Дело № 33-1556/17 Судья Кныш Н.Н.
Категория 067г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Жиляевой Л.В.,
судей - Андрейченко А.А., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Кравченко Д.А.,
с участием
истца - Ходорченко Е.Н., его представителя Потанина С.И. по устному ходатайству,
представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» Бурлакова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 27 февраля 2017 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению Ходорченко Е.Н. к ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истец Ходорченко Е.Н. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» о признании действий Военного комиссариата г. Севастополя незаконными, просил отменить решение в части прекращения начисления и выплаты истцу, как ветерану боевых действий, повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного п. «г» ч.1 ст.45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» №4468-1 от 12 февраля 1993 года (с изменениями и дополнениями), начиная с 01 апреля 2016 года; обязать Военный комиссариат г. Севастополя восстановить начисление и выплату истцу, как ветерану боевых действий повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного п. «г» ч.1 ст.45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12 февраля 1993 года (с изменениями и дополнениями), начиная с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
Исковые требования мотивированы к тем, что истец является военным пенсионером МО РФ и имеет статус ветерана боевых действий. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено уведомление из Центра социального обеспечения Военного комиссариата г. Севастополя о том, что ДД.ММ.ГГГГ истцу прекращено начисление и выплата повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного п. «г» ч.1 ст.45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12 февраля 1993 года (с изменениями и дополнениями), которая была установлена и выплачивалась истцу ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с момента начисления пенсии по законодательству РФ как ветерану боевых действий.
Решением Гагаринского районного суда г.Севастополя от 27.02.3017г., исковые требования Ходорченко Е.Н. к ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено решение Центра социального обеспечения Военного комиссариата города Севастополя в части прекращения начисления и выплаты Ходорченко Е.Н. как ветерану боевых действий, повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного статьей 45 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» обязали восстановить начисление и выплату Ходорченко Е.Н. как ветерану боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ повышение пенсии на 32 % расчетного размера пенсии, предусмотренного статьей 45 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Взысканы с ФКУ «Военный комиссариат г. Севастополя» в пользу Ходорченко Е.Н. компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей, судебные расходы на представителя в размере 5 500 рублей. В остальной части исковых требований Ходорченко Е.Н., отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Военный комиссариат г.Севастополя", просил об отмене состоявшихся по делу судебного решения, как незаконного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска Ходорченко Е.Н.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования процессуального закона судом первой инстанции выполнены не были.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Ходорченко Е.Н. проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, на территории Республики Эфиопии в составе войсковой части № (плавучей судоремонтной морской) в воинском звании мичмана.
Согласно архивной справке Архива Войск и Сил на Северо-Востоке от ДД.ММ.ГГГГ № на основании приказа командира войсковой части 40176 № от ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и приказа командира войсковой части 40176 № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с объявлением штатной и списочной численности войсковой части 40176 значится: ст. мичман Ходорченко Е.Н. На основании вахтенных журналов войсковой части 40176 установлено: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 40176 находилась в районе о. Дахлак, о. Нокра (Эфиопия) в указанный период ст. мичман Ходорченко Е.Н. значится на борту войсковой части 40176. На основании вахтенных журналов войсковой части 40176 установлено: в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ корабль участвовал в боевых действиях (подвергался артиллерийским и ракетным обстрелам) в территориальных водах о. Дахлак (Эфиопия).
ДД.ММ.ГГГГ Ходорченко Е.Н. на основании решения комиссии Южного военного округа выдано удостоверение, подтверждающее статус истца как ветерана боевых действий серии БК №.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ №№ Центра социального обеспечения Военного комиссариата <адрес>, указанная выплата с ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена до подтверждения сведений о непосредственном участии истца в боевых действиях.
ДД.ММ.ГГГГ Ходорченко Е.Н. обратился в военный комиссариат г.Севастополя для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. По результатам рассмотрения указанного заявления Ходорченко Е.Н. было отказано в возобновлении повышения как участнику боевых действий, по причине отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие Ходорченко Е.Н. в боевых действиях в Эфиопии.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные Ходорченко Е.Н. требования, суд первой инстанции исходил из того, что подтвержден факт нахождения истца на территории Республики Эфиопии в период ведения там боевых действий, включенный в раздел III Перечня государств, городов, территорий периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (абзац введен Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 307-ФЗ).
При этом суд первой инстанции полагал, что Ходорченко Е.Н., являясь военнослужащим, не мог не участвовать в боевых действиях, и с учетом наличия архивной справки Архива Войск и Сил на Северо-Востоке от ДД.ММ.ГГГГ № сделал вывод о доказанности факта непосредственного участия Ходорченко Е.Н. в боевых действиях на территории Республики Эфиопии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".
Согласно разделу III этого перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года; с мая 2000 года по декабрь 2000 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту 2 названной инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, Порядок).
В соответствии с пунктом 7 данного Порядка выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В пункте 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, в частности, установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий в обращении кроме фамилии, имени и отчества заявителя указываются для военнослужащих: личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом этого пункта, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и иных категорий лиц, названных в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления.
Кроме того, по смыслу абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации и пункта 2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, участие лица в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств (приложение к Федеральному закону "О ветеранах", раздел III) может быть установлено на основании справок архивных учреждений и иных документов (реализованный наградной материал, справки о ранении, контузии, об увечье и другие документы).
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Между тем документов о непосредственном участии Ходорченко Е.Н. в боевых действиях в Республике Эфиопии, выданных органами военного управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время в материалах дела не имеется.
Представленные в отношении Ходорченко Е.Н. архивные справки федерального государственного казенного учреждения "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которые в силу абзаца 9 пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации могут являться документами, соответствующими требованиям статьи 60 ГПК РФ, содержат лишь информацию о прохождении им военной службы в Республике Эфиопии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и об отсутствии сведений о его участии в боевых действиях. Прохождение же военной службы и нахождение на территории, на которой велись боевые действия, сами по себе, не подтверждают непосредственного участия Ходорченко Е.Н. в боевых действиях.
Кроме того, согласно информации ФКУ Управления Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ, плавучая мастерская (судоремонтная) не относиться к группе боевых кораблей, в соответствии с руководством по классификации кораблей и судов Военно- Морского флота.
Суд первой инстанции неправильно применил и истолковал подлежащие применению для разрешения заявления Ходорченко Е.Н. нормы материального права, сделав вывод о доказанности факта непосредственного участия заявителя в боевых действиях на территории Эфиопии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании архивной справки Архива Войск и Сил на Северо-Востоке от ДД.ММ.ГГГГ № и справки от ДД.ММ.ГГГГ Временно исполняющего обязанности командующего войсками восточного военного округа.
При отсутствии доказательств, отвечающих предусмотренным в приведенных выше нормативных актах требованиям к документам, подтверждающим этот факт, судом первой инстанции в нарушение требований статей 60 ГПК РФ неправомерно установлен факт непосредственного участия Ходорченко Е.Н. в боевых действиях на территории Республики Эфиопии и, как следствие, отменены решения ЦСО ФКУ «Военного комиссариата города Севастополя» в части прекращения начисления и выплаты Ходорченко Е.Н., как ветерану боевых действий, повышения пенсии на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного статьей 45 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12.02.1993г.«О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
С учетом изложенного обжалуемое судебное решение нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ФКУ «Военного комиссариата города Севастополя» что, согласно статье 387 ГПК РФ, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Принимая во внимание установленные судом первой инстанции обстоятельства, судебная коллегия, отменяя судебное постановление, принимает новое решение, которым в удовлетворении иска Ходорченко Е.Н. к ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, отказывает в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 27 февраля 2017 г., отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Ходорченко Е.Н. к Федеральному Казенному Учреждению "Военный комиссариата г.Севастополя» » о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, взыскании компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: О.И.Жиляева
Судьи: А.А.Андрейченко
Е.В.Герасименко