№а-989/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года <адрес>
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к в интересах МО «<адрес>» <адрес> к Собранию депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>», выразившееся в не приведении устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. № и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) незаконным, об обязании Собрание депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> привести устав муниципального образования «<адрес>», принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с ч.5 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) путем внесения в устав муниципального образования «<адрес>» изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РД обратился в суд с административным иском в интересах МО «<адрес>» <адрес> к Собранию депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>», выразившееся в не приведении устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. № и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) незаконным, об обязании Собрание депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> привести устав муниципального образования «<адрес>», принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с ч.5 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) путем внесения в устав муниципального образования «<адрес>» изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления" проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований требованиям федерального и республиканского законодательства, в ходе которой установлено, что устав муниципального образования «<адрес>» <адрес> (далее - МО «<адрес>»), принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. № и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., не приведен в соответствие с частью 5 ст.40 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ).
Указанным Федеральным законом часть 5 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 дополнена абзацем следующего содержания: «Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц".
Согласно ч.9 ст.44 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом,
законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях" проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Однако в нарушение изложенного устав МО «<адрес>» <адрес> в установленный срок не приведен в соответствие с ч.5 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, вследствие чего положения устава муниципального образования, регламентирующие статус депутатов представительного органа местного самоуправления, находятся в несоответствии с указанными нормами ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3.
В соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление МЮ РФ по РД.
Согласно ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит в том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения –нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.
Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.
В связи с этим бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес>, выразившееся в невнесении изменений и дополнений в устав МО «<адрес>» в целях приведения устава поселения в соответствие с законодательством, следует признать незаконным.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
<адрес> при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Из его письменного заявления адресованного суду следует, что он просит рассмотреть дело в отсутствие представителя прокуратуры <адрес>.
Председатель собрания депутатов МО «<адрес>» ФИО2 при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, устав муниципального образования «<адрес>» <адрес> (далее - МО «<адрес>»), принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. № и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., не приведен в соответствие с частью 5 ст.40 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ).
Федеральным законом от 24.04.2020г. №148-ФЗ часть 5 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 дополнена абзацем следующего содержания: «Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц".
Согласно ч.9 ст.44 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом,
законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях" проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Однако в нарушение изложенного устав МО «<адрес>» <адрес> в установленный срок не приведен в соответствие с ч.5 ст.40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3, вследствие чего, положения устава муниципального образования, регламентирующие статус депутатов представительного органа местного самоуправления, находятся в несоответствии с указанными нормами ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3.
В соответствии с требованиями п.1 ч. 10 ст.35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, т.е. Управление МЮ РФ по РД.
Согласно ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе и устав муниципального образования, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Посредством принятия муниципальных нормативных правовых актов, регламентированные федеральным и республиканским законодательством, реализуются властные полномочия органов местного самоуправления, в результате которого создаются общеобязательные правила поведения –нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер.
Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из тех или иных нормативных правовых актов.
В связи с этим бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес>, выразившееся в невнесении изменений и дополнений в устав МО «<адрес>» в целях приведения устава поселения в соответствие с законодательством, следует признать незаконным.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Следовательно, исковые требования прокурора <адрес> РД являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> РД в интересах МО «<адрес>» <адрес> к Собранию депутатов МО «<адрес>» <адрес>, удовлетворить.
Признать бездействие Собрания депутатов МО «<адрес>», выразившееся в не приведении устава муниципального образования «<адрес>», принятого решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 24.04.2015г. № и зарегистрированного в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с частью 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) незаконным.
Обязать Собрание депутатов муниципального образования «<адрес>» <адрес> привести устав муниципального образования «<адрес>», принятый решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 11.06.2015г., в соответствие с ч.5 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.04.2020г №148-ФЗ) путем внесения в устав муниципального образования «<адрес>» изменений и дополнений, а также регистрации этих изменений в Управлении МЮ РФ в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: З.И. Алибулатов