Решение по делу № 33-5672/2019 от 19.06.2019

Судья Рябченко Е.А.

Судья-докладчик Коваленко В.В. по делу № 33-5672/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июля 2019 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Васильевой И.Л.,

судей Коваленко В.В., Сундюковой А.Р.,

при секретаре Новоселове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьева Сергея Владимировича к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным решения комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, его отмене, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить истца в списках учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях

по апелляционной жалобе истца Прокофьева С.В. на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 30 апреля 2019 года,

установила:

Прокофьев С.В. обратился в суд с иском к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, указав в обоснование требований, что 11.08.2018 он обратился в комиссию Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) для приобретения или строительства жилого помещения с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. К заявлению были приложены все необходимые документы.

24.10.2018 истец получил уведомление от 16.10.2018, в соответствии с которым заявление истца рассмотрено. К уведомлению приложена выписка из протокола № 4 от 09.10.2018, согласно которой принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Действия комиссии истец считает необоснованными и незаконными.

Истец полагает, что 3-месячный срок со дня подачи заявления и документов предоставлен комиссии законодателем для проверки подлинности предоставленных документов, для направления соответствующих запросов в различные инстанции и на переписку с заявителем о предоставлении недостающих документов вплоть до его приглашения на заседание комиссии для предоставления оригиналов документов, чего не было сделано ответчиком в его случае.

Истец не согласен с решением жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни от 12.07.2018 об исключении его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку данное решение было принято без уведомления истца. Выписку из протокола жилищно-бытовой комиссии истец впервые получил 20.03.2019 в судебном заседании. По указанным ответчиком адресам решение не поступало. Выписка не была направлена по адресу его электронной почты. Кроме того, ответчиком не соблюден 30-дневный пресекательный срок для принятия решения об исключении из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как адресная справка от 28.05.2018 поступила в Иркутскую таможню 08.06.2018, решение принято 12.07.2018.

В связи с чем, уточнив исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ истец просил суд признать решение комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в протоколе № 4 от 09.10.2018 в части, касающейся отказа Прокофьеву С.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, - незаконным и отменить; обязать Иркутскую таможню поставить Прокофьева С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 14.08.2018 в комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за Прокофьевым С.В., 25.04.1967 года рождения, право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 283-ФЗ; признать решение жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни от 12.07.2018 об исключении Прокофьева С.В. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным; обязать ответчика восстановить Прокофьева С.В. в списках учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях с даты написания заявления – 15.02.1995.

В судебном заседании истец Прокофьев С.В. исковые требования поддержал в полном объёме.

Представители ответчика Черкашина У.В., Урсегова Е.А. возражали против удовлетворения исковых требований, поддержали доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление.

Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 30.04.2019 исковые требования удовлетворены частично.

Решение жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни от 12.07.2018 об исключении Прокофьева С.В. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать незаконным, возложить на Иркутскую таможню Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы обязанности восстановить Прокофьева Сергея Владимировича в списках учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, с даты написания заявления – 15.02.1995.

В удовлетворении исковых требований Прокофьева С.В. к Иркутской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о признании незаконным решения комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, изложенное в протоколе №4 от 09.10.2018 в части, касающейся отказа Прокофьеву С.В. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, его отмене, обязании поставить Прокофьева Сергея Владимировича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 14.08.2018 в комиссии Иркутской таможне по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании за Прокофьевым С.В., 25.04.1967 года рождения, права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 283-ФЗ, отказано.

В апелляционной жалобе истец Прокофьев С.В. просит отменить решение суда, в обоснование указывает, что представление в комиссию Иркутской таможни неполного пакета документов являлось не принципиальным для принятия решения об отказе в выплате субсидии, легко устранялось в рабочем порядке, при этом, было устранено истцом уже в ходе судебного процесса, где ответчик мог ознакомиться и получить все оригиналы якобы сомнительных документов.

Кроме того, суд не проверил и не установил то обстоятельство, что выписки из поквартирных карточек, копии финансовых лицевых счетов, выписки из домовых книг в соответствии с действующими административными регламентами муниципальных образований выдаются только собственникам жилых помещений или их представителям, а никак не иным лицам, когда то зарегистрированных на площади их недвижимости.

Считает, что все эти нарушения привели к вынесению незаконного и необоснованного решения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представители Иркутской таможни Урсегова Е.А., Черкашина У.В. просят решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., объяснения истца Прокофьева С.В., представителей ответчика Черкашиной У.В., Урсеговой Е.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Решением Иркутского областного СНД от 01.04.1991 № 180 (ред. от 26.11.1999) «О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Иркутской области» были предусмотрены следующие основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 12 кв. метров независимо от степени благоустройства жилого помещения (дома).

Независимо от размеров занимаемого жилого помещения признаются нуждающимися: б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (по заключению соответствующих органов); к числу непригодных относятся дома: каменные с износом более 70%, деревянные с износом более 65%; в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждения здравоохранения) в одной квартире невозможно; г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семей, а также, когда в одной комнате проживают лица разного пола, кроме супругов; д) проживающие в служебных квартирах; е) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; ж) граждане престарелого возраста, не имеющие возможности по состоянию здоровья содержать личный жилой дом или другое жилое помещение; з) проживающие на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади; и) Инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших воинов и приравненные к ним в установленном порядке лица проживающие в неблагоустроенном жилищном фонде.

Решения о снятии с учета граждан должны быть приняты органом, на основании решений которого граждане приняты на учет, не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений, и содержать основания снятия с учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (ч. 2 ст. 56 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета от 30.09.2003 № 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России», должностные лица и работники, состоящие на учете и переведенные из одного таможенного органа в другой в пределах региона деятельности регионального таможенного управления, подлежат включению в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом времени принятия их на учет и включения в список по прежнему месту службы (работы).

Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ч.1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке. (ч.3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. (ч.8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил № 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по субсидиям заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке расторжении брака); справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Согласно пункту 6 Правил №369 копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.

Приказом Федеральной таможенной службы от 18.06.2013 № 1111 утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок №1111).

В приложении №2 к Порядку №1111 установлен образец заявления о постановке на учет.

В соответствии с п. 24 раздела IV Порядка №1111 отказ в постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, членов семей, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В соответствии с п. 7 раздела II Правил на основании заявления и документов комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Из п.п. б п. 9 и п.п. д п. 16 раздела III Порядка №1111 следует, что комиссия направляет запросы в федеральные органы исполнительной власти и учреждения для получения информации о предоставлении (непредставлении) сотруднику, членам семьи и гражданину, уволенному со службы в таможенных органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные и муниципальные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника, членов семьи и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, условий для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Поскольку действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и порядок их оформления, то несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, на основании заявления от 15.02.1995 Прокофьев С.В., являясь должностным лицом Братской таможни, принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 2 приказа ФТС от 09.08.2010 № 1479 «О реорганизации Братской и Иркутской таможен», вступившего в силу 02.02.2011 Братская и Иркутская таможни реорганизованы в форме присоединения Братской таможни к Иркутской таможне.

Жилищно-бытовой комиссией Иркутской таможни в целях соблюдения прав и законных интересов лиц, состоявших на учете в качестве нуждающихся в Братской таможне, на заседании жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни 15.06.2011 принято решение о включении в Список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий Иркутской таможни, должностных лиц, состоявших на учете в Братской таможне с учетом времени их принятия на данный учет по прежнему месту службы (протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни от 15.06.2011 № 2/о).

Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни № 15 от 12.11.2012 в соответствии с апелляционным определением Иркутского областного суда от 26.10.2012 Прокофьев С.В. восстановлен в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий Иркутской таможни с учетом времени принятия его на данный учет.

12.07.2018 состоялось заседание жилищно-бытовой комиссии Иркутской области, в повестку заседания включены вопросы: изучение документов, поступивших в жилищно-бытовую комиссию Иркутской таможни 08.06.2018 из Управления по вопросам миграции Главного управления МВД Российской Федерации по Иркутской области, о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Прокофьева С.В., в связи с выявлением новых обстоятельств в жилищной ситуации Прокофьева С.В.

Согласно выписке из протокола №7 заседания жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни от 12.07.2018 ЖБК, Прокофьевым С.В. утрачены основания состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку при изменении адреса места жительства Прокофьева С.В., состава семьи Прокофьева С.В., уровень обеспеченности жилой площадью Прокофьева С.В. составил 17,12 кв.м. на одного человека, что является выше учетной нормы уровня обеспеченности. Кроме того, жилищно-бытовая комиссия пришла к выводу о том, что Прокофьев С.В. подлежит снятию с учета в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку истец выехал на место жительства в другое муниципальное образование: выехал из г. Братск в г. Вихоревка Братского района.

При этом жилищно-бытовая комиссия исходила из сведений адресной справки №9/5355 от 28.05.2018, согласно которой по данным УВМ ГУ МВД России по Иркутской области Прокофьев С.В. зарегистрирован по месту жительства с 22.01.2018 по адресу: <адрес изъят>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 28.06.2018 №38/225/001/2018-971, имевшейся на рассмотрении членов жилищно-бытовой комиссии, жилое помещение по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 68,5 кв.м., находилось в долевой собственности у следующих лиц: ? доля в праве у П., 1/4 доля в праве у Прокофьева Сергея Владимировича; 1/4 доля в праве у П..

Жилищно-бытовой комиссией учтено, что по данным учетного дела истца П. является матерью Прокофьева С.В., П. – братом Прокофьева С.В.).

Секретарем жилищно-бытовой комиссии оспариваемое решение было направлено по всем имеющимся в учетном деле очередника адресам.

Кроме того, 14.08.2018 по средствам почтовой связи в Иркутскую таможню поступило заявление Прокофьева С.В. от 11.08.2018 (вх.№П-0043) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

К заявлению Прокофьевым С.В. были приложены: копии страниц 2, 3, 8, 9, 14, 15 паспорта Прокофьева С.В. серия Номер изъят от 27.04.2012 на 2 л. в 1 экз.; копия пенсионного удостоверения серия ВВ Номер изъят от 01.06.2004 на 1 л. в 1 экз.; копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования Номер изъят на 1 л. в 1 экз.; копия свидетельства о рождении серия Номер изъят от Дата изъята на 1 л. в 1 экз.; копия свидетельства о расторжении брака серия Номер изъят от Дата изъята на 1 л. в 1 экз.; копия приказа Братской таможни от 13.05.2004 № 55-лс «Об увольнении Прокофьева С.В.» на 1 л. в 1 экз.; копия послужного списка Прокофьева С.В., заверенная отделом специальной проверки и архивных фондов УГСК ФТС России на 6 л. в 1 экз.; выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на Прокофьева С.В. от 02.08.2018 Номер изъят на 1 л. в 1 экз.; копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.07.2018 б/н (на объект недвижимости по адресу: Российская Федерация, <адрес изъят>) на 2 л. в 1 экз.; копия справки от 10.06.2013 № 2224 из Братского городского центра технической инвентаризации филиала областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации - областное БТИ» на 1 л. в 1 экз.

Данные документы перечислены в справке о приеме от сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, заявления и документов для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 10.09.2018 № 15-01-80/15.

Согласно выписке из протокола №4 от 09.10.2018 заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Комиссия) принято решение отказать в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты пенсионеру таможенной службы Прокофьеву С.В. в связи с тем, что: а) в нарушение п. 5 раздела II Правил Прокофьевым С.В. предоставлен не полный пакет документов, необходимый для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты; б) в нарушение п. 6 раздела II Правил копии представленных документов не заверены в установленном порядке, что не позволяет комиссии убедиться в их подлинности; в) Прокофьев С.В. не состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, им утрачено право, установленное ст. 6 Закона; г) предоставленные Прокофьевым С.В. документы не подтверждают у него наличие условий, необходимых для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, установленных п. 3 ст.4 Закона; д) на момент подачи заявления Прокофьева С.В. прошло менее 5 лет со дня совершения (05.07.2018) действия, повлекшего ухудшение жилищных условий, связанного с отчуждением части жилого помещения (п.п. 5 п. 8 ст. 4 Закона).

Прокофьев С.В. уведомлен о принятом комиссией решении путем направления по средствам почтовой связи письма от 16.10.2018 №15-01-55/19071 с приложением выписки из протокола от 09.10.2018 №4.

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя требования истца, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, несмотря на соблюдение жилищно-бытовой комиссией Иркутской таможни порядка, установленных законом требований к проведению заседания и принятию решения, принятое на основании имеющейся информации решение нарушает права истца, относящегося на 12.07.2018 к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно ст. 29 ЖК РСФСР, решению Иркутского областного СНД от 01.04.1991 № 180, поскольку на 12.07.2018 истец не был обеспечен жилым помещением. В связи с чем решение жилищно-бытовой комиссии Иркутской таможни от 12.07.2018 об исключении Прокофьева С.В. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий признано судом незаконным, Прокофьев С.В. восстановлен в списках учета лиц, нуждающихся в жилых помещениях, с даты написания заявления – 15.02.1995.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, изложенного в протоколе №4 от 09.10.2018 в части, касающейся отказа Прокофьеву С.В. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, обязании поставить истца на учет с 14.08.2018, признании за Прокофьевым С.В. права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, суд исходил из того, Прокофьевым С.В. не представлены необходимые для постановки на учет документы, подтверждающие наличие условий, установленных п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ. Кроме того, на момент подачи заявления Прокофьевым С.В. прошло менее 5 лет со дня совершения (05.07.2018) действия, повлекшего ухудшение жилищных условий, связанного с отчуждением части жилого помещения (п.п. 5 п. 8 ст. 4 Закона), что также являлось основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты пенсионеру таможенной службы Прокофьеву С.В.

При этом суд указал, что поскольку признание права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения носит заявительный характер, отнесено к компетенции соответствующей комиссии, истец не лишен права обратиться в данную комиссию в установленном действующим законодательством порядке, предоставив необходимые документы.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Выводы суда об отсутствии оснований для признании незаконным решения комиссии Иркутской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Иркутской таможни, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, изложенного в протоколе №4 от 09.10.2018, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, доказательствам по делу дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для иной оценки и переоценки доказательств не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что представление в комиссию Иркутской таможни неполного пакета документов являлось не принципиальным для принятия решения об отказе в выплате субсидии, основан на неверном толковании положений действующего законодательства.

Судом достоверно установлено, что в нарушение подпунктов «а», «з», «и» пункта 5 Правил истцом ответчику не представлены копии всех листов паспорта, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, либо, в случаях, если по независящим от сотрудника причинам обстоятельствам указанные документы не могли быть получены, - документы, подтверждающие невозможность их получения, не представлена информация по всем местам регистрации заявителя с 04.07.1991 об использовании (неиспользовании) им права приватизации. Факт не представления указанных документов ответчику истцом в судебном заседании не оспорен. Доказательства представления данных документов ответчику истцом не представлены. Предоставление документов ранее в ЖБК не освобождает истца от обязанности по предоставлению документов, установленных п. 5 Правил №369, в комиссию по субсидиям, поскольку данные комиссии различны по составу, имеют разный предмет ведения, правовое регулирование.

Согласно заявлению о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Прокофьевым С.В. в качестве места своего проживания указан адрес: <адрес изъят>. Документов, подтверждающих иное место жительства, Прокофьевым С.В. в комиссию не представлялось, что не оспорено в суде. Представленные в суд квитанции об оплате комнаты в гостинице ПАО «Аэропорт Братск», в том числе за период с 01.09.2018 по 30.09.2018, с 01.10.2018 по 31.10.2018, не были представлены комиссии при подаче соответствующего заявления, в связи с чем обоснованно не приняты во внимание судом при решении вопроса о законности решения комиссии. Доказательств направления в комиссию данных документов истцом не представлено.

Доказательств предоставления истцом ответчику, в соответствии с требованиями пункта 6 Порядка №369, оригиналов документов, либо предоставления надлежащим образом заверенных копий документов истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Кроме того, основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты пенсионеру таможенной службы Прокофьеву С.В. также явилось то, что на момент подачи заявления Прокофьевым С.В. прошло менее 5 лет со дня совершения (05.07.2018) действия, повлекшего ухудшение жилищных условий, связанного с отчуждением части жилого помещения (п.п. 5 п. 8 ст. 4 Закона).

Согласно выписке ЕГРН от 02.08.2018 №38-00-4001/5001/2018-9322 на 30.07.2018 на территории РФ у Прокофьева С.В. отсутствуют в собственности зарегистрированные объекты недвижимости.

Согласно ответу МУ МВД России «Братское» от 28.09.2018 №44/20-19680, поквартирной карточке №1543 от 19.09.2018 в жилом помещении по адресу: <адрес изъят>, площадью 35,3 кв.м. с 25.07.2018 зарегистрированы П. и Прокофьев С.В.

Собственником квартиры по адресу: <адрес изъят>, площадью 35,3 кв.м. является П., что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2018 №КУВИ-001/2018-9000633.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 21.09.2018 №КУВИ-001/2018-8999851 следует, что 05.07.2018 Прокофьевым С.В. отчуждено право собственности на ? долю в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят> на основании договора купли-продажи квартиры.

Установленные обстоятельства отчуждения истцом права собственности на ? долю в трехкомнатной квартире, давали комиссии основания для признания действий Прокофьева С.В., повлекших ухудшение его жилищных условий, намеренными, с чем также соглашается судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку фактически повторяют правовую позицию, выраженную истцом в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, а лишь выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст. 330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, апелляционная жалоба не содержит, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 30 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья – председательствующий              И.Л. Васильева

Судьи В.В. Коваленко

                                          А.Р. Сундюкова

33-5672/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокофьев Сергей Владимирович
Ответчики
Иркутская таможня Федеральной таможенной службы Сибирское таможенное управление
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
19.06.2019Передача дела судье
18.07.2019Судебное заседание
07.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2019Передано в экспедицию
18.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее