Решение по делу № 2-5307/2015 от 25.05.2015

Дело № 2-5307/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2015 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Доценко Л.А.,

с участием прокурора Лях И.Е.,

при секретаре Улыбышевой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Раковское» о возложении обязанности, с участием третьего лица администрации Уссурийского городского округа,

с участием представителя ответчика – Рубец К.Ю.,

УСТАНОВИЛ:

Уссурийский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что Уссурийской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства, которые выразились в следующем. Согласно свидетельству о государственной регистрации права XXXX от ДД.ММ.ГГ за ответчиком зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 37840294 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно в 7906 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX. На указанном участке расположено гидротехническое сооружение - водохранилище на XXXX, 4 класса опасности, расположено в 8 км от устья XXXX. Согласно Акту проверки от ДД.ММ.ГГ уровень воды на момент проверки выше нормального подпорного уровня приблизительно на 1 м, подъездная дорога к водохранилищу находится в неудовлетворительном состоянии, водосброс зарос кустарником, захламлен мусором. Визуально определено, что в случае аварии на ГТС в зону затопления попадают сельхозугодия. Не проведено комиссионное обследование сооружения с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности ГТС в период подготовки к пропуску паводка и тайфунов, отсутствуют журналы наблюдений за сооружением, донный выпуск закрыт, слив воды осуществляется через паводковый водосброс. Указанные нарушения являются нарушениям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Повреждения ГТС вследствие ненадлежащего содержания и эксплуатации могут привести к снижению безопасности гидротехнических сооружений, возникновению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В связи с чем, истец просил суд обязать ООО «Раковское» произвести комиссионное обследование ГТС с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в период подготовки к пропуску паводка и тайфунов, завести журналы наблюдений за сооружением, открыть донный выпуск, расчистить паводковый водосброс, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник Уссурийского городского прокурора на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель ООО «Раковское» в судебном заседании возражала против исковых требований, суду пояснила, что ООО «Раковское» не является собственником земельного участка на котором расположен ГТС, отсутствуют правоустанавливающие документы на ГТС, также отсутствуют цели уставной деятельности, связанные с эксплуатацией ГТС, как и отсутствует лицензия на водоиспользование, в связи с чем правовых оснований для признания за Обществом обязанности производить действия в отношении указанного ГТС не имеется.

Представитель администрации УГО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.3 ч.6 ст.45 Водного кодекса Российской Федерации к гидротехническим сооружениям водохранилищ относятся гидротехнические сооружения основного гидроузла (плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и других гидротехнические сооружения), судопропускные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, а также сооружения, расположенные в акватории водохранилищ и на специально отведенной территории водохранилища (водозаборные, водовыпускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения, объекты водного транспорта и другие сооружения, функционирование которых оказывает воздействие на водный режим водохранилища).

В силу ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» плотина является водоподпорным сооружением, перегораживающим водоток и его долину (п.41), водовыпуск является гидротехническим сооружением для осуществления попусков из верхнего бьефа водоема (п. 54), водосброс является гидротехническим сооружением для пропуска воды, сбрасываемого из верхнего бьефа во избежание его переполнения (п. 52).

Таким образом, земляная плотина, катастрофический водосброс и донный водовыпуск в совокупности являются комплексом гидротехнических сооружений (гидроузлом), обслуживающим водохранилище на XXXX и предназначенным для предотвращения разрушений его берегов и дна, защиты от наводнений. Следовательно, указанное ГТС неразрывно связано с основным объектом - водохранилищем.

Согласно п.23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера относится к вопросам местного значения.Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрена необходимость заблаговременного проведения мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1997года N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое    сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Согласно ст.9 Закона N117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения (далее - ГТС) и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения.

В судебном заседании установлено, что Уссурийской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права XXXX от ДД.ММ.ГГ за ООО «Раковское» зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 37840294 кв.м, адрес объекта: участок находится примерно в 7906 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX.

На указанном участке расположено гидротехническое сооружение - водохранилище на XXXX, 4 класса опасности, расположенное в 8 км от устья XXXX.

Доводы представителя ответчика о том, что гидротехническое сооружение расположено на ином земельном участке отклоняются судом, поскольку доказательств в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Согласно Акту проверки гидротехнического сооружения гидроузла на XXXX от ДД.ММ.ГГ года, уровень воды на момент проверки выше нормального подпорного уровня приблизительно на 1 м, подъездная дорога к водохранилищу находится в неудовлетворительном состоянии, водосброс зарос кустарником, захламлен мусором. Визуально определено, что в случае аварии на ГТС в зону затопления попадают сельхозугодия. Не проведено комиссионное обследование сооружения с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности ГТС в период подготовки к пропуску паводка и тайфунов (отсутствует акт о готовности сооружения к приему и пропуску паводка), отсутствуют журналы наблюдений за сооружением, донный выпуск закрыт, слив воды осуществляется через паводковый водосброс.

Суд соглашается с доводами истца о том, что документально зафиксированные повреждения вышеназванных гидротехнических сооружений вследствие ненадлежащего содержания и эксплуатации могут привести к снижению безопасности гидротехнических сооружений, возникновению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Доводы ответчика о том, что ООО «Раковское» не является собственником земельного участка, на котором расположено гидротехническое сооружение и фактически не эксплуатирует его, отсутствуют цели уставной деятельности, связанные с эксплуатацией гидротехнического сооружения, как и отсутствует лицензия на водоиспользование, отклоняются судом, поскольку в силу ст.ст.9, 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. При этом доказательства того, что гидротехнические сооружения перешли в собственность к другому лицу, либо ответчиком проведены работы по их ликвидации, суду представлены не были.

При таких обстоятельствах, исходя из того, что ООО «Раковское» несет бремя ответственности за содержание и надлежащую эксплуатацию гидротехнического сооружения, а мероприятия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнического сооружения ответчиком не осуществлялись, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Раковское» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда произвести комиссионное обследование гидротехнического сооружения – водохранилище на XXXX, 4 класса опасности, расположено в 8 км от устья XXXX, с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в период подготовки к пропуску паводка и тайфунов, завести журналы наблюдений за сооружением, открыть донный выпуск, расчистить паводковый водосброс.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2015 года

Председательствующий Доценко Л.А.

2-5307/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Уссурийский городской прокурор
Ответчики
ООО "Раковское"
Другие
Администрация УГО
Суд
Уссурийский районный суд Приморского края
Дело на сайте суда
ussuriysky.prm.sudrf.ru
25.05.2015Передача материалов судье
25.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2015Судебное заседание
15.07.2015Судебное заседание
11.08.2015Судебное заседание
14.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее