Решение по делу № 8Г-26185/2023 [88-30981/2023] от 07.08.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                              Дело № 88-30981/2023

№ дела суда 1-й инстанции 2-2610/2022

УИД 91RS0022-01-2022-003528-41

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                           02 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.Н.,

судей Якубовской Е.В. и Яковлева А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Феодосии на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05.12.2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14.06.2023 года по гражданскому делу по иску прокурора города Феодосии, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО1, к Администрации города Феодосии Республики Крым, третье лицо: Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Вода Крыма» о возложении обязанности по организации водоснабжения,

Заслушав доклад судьи Ивановой О.Н., судебная коллегия

установила:

Прокурор города Феодосии, действуя в защиту прав и законных интересов ФИО1, обратился в суд с иском к Администрации города Феодосии Республики Крым о возложении обязанности на Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию инженерной инфраструктуры, необходимой для использования по назначению земельного участка, расположенного по адресу: г. Феодосия,               пгт. Приморский, ул. Моспан, 4, кадастровый , принадлежащего на праве собственности ФИО1, путем подведения инженерных сетей водоснабжения и водоотведения к указанному земельному участку.

Требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной прокуратурой города Феодосии по обращению ФИО1, установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство принадлежит на праве собственности ФИО1

Централизованное водоснабжение на ул. Моспан в пгт. Приморский,                    г. Феодосия отсутствует, в связи с чем ФИО1 лишен возможности подключить земельный участок к сетям водоснабжения и водоотведения.

С 2019 года ФИО1 обращался с заявлением в Феодосийский филиал ГУП РК «Вода Крыма» о выдаче технических условий на подключение земельного участка к водоснабжению, в том числе к частным сетям водоснабжения. Однако, в связи с отсутствием на балансе предприятия разводящих сетей водоснабжения по ул. Моспан в пгт. Приморский и с отсутствием возможности документального подтверждения принадлежности частной сети конкретному физическому лицу у филиала отсутствовали основания разрабатывать проект договора на подключение (технологическое присоединение) земельного участка по адресу: <адрес> с точкой подключения к частным сетям водоснабжения.

16.12.2021 года Феодосийским филиалом ГУП РК «Вода Крыма» разработан и направлен ФИО1 проект договора на подключение (технологическое присоединение) земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгг. Приморский, ул. Моспан, 4 с указанием ближайшей точки подключения к сетям водоснабжения, состоящим на балансе ГУП РК «Вода Крыма». Согласно приложению к указанному договору размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта заказчика составляет 507 735,36 руб., поскольку расстояние до водопроводных сетей ГУП РК «Вода Крыма» составляет 220 м. Вместе с тем, указанная сумма для пенсионера, инвалида 1 группы ФИО1 является существенной, в связи с чем отсутствует возможность ее оплаты и выполнения условий предложенного ГУП РК «Вода Крыма» договора.

Согласно информации Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» микрорайон «Аджиголь» в пгт. Приморский централизованным водоснабжением обеспечен частично, путём подачи воды в сети, состоящие на балансе предприятия и частные сети водоснабжения. Централизованные сети водоснабжения отсутствуют, в том числе и на улице, где расположен земельный участок истца. Несмотря на отсутствие централизованного водоснабжения на территории ул. Моспан в пгт. Приморский водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органами местного самоуправление не организовано. Подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным действующим законодательством - не обеспечен.

В ходе проведения проверки установлено, что ул. Моспан в пгт. Приморский находится в границах муниципального образования городской округ Феодосия.

В Администрацию города Феодосии Республики Крым неоднократно поступали обращения ФИО1 по вопросу включения строительства сетей водоснабжения по ул. Моспан в пгт. Приморский в инвестиционную программу. Администрацией меры по организации централизованного водоснабжения указанных объектов не приняты, изменения в техническое задание не внесены.

Согласно ответу администрации, на внесенное представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, денежные средства на организацию водоснабжения по ул. Моспан в пгт. Приморский, г. Феодосии не выделялись. Указанное влечет нарушение жилищных прав ФИО1, который относится к социально незащищенной категории граждан - является получателем пенсии по старости, инвалидом 1 группы, в связи с чем материально не обеспечен, юридически не грамотен. Учитывая вышеизложенные факты, надлежащим способом защиты прав пенсионера ФИО1 является понуждение Администрации города Феодосии Республики Крым обеспечить водоснабжением земельный участок заявителя.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 05.12.2022 года иск удовлетворен. Возложена обязанность на Администрацию города Феодосии Республики Крым в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию инженерной инфраструктуры, необходимой для использования по назначению земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, кадастровый , принадлежащего на праве собственности ФИО1, путем подведения инженерных сетей водоснабжения и водоотведения к указанному земельному участку.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14.06.2023 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05.12.2022 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрации г. Феодосии ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности и необоснованности.

Заявитель указывает, что судом первой инстанции не учтены положения нормативно-правовых актов, регулирующих организацию коммунального комплекса, так, согласно н. 8 ст. 2 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» инвестиционная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), - программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Администрация города Феодосии Республики Крым полагает, что судом первой и апелляционной инстанции не верно установлены существенные обстоятельства дела, в частности не принят во внимание порядок строительства сетей водоснабжения и водоотведения, а также объем полномочий органов местного самоуправления при осуществлении указанных мероприятий, в данном случае, исполнителем инвестиционной программы по водоснабжению и водоотведению является ГУП РК «Вода Крыма».

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не имеется.

Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, расположенный по адресу:                       <адрес>, кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство принадлежит на праве собственности ФИО1 на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии КМ от 22.02.2005.

Проверкой, проведенной прокуратурой г. Феодосии, установлено, что централизованное водоснабжение на ул. Моспан в пгт. Приморский,                          г. Феодосия отсутствует, в связи с чем ФИО1 лишен возможности подключить земельный участок к сетям водоснабжения и водоотведения.

03 декабря 2019 года ФИО1 обратился в адрес Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» с заявлением о выдаче технических условий на подключение земельного участка по адресу: Республика Крым,                            г. Феодосия, пгг. Приморский, ул. Моспан, 4.

05 декабря 2019 года в адрес ФИО1 ФФ ГУП РК «Вода Крыма» направлен ответ о невозможности выдачи технических условий в связи с отсутствием на балансе предприятия разводящих сетей водоснабжения по        ул. Моспан в пгт. Приморский.

10 сентября 2021 года ФИО1 повторно обратился в адрес Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» с заявлением о выдаче технических условий на подключение земельного участка по адресу: Республика Крым, <адрес>. При этом приложив разрешение на подключение к частным сетям водоснабжения, выданное частным физическим лицом. 13 сентября 2021 года на указанное обращение подготовлены и выданы технические условия на подключение земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Феодосия,                              пгт. Приморский, ул. Моспан, 4 от 13 сентября 2021 года №ТУ-1З0921-10/11.

ФИО1 было сообщено, что на стадии разработки договора на подключение земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгг. Приморский, ул. Моспан, 4 ему необходимо будет представить документы, подтверждающие принадлежность и собственность, выданные собственником частной сети водоснабжения.

22 ноября 2021 года ФИО1 обратился в адрес Феодосийского филиала ГУП РК «Вода Крыма» с заявлением о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) земельного участка по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгг. Приморский, ул. Моспан, централизованным сетям водоснабжения. При этом в составе поданных документов отсутствовали правоустанавливающие документы на частную сеть водоснабжения, к которым планировал подключиться ФИО1

16 декабря 2021 года ФФ ГУП РК «Вода Крыма» разработан и направлен ФИО1 проект договора на подключение (технологическое присоединение) земельного участка по адресу: <адрес> с указанием ближайшей точки подключения к сетям водоснабжения, состоящим на балансе ГУП РК «Вода Крыма». Согласно приложению к указанному договору размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта заказчика составляет 507 735,36 рублей, поскольку расстояние до водопроводных сетей ГУП РК «Вода Крыма» составляет 220 м.

Согласно информации ФФ ГУП РК «Вода Крыма» микрорайон «Аджиголь» в пгг. Приморский централизованным водоснабжением обеспечен частично, путём подачи воды в сети, состоящие на балансе Предприятия и частные сети водоснабжения. Централизованные сети водоснабжения отсутствуют по следующим улицам: Крымская; Транспортная; Скифская; Школьная; Спортивная; Моспан; Выжул; Черноморская; ул. Высоковольтная от ул. ФИО2 до ул. Транспорной; Кафа от ул. Коктебельская до дома №40 по ул. Кафа; Аджигольская от ул. ФИО2 до ул. Савченкова.

В нарушение п. п. 4, 29 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, имеющаяся инженерная система водоснабжения на территории                  ул. Моспан в пгт. Приморский в настоящее время не приспособлена к водоподготовке, транспортировке и подаче воды абонентам. Несмотря на отсутствие централизованного водоснабжения на территории ул. Моспан в пгт. Приморский водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органами местного самоуправление не организовано. Подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным действующим законодательством – не обеспечен. Улица Моспан в пгт. Приморский находится в границах муниципального образования городской округ Феодосия.

Прокуратурой г. Феодосии в адрес Администрации г. Феодосии 24.06.2022 года внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Согласно ответу Администрации, зарегистрированного в прокуратуре города Феодосии 28.07.2022 года, денежные средства на организацию водоснабжения по ул. Моспан в пгт. Приморский, г. Феодосии не выделялись. Указанное влечет нарушение жилищных прав ФИО1, который относится к социально незащищенной категории граждан – является получателем пенсии по старости, инвалидом 1 группы.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4, 29 ч. 1 ст.2, ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», суд первой инстанции исходил из установленного факта того, что в нарушение приведенных указанных норм администрацией                      г. Феодосии меры по организации централизованного водоснабжения указанных объектов не приняты, изменения в техническое задание не внесены.

Суд апелляционной инстанции указанные выводы поддержал.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года                   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» следует, что на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

По существу, доводы кассационной жалобы о том, что судами не принят во внимание порядок строительства сетей водоснабжения и водоотведения, а также объем полномочий органов местного самоуправления при осуществлении указанных мероприятий, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.

Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.

Согласно положениям статей 379.6, 379.7 ГПК РФ суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.

В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации г. Феодосии и отмены судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 05.12.2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14.06.2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-26185/2023 [88-30981/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Шамрай Валентин Михайлович
Заместитель прокурора города Феодосии
Ответчики
Администрация г. Феодосии
Другие
ГУП РК "Вода Крыма"
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
02.11.2023Судебное заседание
02.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее