Дело № 33 – 11046/2020
№ 2 – 4577/2020 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)
Судья – Чикулаева И.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 25.11.2020
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Рубан О.Н.
судей Владыкиной И.В., Кляусовой И.В.
при секретаре Козловой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 01.09.2020, которым постановлено:
«Возложить на администрацию г. Перми обязанность предоставить Крапивину Максиму Олеговичу, ** года рождения, на территории муниципального образования «Город Пермь» по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (при этом жилая площадь помещения не менее 14 квадратных метров) за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.».
Заслушав доклад судьи Кляусовой И.В., мнение прокурора Кузнецовой С.Н., возражавшего против отмены решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор г. Перми обратился в суд с иском в интересах Крапивина М.О. к ответчику о возложении обязанности предоставить на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. В обоснование заявленных требований указано, что Крапивин М.О. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края; нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, в собственности жилых помещений не имеет. Жилое помещение администрацией г. Перми планируется предоставить в порядке очередности исходя из лимитов выделенных бюджетных средств. Крапивин М.О. неоднократно обращался с целью предоставления жилья по договору социального найма к ответчику, до настоящего времени жилье не предоставлено.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация г. Перми, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что отсутствие соответствующих субвенций является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, надлежащим образом извещен о дате судебного заседания.
Администрация г. Перми, Управление жилищных отношений администрации г. Перми о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились, об отложении дела не просят.
На основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), с учетом надлежащего извещения ответчика и третьего лица, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по этим доводам.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 кв.м. общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м.; жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа).
Судом первой инстанции установлено, что на основании обращения Крапивина М.О. проведена проверка соблюдения его жилищных прав, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Крапивин М.О. ** года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать К1. лишена родительских прав решением Кировского районного суда г. Перми от 21.06.2010 (л.д. 26-29), сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Согласно акту первичного обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего Крапивина М.О., проведенного специалистами отдела опеки и попечительства территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 01.04.2010, несовершеннолетний Крапивин М.О. с матерью К1. регистрацию в г. Перми и Пермском крае не имеют, ранее проживали по адресу: г. Пермь, ул. ****, жилье по данному адресу сгорело, после этого семья проживала в съемных квартирах. В последнее время К1. с сыном проживали у дяди несовершеннолетнего Б. по адресу: г. Пермь, ул. ****. Дано заключение: несовершеннолетний остался без попечения родителей, нуждается в социальной, правовой, педагогической помощи. Необходимо поставить несовершеннолетнего Крапивина М.О. на первичный учет и провести работы по устройству в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 29.04.2010 формой устройства несовершеннолетнего Крапивина М.О., оставшегося без попечения родителей, избрано помещение под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Крапивин М.О. воспитывался с 24.08.2010 в ГКОУ ПК для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «***».
Из заключения о признании жилого дома (жилого помещения) пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 27.10.2011 следует, что межведомственная комиссия приняла заключение о признании жилых помещений дома № ** по ул. **** непригодными для проживания.
24.10.2011 межведомственной комиссией составлен акт обследования жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. **** о том, что в связи с частичным разрушением фундамента, полным разрушением несущих стен, крыши, отсутствием инженерных коммуникаций к жилому дому, жилые помещения указанного дома следует признать непригодными для проживания.
Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 21.12.2011 Крапивин М.О. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Крапивин М.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г. Перми с 26.04.2013, номер очереди **.
Жилых помещений на праве собственности Крапивин М.О. не имеет, нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, как и не является членом семьи собственника жилого помещения, что подтверждено сведениями, предоставленными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю.
Доказательств обратного ответчиком не представлено (ст. 56 ГПК РФ), в судебном заседании суда первой и апелляционной инстанции не исследовалось.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела Крапивин М.О. не обеспечен жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований истца по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции, верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.
Поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 и жилой площадью не менее 14 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Истец, относящаяся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть обеспечена жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
При этом в решении суда имеется специальное указание на то, что жилое помещение для истца должно быть приобретено не за счет средств местного бюджета, но за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть за счет иных средств, имеющих целевое назначение.
Ссылка администрации г. Перми на то, что денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций) недостаточно, не влечет необходимость отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не усматривается.
руководствуясьст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 01.09.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: