Решение по делу № 8Г-10412/2023 [88-11833/2023] от 29.05.2023

УИД 59RS0011-01-2022-004402-63

    Дело № 88-11833/2023

    мотивированное определение

    изготовлено 26 июля 2023 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                25 июля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Грудновой А.В., Ложкаревой О.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3328/2022 по иску Асташовой Ольги Владимировны к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю на решение Березниковского городского суда Пермского края от 07 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 февраля 2023 года.

    Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    УСТАНОВИЛА:

    Асташова О.В. обратилась в суд с иском к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным решения от 11 апреля 2022 года об отказе в назначении и выплате ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть ей назначена с 07 августа 2021 года; возложении обязанности назначить ежемесячную пенсионную надбавку в размере 50% пенсии, которая могла быть ей назначена с 07 августа 2021 года; взыскании невыплаченной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть ей назначена за период с 07 августа 2021 года по ноябрь 2022 года включительно, взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

В обоснование требований указала, что проходит службу в должности следователя следственного отдела по г. Соликамску следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю с 12 ноября 2019 года по настоящее время. Приказом от 27 декабря 2019 года № 64-кч ей присвоено специальное звание – майор юстиции. Ранее она проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 15 декабря 2002 года по 11 ноября 2019 года, уволена по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ с должности старшего следователя отделения по расследованию преступлений против личности и тяжких имущественных преступлений следственного отдела Министерства внутренних дел России по Березниковскому городскому округу Пермского края. До поступления на службу в органы внутренних дел с 01 сентября 1999 года по 24 мая 2002 года обучалась заочно в негосударственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Высший юридический колледж». Согласно справке о выслуге лет от 27 января 2022 года отделения по работе с личным составом Главного следственного управления Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю ее стаж службы на дату увольнения 11 ноября 2019 года составлял 18 лет 03 месяца 08 дней. В данный стаж включен период обучения в Высшем юридическом колледже из расчета 1:0,5 на основании пункта 10 части 2 статьи 28 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941. Таким образом, стаж службы в органах внутренних дел на 11 ноября 2019 года составил 18 лет 03 месяца 08 дней. С 07 августа 2021 года по месту службы Следственным комитетом ей стали выплачивать надбавку за выслугу лет в размере 70% от оклада, которая назначается при наступлении 20-летнего стажа, тем самым за ней признано наличие такого стажа. Однако ежемесячную надбавку в размере 50% от предполагаемой пенсии, также положенную при наступлении 20 лет выслуги, и предусмотренную частью 14 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», ответчик не выплачивает. Она неоднократно обращалась с просьбой произвести перерасчет выслуги лет и назначить ей денежную выплату в размере 50% от предполагаемой пенсии, однако её требование добровольно не удовлетворено. Считает, что отказывая ей в назначении 50% доплаты, ответчик нарушает её права, а потому в силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации обязан возместить причиненный моральный вред.

Решением Березниковского городского суда Пермского края от 07 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 февраля 2023 года, исковые требования Асташовой О.В. удовлетворены. Признано незаконным решение руководителя отдела кадров следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, изложенное в письме от 11 апреля 2022 года № 218-35/18-22 об отказе в признании права на выплату ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии. На следственное управление Следственного комитета Российской федерации по Пермскому краю возложена обязанность назначить Асташовой О.В. ежемесячную надбавку к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть ей назначена, с 08 августа 2021 года и производить выплату данной ежемесячной надбавки, начиная с 08 августа 2021 года. Со следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Асташовой О.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

В кассационной жалобе следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю ставит вопрос об отмене решения Березниковского городского суда Пермского края от 07 ноября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 февраля 2023 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

    В доводах кассационной жалобы настаивает на неверном применении судами норм материального права при разрешении спора. Указывает, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется на основании положений части 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 411 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации». Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотруднику Следственного комитета Российской Федерации является аналогичным порядку исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотруднику органов внутренних дел, но не подразумевает безусловное включение в выслугу лет для назначения пенсии по линии Следственного комитета Российской Федерации всех периодов, которые были учтены при исчислении выслуги лет для назначения пенсии в органах внутренних дел. В нормативных актах, регулирующих порядок исчисления выслуги лет сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, отсутствуют положения, позволяющие включать в выслугу лет для назначения пенсии период обучения сотрудника по заочной форме, имевший место до поступления на службу и принятым на службу после 01 января 2012 года. Необходимым условием для включения такого периода в выслугу лет для назначения пенсии является поступление на службу в Следственный комитет Российской Федерации до 01 января 2012 года. Тогда как Асташова О.В. принята на службу 12 ноября 2019 год. Настаивает на том, что принятое следственным управлением решение об отказе Асташовой О.В. в выплате пенсионной надбавки является законным, основанным на нормах материального права, регулирующих порядок подсчета выслуги лет сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Асташова О.В. указывает на законность и обоснованность вынесенных по делу судебных актов, просит оставить решение суда первой инстанции и апелляционное определение без изменения, а кассационную жалобу следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю без удовлетворения.

    Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    На основании части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Асташова О.В. проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 15 декабря 2002 года по 11 ноября 2019 года. Приказом Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю от 05 ноября 2019 года уволена со службы по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с должности старшего следователя отделения по расследованию преступлений против личности и тяжких имущественных преступлений следственного отдела Министерства внутренних дел России по Березниковскому городскому округу Пермского края. Стаж службы на дату увольнения составлял 18 лет 03 месяца 08 дней. При подсчете стажа календарно учтена служба в органах внутренних дел в указанный период и учеба по заочной форме обучения с 01 сентября 1999 года по 24 мая 2002 года в негосударственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Высший юридический колледж» из расчета 1:0,5.

    Между Асташовой О.В. и следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю заключен трудовой договор №034/19 от 11 ноября 2019 года, согласно которому Асташова О.В. принята на федеральную государственную службу в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю для замещения должности федеральной государственной службы следователя следственного отдела по городу Соликамску Пермского края. Датой начала службы является 12 ноября 2019 года. Приказом от 27 декабря 2019 года №64-кч Асташовой О.В. присвоено специальное звание майора юстиции.

    На основании приказа от 31 августа 2021 года № 111-к/ШП Асташовой О.В. установлена ежемесячная доплата за выслугу лет в процентном отношении к должностному окладу и доплате за специальное звание в размере 70% с 07 августа 2021 года.

    10 марта 2022 года Асташова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении ей причины невыплаты ежемесячной надбавки в размере 50% предполагаемой пенсии к денежному содержанию, несмотря на то, что стаж её службы составляет 20 лет.

    На данное заявление ответчиком 11 апреля 2022 года направлен ответ об отказе в назначении и в выплате ежемесячной надбавки в размере 50% предполагаемой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа службы для назначения надбавки. Отказывая в назначении надбавки, ответчик указал, что в соответствии в действующим законодательством при поступлении истца на службу в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю после 01 января 2012 года период её обучения в негосударственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Высший юридический колледж» с 01 сентября 1999 года по 24 мая 2002 года не подлежит включен в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику Следственного комитета. При этом включение данного периода при расчете стажа службы в органах внутренних дел на расчет выслуги лет в Следственном комитете не влияет. Право на назначение ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть назначена, возникает у Асташовой О.В. с 17 декабря 2022 года.

    По подсчету ответчика выслуга лет истца для возникновения права на пенсию и, соответственно, на назначение спорной ежемесячной надбавки на 06 мая 2022 года составляет 19 лет 04 месяца 20 дней и включает в себя службу в органах внутренних дел с 15 декабря 2002 года по 11 ноября 2019 года продолжительностью 16 лет 10 месяцев 26 дней и службу в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю с 12 ноября 2019 года по 06 мая 2022 года продолжительностью 2 года 05 месяцев 20 дней.

    Полагая, что период обучения в негосударственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Высший юридический колледж» с 01 сентября 1999 года по 24 мая 2002 года необоснованно не включен в выслугу лет для назначения пенсии сотруднику Следственного комитета, с учетом указанного периода, а также с учетом стажа службы в органах внутренних дел и в Следственном комитете по состоянию на 07 августа 2021 года продолжительность выслуги лет составляет 20 лет и она имеет право на назначение ежемесячной пенсионной надбавки в размере 50% пенсии, Асташова О.В. обратилась в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Асташовой О.В., суд первой инстанции исходил из того, что истец до поступления на службу в органы Следственного комитета Российской Федерации проходила службу в органах внутренних дел, куда поступила до 01 января 2012 года. Стаж службы в органах внутренних дел на момент увольнения истцу определен с учетом периода её обучения в негосударственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Высший юридический колледж» с 01 сентября 1999 года по 24 мая 2002 года и составил 18 лет 3 месяца 08 дней. При подсчете выслуги лет Асташовой О.В. в целях назначения ей ежемесячной надбавки в размере 50% предполагаемой пенсии следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю подлежит учету выслуга лет в органах внутренних дел в ранее исчисленном размере и оснований для исключения периода обучения при подсчете выслуги лет для определения права на пенсию в органах Следственного комитета Российской Федерации не имеется.

Судом первой инстанции указано, что поскольку на 07 августа 2021 года выслуга лет истца составляла 20 лет, она продолжила службу в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, у нее возникло право на получение ежемесячной надбавки в размере 50% пенсии, которая могла быть ей назначена, с 08 августа 2021 года.

Разрешая требования Асташовой О.В. о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца, значимость нарушенного права, степень вины ответчика, степень причиненных истцу нравственных страданий, в том числе, в связи с необходимостью обращения в суд за защитой своих трудовых прав, а также учитывая требования разумности и справедливости, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3 000 рублей.

    Разрешая требования о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 98, статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что требования истца были удовлетворены, принимая во внимание объем представленных суду доказательств и оказанной представителем юридической помощи, продолжительность рассмотрения и сложность дела, пришел к выводу о взыскании ответчика в пользу истца расходов по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

    Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции и с их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с принятыми судами судебными актами.

Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Закона).

Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ).

Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при достижении установленной законом выслуги лет.

Выслуга лет является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Так, пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

В силу положений статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Согласно части 3 статьи 18 указанного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.

При этом, как следует из абзацев 5 и 6 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941, в редакциях, действующих на день обращения Асташовой О.В. за назначением ежемесячной пенсионной надбавки, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года.

В выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), при условии успешного прохождения ими государственной итоговой аттестации по указанным программам и получении по ее результатам документа об образовании и о квалификации установленного образца, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 года, в отношении лиц рядового и начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации - с 5 апреля 2016 года.

Из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что установленный порядок зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органом внутренних дел периодов их обучения в гражданских профессиональных образовательных организациях до поступления на службу является льготным (из расчета два месяца обучения за один месяц службы), позволяющим увеличивать выслугу лет для назначения пенсии, и имеет целью поощрение к поступлению на службу в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, имеющих профессиональное образование (среднее профессиональное образование или высшее образование).

При этом период обучения в гражданских профессиональных образовательных организациях подлежит зачету в стаж службы сотрудника для назначения ему пенсии за выслугу лет при условии завершения освоения сотрудником до его поступления на службу образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выдаваемым в установленном порядке при наличии у образовательного учреждения государственной аккредитации.

Кроме того, в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам в частности среднего профессионального образования - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года. В отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу с 1 января 2012 года, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу только по очной форме.

Отношения, связанные с прохождением службы в Следственном комитете Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно части 14 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное частью 13 настоящей статьи пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года №411 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации» утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации. Согласно подпункту «г» пункта 2 Правил в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета засчитывается время службы (работы, обучения) указанное (в том числе в льготном исчислении) в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (за исключением абзаца двадцатого пункта 1 и абзаца четвертого пункта 1(1) указанного постановления).

    Из приведенных норм права следует, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется на основании положений части 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012 года № 411 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации». Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотруднику Следственного комитета Российской Федерации является аналогичным порядку исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотруднику органов внутренних дел, как об этом верно указано в состоявшихся судебных актах.

Частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» предусмотрено, что доплата или процентная надбавка за выслугу лет производится ежемесячно и устанавливается в процентном отношении к должностному окладу (окладу по должности) и доплате за специальное звание (окладу по воинскому званию) сотрудника Следственного комитета в следующем размере: 1) от 2 до 5 лет - 20 процентов; 2) от 5 до 10 лет - 35 процентов; 3) от 10 до 15 лет - 45 процентов; 4) от 15 до 20 лет - 55 процентов; 5) свыше 20 лет - 70 процентов.

Порядок исчисления выслуги лет для установления доплаты за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации определяется в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Следственного комитета Российской Федерации от 24 июня 2016 года №51. В соответствии с подпунктом «п» пункта 2 названных правил в выслугу лет для установления доплаты за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета включается период обучения до поступления на службу в Следственный комитет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, при условии завершения освоения этих образовательных программ, прохождения государственной итоговой аттестации и получения диплома установленного образца, в пределах пяти лет из расчета два месяца обучения за один месяц службы, если совпадающий с обучением период службы (работы) не включается в выслугу лет по другим основаниям. При этом дата поступления на службу и форма обучения в целях определения права на доплату за выслугу лет значения не имеет.

В нормативных актах, регулирующих порядок исчисления выслуги лет сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 отсутствуют положения, ограничивающие возможность включения в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения сотрудника Следственного комитета Российской Федерации в зависимости от формы обучения и даты поступления на службу в Следственный комитет Российской Федерации. Условием включения в выслугу лет сотрудникам Следственного комитета периода обучения является учеба до поступления на службу в Следственный комитет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, завершение освоения этих образовательных программ, прохождение государственной итоговой аттестации и получение диплома установленного образца. При этом дата поступления на службу и форма обучения в целях определения выслуги лет значения не имеет.

Назначение Асташовой О.В. доплаты за выслугу лет в размере 70% свидетельствует о наличии стажа службы более 20 лет и о наличии у неё права на ежемесячную надбавку в размере 50% предполагаемой пенсии в связи с выслугой лет такой же продолжительности. Порядок определения права на такие надбавки является идентичным.

Суды приведенные нормативные положения, регулирующие порядок подсчета выслуги лет сотрудников Следственного комитета Российской Федерации в целях пенсионного обеспечения, в их взаимосвязи к спорным отношениям применили верно, нарушения норм материального или процессуального права при разрешении спора не допущены.

    С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.

    Руководствуясь статьями 3795, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

решение Березниковского городского суда Пермского края от 07 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

8Г-10412/2023 [88-11833/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Асташова Ольга Владимировна
Ответчики
Следственное управление Следственного комитета РФ
Другие
Фалеева Оксана Александровна
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
11.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
25.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее