Председательствующий – Кыдыев А.В. Дело № 33-462
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2014 года г. Горно-Алтайск
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего – Ялбаковой Э.В.,
судей – Антуха Б.Е., Шинжиной С.А.,
при секретаре – В.Е.С.,
с участием прокурора – Ю.Ю.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Республики Алтай Каранина И.Ю. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 21 марта 2014 года, которым
исковые требования прокурора Онгудайского района удовлетворены частично.
Возложена обязанность на Правительство Республики Алтай обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильника, расположенного на расстоянии 1000 м. от с. Нижняя-Талда, от трассы 200 м., от русла реки 800 м. на территории МО Нижне-Талдинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложена обязанность на Правительство Республики Алтай обустроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов, расположенный на расстоянии 1000 м. от с. Нижняя-Талда, от трассы 200 м., от русла реки 800 м. на территории МО Нижне-Талдинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами; с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта; оборудовать мост через траншею; над ямой на высоте 2,5 м. построить навес длиной 6 м., шириной 3 м.; установить крышку на яме; установить на крышке ямы и на въездных воротах замки; пристроить рядом с ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; перед въездом на территорию скотомогильника устроить коновязь; установить указатели (таблички) о месте нахождения скотомогильника, в срок 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Отказано в удовлетворении исковых требований об обязании администрацию МО Нижне-Талдинское сельское поселение обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильника, расположенного на расстоянии 1000 м. от с. Нижняя-Талда, от трассы 200 м., от русла реки 800 м. на территории МО Нижне-Талдинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай.
Возложена обязанность на Правительство Республики Алтай обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильника, расположенного в ур. Шанжарой на расстоянии 1000 м. от с. Теньга, от реки 1500 м., от трассы 1000 м. на территории МО Теньгинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложена обязанность на Правительство Республики Алтай обустроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов в ур. Шанжарой на расстоянии 1000 м. от с. Теньга, от реки 1500 м., от трассы 1000 м. на территории МО Теньгинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами; с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта; оборудовать мост через траншею; над ямой на высоте 2,5 м. построить навес длиной 6 м., шириной 3 м.; установить крышку на яме; установить на крышке ямы и на въездных воротах замки; пристроить рядом с ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; перед въездом на территорию скотомогильника устроить коновязь; установить указатели (таблички) о месте нахождения скотомогильника, в срок 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Отказано в удовлетворении исковых требований об обязании администрацию МО Теньгинское сельское поселение обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильника, расположенного в ур. Шанжарой на расстоянии 1000 м. от с. Теньга, от реки 1500 м. от трассы 1000 м. на территории МО Теньгинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай.
Возложена обязанность на Правительство Республики Алтай обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильников, расположенных: в ур. Юлюта на расстоянии 1000 м. от с. Ело, от русла реки 1000 м., от дороги - 800 м. на территории МО Елинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай; в ур. Ремянка на расстоянии 1000 м. от с. Кара-Коба, от трасы 1200 м., от русла реки 1400 м. на территории МО Елинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, в срок 1 месяц с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложена обязанность на Правительство Республики Алтай обустроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов в ур. Юлюта на расстоянии 1000 м. от с. Ело, от русла реки 1000 м., от дороги - 800 м. на территории МО Елинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай, а именно: с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта; оборудовать мост через траншею; над ямой на высоте 2,5 м. построить навес длиной 6 м., шириной 3 м.; установить на крышке ямы и на въездных воротах замки; пристроить рядом с ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; перед въездом на территорию скотомогильника устроить коновязь; очистить территорию скотомогильника от мусора, в срок 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Возложена обязанность на Правительство Республики Алтай обустроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов в ур. Ремянка на расстоянии 1000 м. от с. Кара-Коба, от трасы 1200 м., от русла реки 1400 м. на территории МО Елинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай, а именно: огородить глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами; с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта; оборудовать мост через траншею; над ямой на высоте 2,5 м. построить навес длиной 6 м., шириной 3 м.; установить на крышке ямы и на въездных воротах замки; пристроить рядом с ямой помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; перед въездом на территорию скотомогильника устроить коновязь; очистить территорию скотомогильника от мусора, останков животных, в срок 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Отказано в удовлетворении исковых требований об обязании администрацию МО Елинское сельское поселение обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлениями о принятии скотомогильников, расположенных: в ур. Юлюта на расстоянии 1000 м. от с. Ело, от русла реки 1000 м., от дороги - 800 м. на территории МО Елинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай, в ур. Ремянка на расстоянии 1000 м. от с. Кара-Коба, от трасы 1200 м., от русла реки 1400 м. на территории МО Елинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Онгудайского района обратился в суд с иском к Правительству Республики Алтай, администрации МО «Нижне-Талдинское сельское поседение» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильника, расположенного на расстоянии 1000 м. от с. Нижняя -Талда, от трассы 200 м., от русла реки 800 м. на территории МО «Нижне-Талдинское сельское поселение» Онгудайского района Республики Алтай, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и об обязании Правительство Республики Алтай обустроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов.
Прокурор Онгудайского района обратился в суд с иском к Правительству Республики Алтай, администрации МО «Теньгинское сельское поселение» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильника, расположенного в ур. Шанжарой на расстоянии 1000 м. от с. Теньга, от реки 1500 м. от трассы 1000 м. на территории МО «Теньгинское сельское поселение» Онгудайского района Республики Алтай, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и об обязании Правительство Республики Алтай обустроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов.
Прокурор Онгудайского района обратился в суд с иском к Правительству Республики Алтай, администрации МО «Елинское сельское поселение» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильников, расположенных: в ур. Юлюта на расстоянии 1000 м. от с. Ело, от русла реки 1000 м., от дороги - 800 м. на территории МО «Елинское сельское поселение» Онгудайского района Республики Алтай; в ур. Ремянка на расстоянии 1000 м. от с. Кара-Коба, от трасы 1200 м., от русла реки 1400 м. на территории МО Елинское сельское поселение Онгудайского района Республики Алтай на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и об обязании Правительство Республики Алтай обустроить указанные скотомогильники в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов.
Прокурор Онгудайского района обратился в суд с иском к Правительству Республики Алтай, администрации МО «Шашикманское сельское поселение» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильника, расположенного в ур. Сайламан в 1200 м от с. Шашикман, в 500 м. от р. Шашикманка, в 1800 м от трассы на территории МО «Шашикманское сельское поселение» Онгудайского района Республики Алтай, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, об обязании Правительство Республики Алтай обстроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов.
Определением Онгудайского районного суда Республики Алтай от 15 января 2014 года указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного их рассмотрения и разрешения.
Определением Онгудайского районного суда Республики Алтай от 12 марта 2014 года производство по делу по иску прокурора Онгудайского района Республики Алтай к Правительству Республики Алтай, администрации МО «Шашикманское сельское поселение» об обязании обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильника, расположенного в ур. Сайламан в 1200 м от с. Шашикман, в 500 м. от р. Шашикманка, в 1800 м от трассы на территории МО «Шашикманское сельское поселение» Онгудайского района Республики Алтай, на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, об обязании Правительство Республики Алтай обстроить скотомогильник в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора и утилизации биологических отходов, прекращено в связи с отказом прокурора от исковых требований.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Алтай Каранин И.Ю., указывая на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что Правительство Республики Алтай обязано обратиться в Управление Росреестра по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильников на учет в качестве бесхозяйного имущества, поскольку согласно ст. 225 ГК РФ таким правом наделен только орган местного самоуправления. Суд первой инстанции, установив, что скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, тем не менее, обязал Правительство Республики Алтай обустроить скотомогильники в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Поскольку Правительство Республики Алтай собственником скотомогильников не является, у него отсутствуют законные основания на обустройство данного бесхозяйного имущества. Из подп. 49 п. 2 ст. 26.3, подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует возможность нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности субъектов Российской Федерации и не следует обязательства субъекта Российской Федерации по обустройству скотомогильников, являющихся бесхозяйным недвижимым имуществом. Положений о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации на бесхозяйное недвижимое имущество гражданское законодательство не содержит.
Выслушав прокурора Юркину Ю.Ю., возражавшую относительно удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия находит оспариваемое решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Онгудайском районе Республики Алтай на территории МО «Нижне-Талдинское сельское поселение», МО «Теньгинское сельское поселение» в ур. Шанжарой, МО «Елинское сельское поселение» в ур. Юлюта и в ур. Ремянка имеются скотомогильники, которые не отвечают требованиям пунктов 5.6, 5.7, 5.8, 5.10, 6.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, а именно: не огорожены, не оканавлены, не обвалованы, отсутствуют стол для вскрытия трупов животных, отсутствуют навес, помещение для хранения инвентаря, дезинфицирующих средств, спецодежды и инструментов, отсутствуют перекрытия и крышки, на въездных воротах отсутствуют замки, отсутствуют таблички. Ямы захламлены мусором и отходами.
Как установлено судом первой инстанции из имеющихся в материалах дела ответов администраций МО «Нижне-Талдинское сельское поселение», МО «Теньгинское сельское поселение», МО «Елинское сельское поселение», администрации МО «Онгудайский район», Территориального управления Росимущества в Республике Алтай, выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данные скотомогильники ни у кого на учете не числятся, ни за кем не они закреплены и фактически никто не следит за их состоянием.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
На основании подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. При этом в силу подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 настоящего Федерального закона для осуществления этих полномочий в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В силу п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Очевидно, что решение вопросов организации проведения мероприятий по приведению в надлежащее санитарное состояние бесхозяйных скотомогильников относится к числу вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных. При этом приведение в надлежащее санитарное состояние бесхозяйных скотомогильников относится к числу мер по предупреждению эпидемий и охране окружающей среды, осуществление которых является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого, решение вопросов по приведению в надлежащее санитарное состояние бесхозяйных скотомогильников, находящихся на территории Республики Алтай, относится к полномочиям органов государственной власти Республики Алтай, и осуществление связанных с этим мер является расходным обязательством Республики Алтай.
В соответствии со ст. 47 Конституции Республики Алтай Российская Федерация и Республика Алтай принимают меры по обеспечению охраны природной среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в порядке, установленном федеральным законом.
В статье 18 Закона Республики Алтай от 24.02.1998 г. № 2-4 «О Правительстве Республики Алтай» закреплено, что Правительство Республики Алтай обеспечивает проведение единой политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.
Следовательно, на Правительство Республики Алтай может быть возложена обязанность по приведению в надлежащее санитарное состояние бесхозяйных скотомогильников, находящихся на территории Республики Алтай. При этом данная обязанность может быть исполнена Правительством Республики Алтай через уполномоченные исполнительные органы государственной власти Республики Алтай.
Доказательств того, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников органам местного самоуправления не передавались, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно возложил обязанность на Правительство Республики Алтай обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильников на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и обустроить скотомогильники в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в Управление Росреестра по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильников на учет в качестве бесхозяйного имущества в силу ст. 225 ГК РФ обязан обратиться орган местного самоуправления, а не Правительство Республики Алтай, которое собственником бесхозяйных скотомогильников не является, а потому не обязано их обустраивать в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Однако данные доводы не могут повлечь отмену решения суда в связи со следующим.
Действительно, в соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вместе с тем, возможность нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
В силу положения п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, к полномочиям органов местного самоуправления отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций только в случае передачи им в ведение этих скотомогильников.
Как следует из вышеприведенных законоположений, скотомогильники, если они не переданы в ведение органов местного самоуправления уполномоченным органом по распоряжению федеральным или государственным имуществом, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Поскольку балансодержатель скотомогильников, находящихся на территории МО «Нижне-Талдинское сельское поселение», МО «Теньгинское сельское поселение» и МО «Елинское сельское поселение» Онгудайского района Республики Алтай, не определен, они находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Алтай.
В связи с тем, что спорные скотомогильники находятся на территории Республики Алтай, Правительство Республики Алтай как высший исполнительный орган государственной власти Республики Алтай должно обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай с заявлением о принятии скотомогильников на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества и в рамках государственных полномочий принять меры по устройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильников в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 21 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Алтай Каранина И.Ю. – без удовлетворения.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи Б.Е. Антух
С.А. Шинжина