Решение по делу № 2-746/2023 от 21.02.2023

Гражданское дело № 2-746/2023

УИД № 44RS0028-01-2023-000251-75

Решение изготовлено 15 мая 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кострома

15 мая 2023 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи К.А.Батухиной,

при ведении протокола помощником судьи Е.С.Темниковой,

с участием: заместителя прокурора Костромского района Д.С.Баронкина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-746/2023 (УИД № 44RS0028-01-2023-000251-75) по исковому заявлению прокурора Костромского района, действующего в интересах администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю земель сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности и о прекращении права собственности ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района, действующий в интересах муниципального образования - администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, обратился в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности и о прекращении права собственности ФИО1.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Костромского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

Прокурор отмечает, что в силу пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 года № 86 предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года № 323 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года было предписано принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

Так, в соответствии с постановлением Главы администрации Костромского района Костромской области от 22 марта 1994 года № 96 ФИО1, 1924 года рождения, предоставлено право собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ администрация Самсоновского сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован 2 мая 2012 года в газете «Волжская новь», выпуск № 17, а также на официальном сайте администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» от 30 апреля 2013 года № 10 (постановление администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 29 апреля 2013 года № 36 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ЗАО «Имени Заволжское»). Кроме того, посредством опубликования информации в газете «Северная правда» № 79 от 10 октября 2012 года и «Волжская новь» № 40 от 10 октября 2012 года администрацией Самсоновского сельского поселения было сделано объявление о собрании участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения ТОО (ЗАО) «Заволжское», находящихся по адресу: Костромская область, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей. Список невостребованных земельных долей утверждён, в их число вошла доля ФИО1. С момента публикации и до момента обращения в суд администрацией принимались в письменной и устной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли неосновательно включены в список невостребованных земельных долей, однако в отношении земельной доли ФИО1 заявлений в администрацию Самсоновского сельского поселения не поступало. Согласно записи акта о смерти *** от 2004 года ФИО1, *** года рождения, уроженка ***, скончалась *** в городе Костроме. Прокурор отмечает, что из информации, полученной от нотариуса нотариального округа *** и *** ФИО7, к имуществу ФИО1 было заведено наследственное дело ***. С заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 обращалась её сестра Ек.Н.ФИО11.

Прокурор отмечает, что в силу статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, земельные доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не распорядились ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, являются невостребованными земельными долями. Невостребованная ФИО1 земельная доля не используется, что приводит к снижению плодородия почв, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, снижению плодородия почв, не вовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданско-правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве. Кроме того, как отмечает истец, за земли сельскохозяйственного назначения, неоформленные надлежащим образом, не вносится соответствующая плата (земельный налог, арендная плата), что в свою очередь отрицательно сказывается на пополнении бюджета и как следствие на должном исполнении полномочий органом муниципальной власти, в том числе общественно значимых.

С учётом изложенного и со ссылкой на статьи 12.1, 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, статьи 1, 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, прокурор Костромского района просит:

- прекратить право собственности ФИО1, *** года рождения, на принадлежащую ей долю (5,3 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское»;

- признать за муниципальным образованием Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю площадью 5,3 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», принадлежащую ФИО1 на основании свидетельства на право собственности на землю серия V-КОО-7-IХ *** от ***.

Представитель процессуального истца заместитель прокурора Костромского района Д.С.Баронкин в судебном заседании заявленные к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, УФНС России по Костромской области требования поддержала в полном объёме по доводам и основаниям, указанным в иске.

Представитель материального истца администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства по делу не заявил, отношение к заявленным требованиям выразил в письменном отзыве.

Ответчик УФНС России по Костромской областио времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направили в адрес суда отзыв по существу заявленных требований.

В соответствии со статьёй 167 ГПК Российской Федерации, принимая во внимание письменную позицию ответчиков, с учётом мнения стороны истца суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав заместителя прокурора Костромского района Костромской области Д.С.Баронкина, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 79 ЗК Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ предметом регулирования являются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Положениями вышеуказанного закона предусмотрены также основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В силу пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. (пункт 2 указанной статьи)

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). (пункт 3 указанной статьи)

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. (пункт 4 указанной статьи)

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. (пункты 5, 7 указанной статьи).

Право администрации сельского поселения на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, закреплено в пункте 8 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ.

На основании части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что ФИО1 на основании постановления администрации Костромского района Костромской области от 22 марта 1994 года № 96 было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ V-КОО-7-IX № 296249, в соответствии с которым он (она) приобрел(а) право собственности на землю по адресу: Костромская область, Костромской район, Самсоновская сельская администрация, ТОО «Заволжское», общей площадью 5,3 га (136,8 б/га); описание собственности - земельная доля; земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, в том числе: 4,7 - пашни, 0,3 - сенокосы, 0,3 - пастбища.

ФИО1 умер(ла) ***, что подтверждается выпиской из актовой записи о смерти № 4597 от 22 ноября 2004 года отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу город Кострома управления ЗАГС Костромской области.

После смерти ФИО1 с заявлением о принятии наследства обратилась её сестра ФИО3 (наследственное дело ***). По сообщению нотариуса ФИО9 заявление Ек.Н.ФИО11 о принятии наследства подано ***. *** ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады в ***. Ек.Н.ФИО11 умерла в декабре 2019 года.

В судебном заседании установлено, что ни собственник ФИО1, ни её правопреемник Ек.Н.ФИО11, с момента передачи земельной доли в соответствии с действующим законодательством ею не распорядились; доказательств, подтверждающих обратное суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 в течение трех и более лет, а после её смерти правопреемники (Ек.Н.ФИО11), не распорядились указанной земельной долей. На протяжении более пятнадцати лет переданная в собственность ФИО1 земельная доля для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется. Данное обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. (абзацы первый - четвёртый пункта второго статьи 1151 ГК Российской Федерации)

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. (абзац пятый пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации)

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. (абзац седьмой пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации)

В силу пункта 1 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В настоящее время в соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов.

До 17 июня 2008 года (день вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432) функции по учёту, принятию мер по охране и оценке имущества, конфискованного на основании приговоров, определений и постановлений судов или по решениям других уполномоченных на то государственных органов и переданное налоговым органам для реализации; имущества, признанного в установленном порядке бесхозяйным; имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству; клады, были возложены на налоговые органы в силу пункта 3 Положения о порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года № 683, Инструкцию Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года № 185 «О порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов».

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 50 Постановления «О судебной практике по делам о наследовании» от 29 мая 2012 года № 9, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.Права на спорную земельную долю в соответствии с требованиями законодательства о государственной регистрации недвижимости (Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, позднее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) зарегистрированы не были ни правопреемниками ФИО1 (Ек.Н.ФИО11), ни налоговыми органами, ни, в последующем, Росимуществом в лице его территориальных органов, намерений распорядиться спорной земельной долей не выражали.

Напротив, на протяжении более пятнадцати лет переданная в собственность спорная земельная доля для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется. Данное обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.

В этой связи Администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовав его в средствах массовой информации (2 мая 2012 года в газете «Волжская новь», выпуск № 17).

Посредством опубликования информации в газете «Волжская новь» № 40 от 10 октября 2012 года администрацией сельского поселения было сделано объявление о собрании 30 ноября 2012 года участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения ТОО (ЗАО) «Заволжское», находящихся по адресу: Костромская область, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей.

29 апреля 2013 года постановлением № 36 администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области утвержден список невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ЗАО «Имени Заволжское», в число которых вошла спорная земельная доля. Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» от 30 апреля 2013 года № 10.

Возражения от заинтересованных лиц о необоснованности включения ФИО1 и (или) принадлежащей ей земельной доли в список невостребованных земельных долей, в администрацию сельского поселения или на общем собрании участников долевой собственности заявлены не были. Документально обстоятельства невостребованности земельной доли в судебном заседании стороной ответчика остались не опровергнутыми.

Поскольку собственником земельной доли при жизни, а равно её правопреемником (наследником) Ек.Н.ФИО11, никаких действий по распоряжению земельной долей не предпринималось, а уполномоченные государственные органы (налоговые органы, в последующем (с июня 2008 года) Росимущество в лице его территориальных органов) не выразили намерений на принятие и распоряжение земельной доли после смерти ФИО1 и Ек.Н.ФИО11, с учётом того, что земельная доля не была использована по назначению более трёх лет подряд, обстоятельства невостребованности спорной земельной доли в достаточной степени доказаны и обоснованы.

При этом нарушений процедуры по утверждению списка невостребованных долей судом не установлено, а стороной ответчика о наличии таковых не заявлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ничьи права на выражение волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были, а потому заявленные истцом требования о признании права муниципальной собственности на спорную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельную долю подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах муниципального образования - администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО1, *** года рождения, на земельную долю площадью 5,3 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское»; принадлежащую ей на основании свидетельства на право собственности на землю серия РФ V-КОО-7-IX номер 296249, выданного 25 июля 1994 года на основании постановления Главы администрации Костромского района от 22 марта 1994 года № 96.

Признать право муниципальной собственности Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на земельную долю площадью 5,3 га, ранее принадлежащую ФИО1, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

К.А.Батухина

Гражданское дело № 2-746/2023

УИД № 44RS0028-01-2023-000251-75

Решение изготовлено 15 мая 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кострома

15 мая 2023 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи К.А.Батухиной,

при ведении протокола помощником судьи Е.С.Темниковой,

с участием: заместителя прокурора Костромского района Д.С.Баронкина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-746/2023 (УИД № 44RS0028-01-2023-000251-75) по исковому заявлению прокурора Костромского района, действующего в интересах администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю земель сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности и о прекращении права собственности ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района, действующий в интересах муниципального образования - администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, обратился в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности и о прекращении права собственности ФИО1.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Костромского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

Прокурор отмечает, что в силу пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 года № 86 предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года № 323 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года было предписано принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

Так, в соответствии с постановлением Главы администрации Костромского района Костромской области от 22 марта 1994 года № 96 ФИО1, 1924 года рождения, предоставлено право собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ администрация Самсоновского сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован 2 мая 2012 года в газете «Волжская новь», выпуск № 17, а также на официальном сайте администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» от 30 апреля 2013 года № 10 (постановление администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 29 апреля 2013 года № 36 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ЗАО «Имени Заволжское»). Кроме того, посредством опубликования информации в газете «Северная правда» № 79 от 10 октября 2012 года и «Волжская новь» № 40 от 10 октября 2012 года администрацией Самсоновского сельского поселения было сделано объявление о собрании участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения ТОО (ЗАО) «Заволжское», находящихся по адресу: Костромская область, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей. Список невостребованных земельных долей утверждён, в их число вошла доля ФИО1. С момента публикации и до момента обращения в суд администрацией принимались в письменной и устной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли неосновательно включены в список невостребованных земельных долей, однако в отношении земельной доли ФИО1 заявлений в администрацию Самсоновского сельского поселения не поступало. Согласно записи акта о смерти *** от 2004 года ФИО1, *** года рождения, уроженка ***, скончалась *** в городе Костроме. Прокурор отмечает, что из информации, полученной от нотариуса нотариального округа *** и *** ФИО7, к имуществу ФИО1 было заведено наследственное дело ***. С заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 обращалась её сестра Ек.Н.ФИО11.

Прокурор отмечает, что в силу статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, земельные доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не распорядились ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, являются невостребованными земельными долями. Невостребованная ФИО1 земельная доля не используется, что приводит к снижению плодородия почв, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, снижению плодородия почв, не вовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданско-правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве. Кроме того, как отмечает истец, за земли сельскохозяйственного назначения, неоформленные надлежащим образом, не вносится соответствующая плата (земельный налог, арендная плата), что в свою очередь отрицательно сказывается на пополнении бюджета и как следствие на должном исполнении полномочий органом муниципальной власти, в том числе общественно значимых.

С учётом изложенного и со ссылкой на статьи 12.1, 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, статьи 1, 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, прокурор Костромского района просит:

- прекратить право собственности ФИО1, *** года рождения, на принадлежащую ей долю (5,3 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское»;

- признать за муниципальным образованием Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю площадью 5,3 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», принадлежащую ФИО1 на основании свидетельства на право собственности на землю серия V-КОО-7-IХ *** от ***.

Представитель процессуального истца заместитель прокурора Костромского района Д.С.Баронкин в судебном заседании заявленные к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, УФНС России по Костромской области требования поддержала в полном объёме по доводам и основаниям, указанным в иске.

Представитель материального истца администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства по делу не заявил, отношение к заявленным требованиям выразил в письменном отзыве.

Ответчик УФНС России по Костромской областио времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направили в адрес суда отзыв по существу заявленных требований.

В соответствии со статьёй 167 ГПК Российской Федерации, принимая во внимание письменную позицию ответчиков, с учётом мнения стороны истца суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав заместителя прокурора Костромского района Костромской области Д.С.Баронкина, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 79 ЗК Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ предметом регулирования являются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Положениями вышеуказанного закона предусмотрены также основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В силу пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. (пункт 2 указанной статьи)

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). (пункт 3 указанной статьи)

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. (пункт 4 указанной статьи)

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. (пункты 5, 7 указанной статьи).

Право администрации сельского поселения на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, закреплено в пункте 8 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ.

На основании части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что ФИО1 на основании постановления администрации Костромского района Костромской области от 22 марта 1994 года № 96 было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ V-КОО-7-IX № 296249, в соответствии с которым он (она) приобрел(а) право собственности на землю по адресу: Костромская область, Костромской район, Самсоновская сельская администрация, ТОО «Заволжское», общей площадью 5,3 га (136,8 б/га); описание собственности - земельная доля; земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, в том числе: 4,7 - пашни, 0,3 - сенокосы, 0,3 - пастбища.

ФИО1 умер(ла) ***, что подтверждается выпиской из актовой записи о смерти № 4597 от 22 ноября 2004 года отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу город Кострома управления ЗАГС Костромской области.

После смерти ФИО1 с заявлением о принятии наследства обратилась её сестра ФИО3 (наследственное дело ***). По сообщению нотариуса ФИО9 заявление Ек.Н.ФИО11 о принятии наследства подано ***. *** ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады в ***. Ек.Н.ФИО11 умерла в декабре 2019 года.

В судебном заседании установлено, что ни собственник ФИО1, ни её правопреемник Ек.Н.ФИО11, с момента передачи земельной доли в соответствии с действующим законодательством ею не распорядились; доказательств, подтверждающих обратное суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 в течение трех и более лет, а после её смерти правопреемники (Ек.Н.ФИО11), не распорядились указанной земельной долей. На протяжении более пятнадцати лет переданная в собственность ФИО1 земельная доля для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется. Данное обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. (абзацы первый - четвёртый пункта второго статьи 1151 ГК Российской Федерации)

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. (абзац пятый пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации)

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. (абзац седьмой пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации)

В силу пункта 1 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В настоящее время в соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов.

До 17 июня 2008 года (день вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432) функции по учёту, принятию мер по охране и оценке имущества, конфискованного на основании приговоров, определений и постановлений судов или по решениям других уполномоченных на то государственных органов и переданное налоговым органам для реализации; имущества, признанного в установленном порядке бесхозяйным; имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству; клады, были возложены на налоговые органы в силу пункта 3 Положения о порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года № 683, Инструкцию Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года № 185 «О порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов».

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 50 Постановления «О судебной практике по делам о наследовании» от 29 мая 2012 года № 9, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.Права на спорную земельную долю в соответствии с требованиями законодательства о государственной регистрации недвижимости (Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, позднее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) зарегистрированы не были ни правопреемниками ФИО1 (Ек.Н.ФИО11), ни налоговыми органами, ни, в последующем, Росимуществом в лице его территориальных органов, намерений распорядиться спорной земельной долей не выражали.

Напротив, на протяжении более пятнадцати лет переданная в собственность спорная земельная доля для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется. Данное обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.

В этой связи Администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовав его в средствах массовой информации (2 мая 2012 года в газете «Волжская новь», выпуск № 17).

Посредством опубликования информации в газете «Волжская новь» № 40 от 10 октября 2012 года администрацией сельского поселения было сделано объявление о собрании 30 ноября 2012 года участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения ТОО (ЗАО) «Заволжское», находящихся по адресу: Костромская область, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей.

29 апреля 2013 года постановлением № 36 администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области утвержден список невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ЗАО «Имени Заволжское», в число которых вошла спорная земельная доля. Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» от 30 апреля 2013 года № 10.

Возражения от заинтересованных лиц о необоснованности включения ФИО1 и (или) принадлежащей ей земельной доли в список невостребованных земельных долей, в администрацию сельского поселения или на общем собрании участников долевой собственности заявлены не были. Документально обстоятельства невостребованности земельной доли в судебном заседании стороной ответчика остались не опровергнутыми.

Поскольку собственником земельной доли при жизни, а равно её правопреемником (наследником) Ек.Н.ФИО11, никаких действий по распоряжению земельной долей не предпринималось, а уполномоченные государственные органы (налоговые органы, в последующем (с июня 2008 года) Росимущество в лице его территориальных органов) не выразили намерений на принятие и распоряжение земельной доли после смерти ФИО1 и Ек.Н.ФИО11, с учётом того, что земельная доля не была использована по назначению более трёх лет подряд, обстоятельства невостребованности спорной земельной доли в достаточной степени доказаны и обоснованы.

При этом нарушений процедуры по утверждению списка невостребованных долей судом не установлено, а стороной ответчика о наличии таковых не заявлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ничьи права на выражение волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были, а потому заявленные истцом требования о признании права муниципальной собственности на спорную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельную долю подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах муниципального образования - администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО1, *** года рождения, на земельную долю площадью 5,3 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское»; принадлежащую ей на основании свидетельства на право собственности на землю серия РФ V-КОО-7-IX номер 296249, выданного 25 июля 1994 года на основании постановления Главы администрации Костромского района от 22 марта 1994 года № 96.

Признать право муниципальной собственности Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на земельную долю площадью 5,3 га, ранее принадлежащую ФИО1, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

К.А.Батухина

Гражданское дело № 2-746/2023

УИД № 44RS0028-01-2023-000251-75

Решение изготовлено 15 мая 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кострома

15 мая 2023 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи К.А.Батухиной,

при ведении протокола помощником судьи Е.С.Темниковой,

с участием: заместителя прокурора Костромского района Д.С.Баронкина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-746/2023 (УИД № 44RS0028-01-2023-000251-75) по исковому заявлению прокурора Костромского района, действующего в интересах администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управлению Федеральной налоговой службы по Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю земель сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности и о прекращении права собственности ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района, действующий в интересах муниципального образования - администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, обратился в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о признании права муниципальной собственности на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности и о прекращении права собственности ФИО1.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Костромского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

Прокурор отмечает, что в силу пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 года № 86 предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Согласно пункту 8 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708, в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 года № 323 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года было предписано принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, а местной администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.

Так, в соответствии с постановлением Главы администрации Костромского района Костромской области от 22 марта 1994 года № 96 ФИО1, 1924 года рождения, предоставлено право собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства. В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ администрация Самсоновского сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список был опубликован 2 мая 2012 года в газете «Волжская новь», выпуск № 17, а также на официальном сайте администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» от 30 апреля 2013 года № 10 (постановление администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 29 апреля 2013 года № 36 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ЗАО «Имени Заволжское»). Кроме того, посредством опубликования информации в газете «Северная правда» № 79 от 10 октября 2012 года и «Волжская новь» № 40 от 10 октября 2012 года администрацией Самсоновского сельского поселения было сделано объявление о собрании участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения ТОО (ЗАО) «Заволжское», находящихся по адресу: Костромская область, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей. Список невостребованных земельных долей утверждён, в их число вошла доля ФИО1. С момента публикации и до момента обращения в суд администрацией принимались в письменной и устной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли неосновательно включены в список невостребованных земельных долей, однако в отношении земельной доли ФИО1 заявлений в администрацию Самсоновского сельского поселения не поступало. Согласно записи акта о смерти *** от 2004 года ФИО1, *** года рождения, уроженка ***, скончалась *** в городе Костроме. Прокурор отмечает, что из информации, полученной от нотариуса нотариального округа *** и *** ФИО7, к имуществу ФИО1 было заведено наследственное дело ***. С заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 обращалась её сестра Ек.Н.ФИО11.

Прокурор отмечает, что в силу статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, земельные доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не распорядились ими в течение трёх и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, являются невостребованными земельными долями. Невостребованная ФИО1 земельная доля не используется, что приводит к снижению плодородия почв, зарастанию деревьями и кустарниками, сорными растениями, понижению достигнутого уровня мелиорации, снижению плодородия почв, не вовлечению земель в сельскохозяйственный и гражданско-правовой оборот, что в целом негативно отражается на земле как важнейшем компоненте окружающей среды и как средстве производства в сельском хозяйстве. Кроме того, как отмечает истец, за земли сельскохозяйственного назначения, неоформленные надлежащим образом, не вносится соответствующая плата (земельный налог, арендная плата), что в свою очередь отрицательно сказывается на пополнении бюджета и как следствие на должном исполнении полномочий органом муниципальной власти, в том числе общественно значимых.

С учётом изложенного и со ссылкой на статьи 12.1, 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, статьи 1, 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1, прокурор Костромского района просит:

- прекратить право собственности ФИО1, *** года рождения, на принадлежащую ей долю (5,3 га) в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское»;

- признать за муниципальным образованием Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на невостребованную земельную долю площадью 5,3 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», принадлежащую ФИО1 на основании свидетельства на право собственности на землю серия V-КОО-7-IХ *** от ***.

Представитель процессуального истца заместитель прокурора Костромского района Д.С.Баронкин в судебном заседании заявленные к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, УФНС России по Костромской области требования поддержала в полном объёме по доводам и основаниям, указанным в иске.

Представитель материального истца администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Ответчик Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, ходатайств об отложении судебного разбирательства по делу не заявил, отношение к заявленным требованиям выразил в письменном отзыве.

Ответчик УФНС России по Костромской областио времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направили в адрес суда отзыв по существу заявленных требований.

В соответствии со статьёй 167 ГПК Российской Федерации, принимая во внимание письменную позицию ответчиков, с учётом мнения стороны истца суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав заместителя прокурора Костромского района Костромской области Д.С.Баронкина, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 5 статьи 79 ЗК Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ предметом регулирования являются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Положениями вышеуказанного закона предусмотрены также основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В силу пункта 1 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. (пункт 2 указанной статьи)

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). (пункт 3 указанной статьи)

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определённых субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. (пункт 4 указанной статьи)

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. (пункты 5, 7 указанной статьи).

Право администрации сельского поселения на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, закреплено в пункте 8 статьи 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ.

На основании части 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что ФИО1 на основании постановления администрации Костромского района Костромской области от 22 марта 1994 года № 96 было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ V-КОО-7-IX № 296249, в соответствии с которым он (она) приобрел(а) право собственности на землю по адресу: Костромская область, Костромской район, Самсоновская сельская администрация, ТОО «Заволжское», общей площадью 5,3 га (136,8 б/га); описание собственности - земельная доля; земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, в том числе: 4,7 - пашни, 0,3 - сенокосы, 0,3 - пастбища.

ФИО1 умер(ла) ***, что подтверждается выпиской из актовой записи о смерти № 4597 от 22 ноября 2004 года отдела записи актов гражданского состояния по городскому округу город Кострома управления ЗАГС Костромской области.

После смерти ФИО1 с заявлением о принятии наследства обратилась её сестра ФИО3 (наследственное дело ***). По сообщению нотариуса ФИО9 заявление Ек.Н.ФИО11 о принятии наследства подано ***. *** ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады в ***. Ек.Н.ФИО11 умерла в декабре 2019 года.

В судебном заседании установлено, что ни собственник ФИО1, ни её правопреемник Ек.Н.ФИО11, с момента передачи земельной доли в соответствии с действующим законодательством ею не распорядились; доказательств, подтверждающих обратное суду не представлено.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 в течение трех и более лет, а после её смерти правопреемники (Ек.Н.ФИО11), не распорядились указанной земельной долей. На протяжении более пятнадцати лет переданная в собственность ФИО1 земельная доля для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется. Данное обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1151 ГК Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества. (абзацы первый - четвёртый пункта второго статьи 1151 ГК Российской Федерации)

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации. (абзац пятый пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации)

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. (абзац седьмой пункта 2 статьи 1151 ГК Российской Федерации)

В силу пункта 1 статьи 125 ГК Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В настоящее время в соответствии с пунктом 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432, полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов.

До 17 июня 2008 года (день вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432) функции по учёту, принятию мер по охране и оценке имущества, конфискованного на основании приговоров, определений и постановлений судов или по решениям других уполномоченных на то государственных органов и переданное налоговым органам для реализации; имущества, признанного в установленном порядке бесхозяйным; имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству; клады, были возложены на налоговые органы в силу пункта 3 Положения о порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года № 683, Инструкцию Министерства финансов СССР от 19 декабря 1984 года № 185 «О порядке учёта, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов».

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 50 Постановления «О судебной практике по делам о наследовании» от 29 мая 2012 года № 9, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.Права на спорную земельную долю в соответствии с требованиями законодательства о государственной регистрации недвижимости (Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, позднее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) зарегистрированы не были ни правопреемниками ФИО1 (Ек.Н.ФИО11), ни налоговыми органами, ни, в последующем, Росимуществом в лице его территориальных органов, намерений распорядиться спорной земельной долей не выражали.

Напротив, на протяжении более пятнадцати лет переданная в собственность спорная земельная доля для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности не используется. Данное обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.

В этой связи Администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовав его в средствах массовой информации (2 мая 2012 года в газете «Волжская новь», выпуск № 17).

Посредством опубликования информации в газете «Волжская новь» № 40 от 10 октября 2012 года администрацией сельского поселения было сделано объявление о собрании 30 ноября 2012 года участников общей долевой собственности из паевых земель сельскохозяйственного назначения ТОО (ЗАО) «Заволжское», находящихся по адресу: Костромская область, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское», с указанием времени и места для утверждения списка невостребованных земельных долей.

29 апреля 2013 года постановлением № 36 администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области утвержден список невостребованных земельных долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ЗАО «Имени Заволжское», в число которых вошла спорная земельная доля. Постановление опубликовано на официальном сайте администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в информационном бюллетене «Самсоновский вестник» от 30 апреля 2013 года № 10.

Возражения от заинтересованных лиц о необоснованности включения ФИО1 и (или) принадлежащей ей земельной доли в список невостребованных земельных долей, в администрацию сельского поселения или на общем собрании участников долевой собственности заявлены не были. Документально обстоятельства невостребованности земельной доли в судебном заседании стороной ответчика остались не опровергнутыми.

Поскольку собственником земельной доли при жизни, а равно её правопреемником (наследником) Ек.Н.ФИО11, никаких действий по распоряжению земельной долей не предпринималось, а уполномоченные государственные органы (налоговые органы, в последующем (с июня 2008 года) Росимущество в лице его территориальных органов) не выразили намерений на принятие и распоряжение земельной доли после смерти ФИО1 и Ек.Н.ФИО11, с учётом того, что земельная доля не была использована по назначению более трёх лет подряд, обстоятельства невостребованности спорной земельной доли в достаточной степени доказаны и обоснованы.

При этом нарушений процедуры по утверждению списка невостребованных долей судом не установлено, а стороной ответчика о наличии таковых не заявлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ничьи права на выражение волеизъявления в отношении невостребованных земельных долей ущемлены не были, а потому заявленные истцом требования о признании права муниципальной собственности на спорную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельную долю подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах муниципального образования - администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, удовлетворить.

Прекратить право собственности ФИО1, *** года рождения, на земельную долю площадью 5,3 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское»; принадлежащую ей на основании свидетельства на право собственности на землю серия РФ V-КОО-7-IX номер 296249, выданного 25 июля 1994 года на основании постановления Главы администрации Костромского района от 22 марта 1994 года № 96.

Признать право муниципальной собственности Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на земельную долю площадью 5,3 га, ранее принадлежащую ФИО1, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:486 (предыдущий номер 44:07:000000:389), находящийся в общей долевой собственности, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», целевое использование «для сельскохозяйственного производства», расположенного в границах участка, адрес ориентира: Костромская область, Костромской район, Самсоновское сельское поселение, ТОО (ЗАО) «Заволжское».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

К.А.Батухина

2-746/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Костромского района
Администрация самсоновского сельского поселения
Ответчики
Управление ФНС по Костромской области
МТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях
Другие
Шутова Екатерина Николаевна
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Батухина Карина Артуровна
Дело на странице суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2023Передача материалов судье
21.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2023Судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее