УИД ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Бойко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» к Вуколову Евгению Михайловичу, Вуколовой Наталье Михайловне об освобождении страховщика от обязательства по осуществлению страховой выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее – АО «СОГАЗ», Общество) обратилось в суд с иском к Вуколову Е.М., Вуколовой Н.М. об установлении причинной связи между смертью ФИО9, *** года рождения, и алкогольным опьянением, а также об освобождении АО «СОГАЗ» от выплаты страхового возмещения выгодоприобретателям Вуколову Е.М., Вуколовой Н.М.
Исковые требования мотивированы тем, что между Обществом и МВД России 13.01.2020 заключен Государственный контракт *** *** на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников МВД России. *** ФИО9, являвшийся сотрудником УМВД России по ***, умер. В рамках проведенной в порядке ст. 144-145 УПК проверки установлено, что причиной смерти является заболевание из группы острых ишемических болезней сердца – внезапная коронарная смерть (острая коронарная недостаточность), при этом в момент смерти ФИО9. находился в состоянии алкогольного опьянения. В соответствии с абзацем третьим статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица. Аналогичное условие предусмотрено пунктом 8.8 Государственного контракта от *** *** ***. Таким образом, по мнению страховщика, имеются обстоятельства, освобождающие его от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию.
Определением судьи от 19.01.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Вуколов К.В., Вуколов А.В.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом. Представитель истца Антимонова С.Е. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил приступить к рассмотрению дела в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материала дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, *** между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Обществом заключен Государственный контракт *** *** на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников МВД России.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта является страхование в 2020-2021 годах жизни и здоровья застрахованных лиц, указанных в п. 2.1 контракта – лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в течение одного года после окончания службы по страховым случаям, предусмотренным подпунктами «б» и «г» контракта.
Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье застрахованных лиц (пункт 1.2).
Согласно свидетельству о смерти *** ФИО9. умер ***.
Согласно выписке из приказа *** л/с от *** старший лейтенант внутренней службы ФИО9 исключен из реестра сотрудников *** на основании п. 2 ст. 80 и ч. 13 ст. 89 Федерального закона от *** № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В указанной выписке из приказа отражено, что смерть Вуколова В.Е. наступила в период прохождения службы.
Из справки военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по ***» от *** *** следует, что смерть ФИО9 наступила в результате полученного в период военной службы заболевания: «Внезапная коронарная смерть: нестабильные атеросклеротические бляшки венечных артерий с сужением просвета до 80 %. Осложнение: острое общее венозное полнокровие, отек головного мозга». Концентрация этилового спирта в крови 2,13 %, в моче – 3,78 %.
23.11.2021 Управлением внутренних дел по Магаданской области в адрес АО «СОГАЗ» направлены документы на выплату страховых сумм выгодоприобретателям в связи со смертью старшего лейтенанта внутренней службы *** (справка об обстоятельствах наступления страхового случая, заявление супруги Вуколова В.Е. – Вуколовой Н.М., справка военно-врачебной комиссии и т.д.).
В соответствии с п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Согласно ст. 43 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год (часть 1).
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (часть 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:
1) гибели (смерти) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции; 2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
В силу ч. 4 указанной статьи членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, считаются:
1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);
2) родители погибшего (умершего);
3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) является в том числе гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 10 указанного Федерального закона установлено, что страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица.
АО «СОГАЗ» ссылается на то, что смерть ФИО9 находится в прямой причинно-следственной связи с состоянием алкогольного опьянения.
Между тем, совокупности достаточных доказательств, подтверждающих данный довод, истцом в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, Обществом в материалы дела не представлено.
Так, согласно заключению судебного-медицинской экспертизы *** от ***, выполненному ОГКУЗ «Магаданское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы» на основании постановления ст. следователя СО по г. Магадану СУ СК РФ по Магаданской области в рамках проведенной в порядке ст. 144-145 УПК проверки, причиной смерти ФИО9 является заболевание из группы острых ишемических болезней сердца – внезапная коронарная смерть (острая коронарная недостаточность). В крови от трупа обнаружен этиловый спирт в концентрации 2,13 %, в моче – 3,78 %, что применительно к живым лицам соответствует состоянию алкогольного опьянения средней степени. В моче от трупа наркотические и психотропные вещества не обнаружены.
Заключение судебно-медицинской экспертизы выполнено в том числе на основании актов судебно-химического исследования *** от ***, *** от ***, акта судебно-гистологического исследования *** от ***.
В целях проверки доводов Общества в связи с необходимостью использования специальных познаний определением суда от 21.02.2022 по делу назначена комиссионная комплексная судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено ОГКУЗ «Магаданское областное Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Согласно заключению экспертов *** от *** причиной смерти ФИО9 явилась острая коронарная смерть (в клинической практике под этим термином подразумевают внезапную смерть в течение 1 ч. (по другим источникам 6-12 ч.) с момента возникновения первых симптомов (признаков) ишемии миокарда).
При судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО9., а также по данным судебно-гистологического исследования выявлены признаки острой коронарной смерти (нестабильные стенозирующие атеросклеротические бляшки, острые ишемические изменения в миокарде).
Каких-либо признаков отравления этиловым спиртом при судебно-медицинской экспертизе трупа ФИО9., а также по данным судебно-гистологического и судебно-химического исследований не выявлено.
В данном случае наличие этилового спирта в крови и моче Вуколова В.Е. не способствовало смерти и не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием (острая коронарная смерть).
Экспертное заключение является полным, мотивированным, содержит выводы по всем поставленным судом вопросам и подробное описание этих выводов в исследовательской части заключения, соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, в результате чего признано судом относимым и допустимым доказательством (ч. 2 ст. 67 ГПК РФ).
Выводы судебно-медицинской экспертизы в полной мере опровергают доводы АО «СОГАЗ» о наличии прямой причинно-следственной связи между смертью ФИО9 и нахождением его в состоянии алкогольного опьянения, основанные лишь на самом факте нахождения ФИО9 в момент смерти в состоянии алкогльного опьянения и не подтвержденные какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Общества суд не находит.
В связи с отказом в иске с учетом положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные Обществом расходы по уплате государственной пошлины возмещению за счет ответчиков не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░9, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***.