Решение по делу № 2а-210/2022 (2а-3467/2021;) от 03.12.2021

Дело № 2а-210/2022

УИД 74RS0030-01-2021-006339-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2022 года                    г.Магнитогорск

Правобережный районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Исаевой Ю.В.,

при секретаре Самаркиной А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Малкова А.В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области», Призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, Военно-врачебной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, Военному комиссариату г. Магнитогорска Челябинской области, Военному комиссару г. Магнитогорска Челябинской области Кобзеву Н.В. о признании незаконными действий по выдаче повестки, решения призывной комиссии,

установил:

Малков А.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, Военному комиссариату г. Магнитогорска Челябинской области, просил признать незаконными решение призывной комиссии г. Магнитогорска Челябинской области о призыве на военную службу, действия Военного комиссариата г. Магнитогорска Челябинской области по выдаче повестки серии ЧМ для отправки к месту прохождения военной службы на 05 декабря 2021 года.

В обоснование заявленных требований истец указал, что решением призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области в рамках осеннего призыва 2021 года он был призван на военную службу, выдана повестка серии ЧМ для отправки к месту прохождения военной службы на 05 декабря 2021 года. С вышеуказанным решением не согласен, поскольку данное решение нарушает право на освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. При прохождении медицинского освидетельствования им были озвучены серьезные жалобы на состояние здоровья - <данные изъяты>. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, является незаконным и необоснованным, поскольку врачами не учтены его жалобы на состояние здоровья и предоставленные им медицинские документы.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области», военный комиссар г. Магнитогорска Кобзев Н.В., военно-врачебная комиссия Магнитогорского городского округа Челябинской области (л.д.24,32-33).

Административный истец Малков А.В. в судебное заседание не явился, о дне заседания извещен, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.36). Участвуя в судебном заседании 18 января 2022 года заявленные требования поддержал (л.д.32-33).

Представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области», Военного комиссариата г. Магнитогорска Челябинской области Севостьянова В.В., действующая на основании доверенности от 16 декабря 2021 года (л.д. 30), в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. Участвуя в судебном заседании 18 января 2022 года заявленные требования не признала, в представленном отзыве, указала, что военно-врачебной комиссией 12 ноября 2021 года Малков А.В. признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями, категория годности Б-3, освидетельствовав его по ст. 34-г и ст. 66-г Расписания болезней (приложение к «Положению о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565). Призывная комиссия Магнитогорского городского округа 29 ноября 2021 года признала истца на военную службу, так как правовые основания предоставлять отсрочку или освобождать от призыва на военную службу отсутствовали (л.д.18).

Представители ответчиков Призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, Военно-врачебной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, административный ответчик Военный комиссар г. Магнитогорска Челябинской области Кобзев Н.В. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства (л.д. 39-44).

Дело рассмотрено в отсутствии лиц, извещенных надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан РФ предусматривает призыв на военную службу.

Согласно пп. «а» п.1 ст.23, п.1 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас ВС РФ.

Пунктом 1 ст. 5 данного Закона проведение мероприятий по медицинскому переосвидетельствованию граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья возложено на военные комиссариаты.

Часть 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусматривает проведение военно-врачебной экспертизы в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью). При этом часть 2 этой статьи делегирует Правительству Российской Федерации полномочия утверждать Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, изъявивших желание заключить договор об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 июля 2013 г. N 565 утвердило Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован 11 июля 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28 ноября 2011 года в Собрании законодательства Российской Федерации, 23 ноября 2011 года в «Российской газете».

Правительство Российской Федерации, издав в соответствии со своей компетенцией Положение, касающееся полномочий военно-врачебных комиссий и порядка медицинского освидетельствования военнослужащих, в частности медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, включило в Положение и требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.

Приложение к Положению - Требования, действующие в редакции от 1 октября 2014 года № 1005, включают в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе граждан, перечисленных в I графе, в частности граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, граждан, не прошедших военную службу или прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в графе III), поступающих на военную службу по контракту на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Разделом VI Положения о ВВЭ N 565, определен порядок проведения обследования и освидетельствования граждан, прошедших военную службу, граждан, прошедших приравненную службу, граждан, не проходившим военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан призываемых на военные сборы.

В соответствии с пунктом 69 раздела VI Положения о ВВЭ N 565, Министерство обороны РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых ФЗ предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).

Указанная категория граждан проходит освидетельствование в соответствии с разделом VIII Положения о ВВЭ N 565 в силу нижеследующего.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу.

В силу пунктов 1, 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции от 02.07.2013) военно-врачебная экспертиза проводится в целях:

1) определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);

2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, в том числе ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

С 01 января 2014 года вступило в силу Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565.

В силу взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.

Как следует из материалов дела Малков А.В. состоит на учете в военном комиссариате г.Магнитогорска с 26 ноября 2016 года.

12 ноября 2021 года Малков А.В. прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого выставлена категория годности Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями, в связи с чем 29 ноября 2021 года призывная комиссия Магнитогорского городского округа приняла решение о призыве Малкова А.В. на военную службу, Военным комиссаром г. Магнитогорска Челябинской области Кобзевым Н.В. выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 05 декабря 2021 года

С учетом установленных обстоятельств, нарушений Законодательства со стороны ответчиков при вынесении спорного решения судом не установлено, а потому правовые основания для признания его незаконным отсутствуют.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий:

1) несоответствия действий (бездействия) закону,

2) нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Учитывая, что осенний призыв 2021 года окончен, истец не призван для прохождения воинской службы; весной 2022 года он будет проходить новое медицинское освидетельствование, по результатам которого будет определена категория годности, суд приходит к выводу о том, что спорным решением, действиями по выдаче повестки для отправки к месту прохождения военной службы на 05 декабря 2021 года права Малкова А.В. не нарушены.

С учетом вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Руководствуясь ст.175, ч.2 ст.177, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Малкова А.В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области», Призывной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, Военно-врачебной комиссии Магнитогорского городского округа Челябинской области, Военному комиссариату г. Магнитогорска Челябинской области, Военному комиссару г. Магнитогорска Челябинской области Кобзеву Н.В. о признании незаконными действий по выдаче повестки, решения призывной комиссии отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2022 года.

2а-210/2022 (2а-3467/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Малков Алексей Валерьевич
Ответчики
Военный комиссариат г.Магнитогорск Челябинской области
ФКУ Военный комиссариат по Челябинской области
Врачебную комиссию Военного комиссариата в лице председателя Соколовой О.И.
Военный комиссар г. Магнитогорска Кобзев Николай Васильевич
Призывная комиссия по г.Магнитогорска Челябинской области
Суд
Правобережный районный суд г. Магнитогорск
Судья
Исаева Ю.В.
Дело на странице суда
magprav.chel.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация административного искового заявления
06.12.2021Передача материалов судье
07.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2021Подготовка дела (собеседование)
24.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
24.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2022Дело оформлено
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее