Решение по делу № 2а-989/2020 от 17.11.2020

а-989/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2020 года <адрес>

    Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к в интересах МО «<адрес>» <адрес> к Собранию депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>», выразившееся в не приведении устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) незаконным, об обязании Собрание депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> привести устав муниципального образования «<адрес>», принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с ч.5 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) путем внесения в устав муниципального образования «<адрес>» изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке,

У С Т А Н О В И Л:

    <адрес> РД обратился в суд с административным иском в интересах МО «<адрес>» <адрес> к Собранию депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>», выразившееся в не приведении устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) незаконным, об обязании Собрание депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> привести устав муниципального образования «<адрес>», принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с ч.5 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) путем внесения в устав муниципального образования «<адрес>» изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ , приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального и республиканского законодательства, в ходе которой установлено, что устав муниципального образования «<адрес>» <адрес> (далее - МО «<адрес>»), принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., не приведен в соответствие с частью 5 ст.40 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ).

Указанным Федеральным законом часть 5 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 дополнена абзацем следующего содержания: «Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц".

Согласно ч.9 ст.44 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом,

законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях" проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Однако в нарушение изложенного устав МО «<адрес>» <адрес> в установленный срок не приведен в соответствие с ч.5 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, вследствие чего положения устава муниципального образования, регламентирующие статус депутатов представительного органа местного самоуправления, находятся в несоответствии с указанными нормами ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3.

В соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление МЮ РФ по РД.

Согласно ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит в том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения –нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.

Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.

В связи с этим бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес>, выразившееся в невнесении изменений и дополнений в устав МО «<адрес>» в целях приведения устава поселения в соответствие с законодательством, следует признать незаконным.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

<адрес> при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Из его письменного заявления адресованного суду следует, что он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры <адрес>.

Председатель собрания депутатов МО «<адрес>» ФИО2 при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, устав муниципального образования «<адрес>» <адрес> (далее - МО «<адрес>»), принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., не приведен в соответствие с частью 5 ст.40 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ).

Федеральным законом от 24.04.2020г. №148-ФЗ часть 5 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 дополнена абзацем следующего содержания: «Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц".

Согласно ч.9 ст.44 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом,

законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях" проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.

Однако в нарушение изложенного устав МО «<адрес>» <адрес> в установленный срок не приведен в соответствие с ч.5 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3, вследствие чего, положения устава муниципального образования, регламентирующие статус депутатов представительного органа местного самоуправления, находятся в несоответствии с указанными нормами ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3.

В соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление МЮ РФ по РД.

Согласно ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения –нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.

Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.

В связи с этим бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес>, выразившееся в невнесении изменений и дополнений в устав МО «<адрес>» в целях приведения устава поселения в соответствие с законодательством, следует признать незаконным.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Следовательно, исковые требования прокурора <адрес> РД являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Административные исковые требования прокурора <адрес> РД в интересах МО «<адрес>» <адрес> к Собранию депутатов МО «<адрес>» <адрес>, удовлетворить.

Признать бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>», выразившееся в не приведении устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) незаконным.

Обязать Собрание депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> привести устав муниципального образования «<адрес>», принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с ч.5 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) путем внесения в устав муниципального образования «<адрес>» изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

    Судья: З.И. Алибулатов

    

2а-989/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Каякентского района РД
Ответчики
Собрание депутатов муниципального образования село Дружба
Суд
Каякентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Алибулатов Зияудин Ибрагимович
Дело на странице суда
kajakentskiy.dag.sudrf.ru
17.11.2020Регистрация административного искового заявления
17.11.2020Передача материалов судье
19.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2020Подготовка дела (собеседование)
02.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.12.2020Судебное заседание
17.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее