Решение по делу № 8Г-2560/2024 [88-4671/2024] от 29.01.2024

            УИД 66RS0003-01-2023-000610-64

            Дело № 88-4671/2024

            мотивированное определение составлено 20 марта 2024 года

        ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Челябинск                                                             14 марта 2024 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

    председательствующего    Чаус И.А.

    судей    Вдовиченко И.М., Малоедовой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2005/2023 по иску Нейской Елены Анатольевны, Нейской Дарьи Владимировны, Нейской Евгении Владимировны к администрации г. Екатеринбурга, администрации Кировского района г. Екатеринбурга, главе администрации Кировского района г. Екатеринбурга Боликову Владимиру Юрьевичу о признании незаконным распоряжения, признании незаконными бездействий,

по кассационной жалобе администрации г.Екатеринбурга на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 09 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 ноября 2023 года.

Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

    установила:

    Нейская Е.А., Нейская Д.В. и Нейская Е.В. обратились в суд с иском к администрации г.Екатеринбурга, администрации Кировского района                         г.Екатеринбурга, главе администрации Кировского района г.Екатеринбурга Боликову В.Ю. в котором просили признать незаконным распоряжение администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 31 октября 2022 г. № 492/46/64, которым Нейская Е.А. и члены ее семьи – Нейская Д.В. и Нейская Е.В. сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование; возложить на данного ответчика обязанность восстановить истцов на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений; признать незаконным бездействие администрации г. Екатеринбурга, выразившееся в не рассмотрении заявления о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования от 31 мая 2022 г. и возложить на данного ответчика обязанность рассмотреть и принять решение по заявлению истцов.

    В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга Нейская Е.А. и члены ее семьи – Нейская Д.В. и Нейская Е.В. приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. В списках граждан, состоящих на учете, истцы значатся первыми, в связи с чем в мае 2022 года Нейская Е.А. обратилась к ответчикам с заявлениями о предоставлении жилого помещения. При проверке движения по заявлению в администрации г. Екатеринбурга было разъяснено, что указанными вопросами занимается администрация района, куда и было передано на рассмотрение заявление. 08 июня 2022 г. администрацией Кировского района г. Екатеринбурга вынесено решение по данному заявлению, оформленное ответом на обращение, согласно которому жилые помещения для предоставления семье Нейских отсутствует. Истцы ранее обращались в суд с иском о признании указанного решения незаконным, в удовлетворении исковых требований по делу № 2-5789/2022 было отказано. Между тем в ходе рассмотрения данного дела администрация Кировского района г. Екатеринбурга в обоснование своих возражений указывала, что является неуполномоченным органом по учету соответствующих заявлений граждан. Также в материалы указанного гражданского дела было представлено распоряжение от 31 октября 2022 г. № 492/46/64, которым истцы сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. С данным распоряжением истцы согласиться не могут, а также считают незаконным бездействие Администрации г.Екатеринбурга в части не рассмотрения их заявления о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения. Истцы были сняты с учета в связи с поступлением в администрацию района сведений об их регистрации по месту жительства в другом муниципальном образовании, по адресу: <данные изъяты>. Однако по данному адресу Нейская Е.А. и члены ее семьи были зарегистрированы еще в сентябре-октябре 2021 года, и при рассмотрении заявления о принятии истцов на учет администрация района не могла не располагать сведениями о месте их регистрации, что не явилось препятствием для их постановки на учет. Кроме того, отсутствовали основания для снятия с такого учета и по существу, так как по месту регистрации истцы не проживают, в настоящее время на основании договора найма жилого помещения от 30 октября 2021 г. фактически живут по адресу: <данные изъяты>. Проживание истцов в Верх-Исетском районе также установлено при рассмотрении Кировским районным судом г. Екатеринбурга гражданского дела № 2-5220/2021. Таким образом, основания для снятия истцов с учета по мотиву выезда на новое место жительства отсутствовали, а распоряжение администрации Кировского района г. Екатеринбурга является незаконным. Также, по мнению истцов, является незаконным бездействие администрации г.Екатеринбурга в части не рассмотрения заявления о предоставлении жилого помещения, которое было передано для рассмотрения в администрацию района, при этом какого-либо ответа или решения по заявлению истцов принято не было. В ходе рассмотрения дела № 2-5789/2022 истцам стало известно, что администрация Кировского района г. Екатеринбурга является неуполномоченным органом по принятию и ведению учета заявлений о предоставлении жилых помещений, таким органом является Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга, однако в нарушение норм закона в установленный срок решения по заявлению истцов администрацией города не принято.

    Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 09 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 ноября 2023 года, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

    Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.

Судом установлено, что распоряжением главы администрации г. Екатеринбурга от 19 апреля 2022 года № 157/46/64 Нейская Е.А. и члены ее семьи дочь Нейская Е.В., дочь Нейская Д.В. приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (л.д. 27).

31 мая 2022 года Нейская Е.А. обратилась в администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (л.д. 28)

На данное заявление истцу поступил ответ от 08 июня 2022 года от администрации Кировского района г. Екатеринбурга, согласно которому обеспечение очередников района осуществляется по мере финансирования на их приобретение (строительство), по состоянию на 07 июня 2022 года в распоряжении администрации района отсутствуют жилые помещения для предоставления семье Нейских (л.д. 29).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 февраля 2023 г. по делу № 33-2787/2023 по иску Нейской Е.А., Нейской Д.В., Нейской Е.В. к администрации Кировского района г. Екатеринбурга о признании незаконным решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования установлено, что администрация Кировского района г. Екатеринбурга правомерно предоставила ответ на обращение заявителей в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку не является наймодателем испрашиваемого истцом жилого помещения, наймодателем на территории муниципального образования является администрация г.Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике и управомоченные администрацией г. Екатеринбурга организации (л.д. 163).

Также установлено, что 13 октября 2022 года Нейская Е.А. обратилась в администрацию Кировского района г. Екатеринбурга с письменным заявлением о предоставлении справки о том, что ее семья состоит на учете для получения жилого помещения, с указанием номера очереди в списке (л.д. 86).

В ходе подготовки ответа на данное обращение администрацией была запрошена информация о месте регистрации заявителя и членов ее семьи. Согласно сведениям, представленным ГУ МВД России по Свердловской области, Нейская Д.В. с 14 декабря 2010 г. на территории Свердловской области по учетам не значится; Нейская Е.В. и Нейская Е.А. с 29 сентября 2021 г. и 25 октября 2021 г. соответственно зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты> (л.д. 87).

Исходя из полученных сведений, на основании распоряжения главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 31 октября 2022 г. № 492/46/64 истцы сняты с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование (л.д. 85).

Материалами дела подтверждается, что по адресу места регистрации (<данные изъяты>) Нейская Е.А. и члены ее семьи фактически не проживают, о чем выдана справка СНТ «Строитель» (л.д. 33).

В подтверждение оснований иска о постоянном проживании на территории г. Екатеринбурга истцами представлены поданные ими в 2022 году документы (обращение в ПФР, трудовой договор, договоры на оказание платных услуг), в которых фактическим местом их жительства неизменно указывалось жилое помещение по адресу: <данные изъяты> (л.д. 32, 41-46).

Данное помещение предоставлено истцам для проживания в соответствии с договором найма от 30 октября 2021 г., заключенным между Махневой Л.М. (наймодатель) и Нейской Е.А. (наниматель) (л.д. 24-25).

Письмом наймодателя Махневой Л.М. от 02 марта 2023 г. подтверждается, что указанный договор найма продолжает действовать, с момента заключения не прекращался и не приостанавливал своего действия, задолженность по оплате найма жилого помещения и коммунальных услуг отсутствует (л.д. 94).

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 91.13 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Свердловской области от 20 июля 2015 г. № 77-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере предоставления на территории Свердловской области гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования», исходил из того, что наймодателями в муниципальном образовании «город Екатеринбург» являются администрация г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике и управомоченные ей организации, к которым администрации районов не отнесены, направление поданного в установленном порядке заявления Нейской Е.А. и членов ее семьи на рассмотрение в территориальный орган – администрацию Кировского района г. Екатеринбурга на законе не основано, при этом, бездействие, выразившееся в не рассмотрении данного заявления в установленных Законом № 77-ОЗ порядке и сроки, подлежит признанию неправомерным, и пришел к выводу о возложении обязанности на администрацию г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике устранить допущенное нарушение, рассмотрев заявление по существу.

Разрешая заявленные требования о признании незаконным распоряжения главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 31 октября 2022 г. № 492/46/64, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона № 77-ОЗ исходил из того, что при принятии решения о снятии истцов с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений органом местного самоуправления не было учтено, что жилищное законодательство предусматривает принятие и нахождение на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту их жительства, не ставя данное право в зависимость от наличия либо отсутствия у них регистрации по месту жительства, и указав на доказанность проживания семьи истцов на территории г. Екатеринбурга, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в указанной части.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии незаконных действий со стороны администрации г. Екатеринбурга, ссылаясь на то, что Нейская Е.А. 31 мая 2022 г. обратилась в администрацию Кировского района г. Екатеринбурга и администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма из жилищного фонда социального использования, однако, данное заявление поступило в администрацию г. Екатеринбурга и в администрацию Кировского района г. Екатеринбурга с нарушением порядка, установленного Положением о порядке учета наймодателями заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договору социального найма жилых помещений социального использования, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 30 декабря 2015 г. № 3967, в связи с чем, заявление истца зарегистрировано в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», администрацией Кировского района г. Екатеринбурга дан ответ Нейской Е.А. на указанное обращение, администрация г. Екатеринбурга, действуя в пределах своей компетенции, направила обращение Нейской Е.А. адресату, указанному в таком заявлении администрации Кировского района г. Екатеринбурга, в соответствии с действующим законодательством для признания действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления необходимо наличие двух условий – несоответствие оспариваемых решений действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов истца, однако в данном случае совокупность указанных условий отсутствует, основанием для отмены судебных актов не являются.

Из материалов дела следует и установлено судом, что истцом было подано заявление о предоставлении жилого помещения в адрес ответчиков администрации Кировского района г. Екатеринбурга и администрации г. Екатеринбурга, данное заявление согласно оттиску печати на штемпеле зарегистрировано 31 мая 2022 г. как поданное в администрацию г. Екатеринбурга.

Согласно Закону Свердловской области от 20 июля 2015 г. № 77-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере предоставления на территории Свердловской области гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» (далее – Закон № 77-ОЗ) заявления граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее – заявления о предоставлении жилых помещений) подаются гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в органы (организации), осуществляющие ведение учета заявлений.

Согласно п. п. 5, 6 ст. 20 Закона № 77-ОЗ по результатам рассмотрения заявлений о предоставлении жилых помещений органами (организациями), осуществляющими ведение учета заявлений, принимается одно из следующих решений:

          1) решение о принятии заявления о предоставлении жилого помещения;

          2) решение об отказе в принятии заявления о предоставлении жилого помещения.

          В решении об отказе в принятии заявления о предоставлении жилого помещения должны содержаться основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные федеральным законом.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении администрации г. Екатеринбурга от 30 декабря 2015 г. № 3967 «О порядке учета наймодателями заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (вместе с «Положением о порядке учета наймодателями заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург»).

Согласно указанному постановлению наймодателями в муниципальном образовании «город Екатеринбург» являются администрация города Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике и управомоченные администрацией города Екатеринбурга организации.

Согласно пункту 9 Постановления № 3967 заявления о предоставлении жилых помещений в течение одного рабочего дня со дня их подачи подлежат регистрации в журнале регистрации заявлений о предоставлении жилых помещений.

По результатам рассмотрения заявлений о предоставлении жилых помещений и проверки представленных документов наймодатель принимает одно из следующих решений: о принятии заявления о предоставлении жилого помещения; об отказе в принятии заявления о предоставлении жилого помещения.

В решении об отказе в принятии заявления о предоставлении жилого помещения должны содержаться основания для такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные федеральным законодательством.

Решение о принятии заявления о предоставлении жилого помещения или об отказе в принятии заявления о предоставлении жилого помещения должно быть принято наймодателем не позднее чем через 30 дней со дня регистрации заявления о предоставлении жилого помещения, представленного гражданином, в журнале регистрации заявлений о предоставлении жилых помещений.

Наймодатель выдает или направляет по почте гражданину, в отношении которого принято решение по результатам рассмотрения заявления о предоставлении жилого помещения, заверенную копию принятого решения в течение трех рабочих дней со дня принятия решения (пункты 11, 12, 13 Постановления № 3967).

Вопреки доводам жалобы, с учетом приведенных норм права, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на администрацию г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике возложена обязанность по учету и регистрации заявлений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, законом предусмотрена обязанность по разрешению такого заявления и направлению решения о разрешении такого заявления в адрес заявителя, при этом, учитывая, что материалы дела направленного в адрес истца ответа на поданное ею 31 мая 2022 г. заявление о предоставлении жилого помещения не содержат, признал бездействие администрации г. Екатеринбурга незаконным.

По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.

Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.

Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 09 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Екатеринбурга – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-2560/2024 [88-4671/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Нейская Дарья Владимировна
Нейская Евгения Владимировна
Нейская Елена Анатольевна
Ответчики
Глава Администрации Кировского района г. Екатеринбурга Боликов В.Ю.
Администрация г. Екатеринбурга
Администрация Кировского района г. Екатеринбурга
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
14.03.2024Судебное заседание
14.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее