель ответчика администрации Оленинского района Тверской области Воробьева О.В. в своих письменных возражениях и в судебном заседании с исковыми требованиям в части возложения обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности на администрацию Оленинского района не согласилась, и указала что Оленинское МКУК «Районный дом культуры» является самостоятельным юридическим лицом, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, поэтому и обязанность устранить нарушения в области пожарной безопасности должна быть возложена на Оленинское МКУК «Районный дом культуры».
Представитель ответчика Управления культуры Оленинского района Тверской области Богданова Т.Г.в части возложения на Управление обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности не согласилась, приведя доводы аналогичные доводам представителя администрации Оленинского района Тверской области Воробъевой А.В. Нарушения требований пожарной безопасности, выявленные у Оленинское МКУК «Районный дом культуры», не оспаривала и пояснила, что Оленинское МКУК «Районный дом культуры» находится в ведомственном подчинении Управления. Заявлений от руководителя учреждения о необходимости дополнительного финансирования не поступали. Часть нарушений уже устранена, остальные будет устранены в установленный срок.
Третье лицо отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Ржевскому, Зубцовскому, Старицкому и Оленинскому районам Тверской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилось. Согласно представленного заявления от 27.07.2018 года просит рассмотреть дело в их отсутствие. В судебном заседании от 27.06.2018 года представитель Смирнов Ю.С. требования прокурора Оленинского района поддержал и пояснил, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности подлежат обязательному устранению.
Выслушав исполняющего обязанности прокурора Оленинского района Терехова Р.А., представителя ответчика Оленинское МКУК «Районный дом культуры» Изральева Э.Н., представителя ответчика администрации Оленинского района Тверской области Воробьеву О.В. и представителя ответчика Управления культуры Оленинского района Тверской области Богданову Т.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.20 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно ст.38 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенций.
В соответствии со ст.34 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.
Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10, 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
В суде установлено, что 02.04.2018 года в период с 14 час. 30 мин. по 15 час. 00 мин. отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ржевскому, Зубцовскому, Старицкому и Оленинскому районам проведена проведено обследование здания Районного дома культуры, расположенного по адресу: п.Оленино, ул.Октябрьская, д.5.
Согласно акту проверки от 19.04.2018 года в здании Оленинского МКУК «Районный дом культуры» выявлены следующие нарушения: система автоматической пожарной сигнализации не обеспечивает работу в дежурном режиме 24 часа, в тревожном режиме 1 час, во время отключения электроэнергии (п.15.3 СП 5.13130.2009); помещение кухни не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (п.61 ППР, ч.2 ст.54, ст.81, ст.83 ФЗ 123, т.3 НПБ 110-03, т.А3 СП 5.13130.2009); не осуществлена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения (акты проверки не предоставлены) (п.21 ППР); отсутствуют акты испытания на водоотдачу (п.55 ППР).
По указанным нарушениям постановлением инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ржевскому, Зубцовскому, Старицкому и Оленинскому районам Тверской области ГУ МЧС России по Тверской области № 72 от 27.04.2018 года директор Оленинского МКУК «Районный дом культуры» Изральев Э.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Учитывая вышеприведенные положения законов и нормативных актов, а также то, что до настоящего времени ответчиком Оленинское МКУК «Районный дом культуры» устранены не все выявленные нарушения пожарной безопасности, которые создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно п.п.1.1, 1.2, 1.3 Устава Оленинского МКУК «Районный дом культуры» (далее – Устав) Учреждение является муниципальным казенным учреждением. Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Оленинский район». Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет администрация Оленинского района Тверской области.
Пунктом 1.9 Устава закреплено, что Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет собственник имущества в лице Учредителя.
В соответствии с п.1.11 Положения об Управлении культуры Оленинского района Тверской области (далее – Положение) Оленинское МКУК «Районный дом культуры» находится в ведомственном подчинении Управления.
Согласно п.2.3.9 Положения, Управление осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений культуры и учреждений дополнительного образования в сфере культуры, межпоселенческих библиотек, музеев районного значения.
Из п.3.1.21 Положения следует, что Управление имеет право в установленном порядке осуществлять функции Учредителя учреждений Оленинского района.
В связи с чем, на ответчиков администрацию Оленинского района Тверской области и Управление культуры Оленинского района Тверской области подлежит возложению обязанность по финансированию, в случае недостаточности средств на выполнение работ по обеспечению противопожарной безопасности у Оленинского МКУК «Районный дом культуры».
Принимая решение об установлении срока для исполнения ответчиками обязанности, предусмотренной законом, суд считает, что испрашиваемый срок до 1 июля 2019 года, с учетом объема работ, необходимости соответствующего финансирования является разумным и достаточным для исполнения решения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░░, ░.5, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 24 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.15.3 ░░ 5.13130.2009; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░