Дело № 2а-1101/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 14 сентября 2018 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе судьи Кузьмич Н.В., рассмотрев в упрощённом порядке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Мурманской области к Рудину С.В. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Мурманской области (далее – ИФНС, Инспекция, истец) обратилась в суд с административным иском к Рудину С.В. (далее – ответчик, налогоплательщик) о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц. В обоснование заявленных требований указано, что на учёте в ИФНС в качестве плательщика налога на доходы физических лиц состоит Рудин С.В. Инспекцией в соответствии с положениями пунктов 8, 9 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) был произведён расчёт авансовых платежей по НДФЛ за 2016 год на основании предполагаемого дохода, указанного налогоплательщиком в налоговой декларации, представленной за 2015 год 28.01.2016 в сумме 15 600 руб. По итогам 2016 года налогоплательщиком в соответствии с пунктом 6 статьи 227 НК РФ была предоставлена налоговая декларация по НДФЛ с исчисленной суммой налога к уплате в сумме 5200 руб. по сроку уплаты 15.07.2016. Позже была предоставлена уточнённая декларация по НДФЛ за 2016 год (по форме 3-НДФЛ), с фактическим доходом в размере 50 000 руб., облагаемым 13%. Исчисленная сумма налога налогоплательщиком к уплате по декларации составила 6500 руб. Суммы начисленных авансовых платежей Инспекцией были сторнированы, уменьшены. До настоящего времени Рудиным С.В. не произведена уплата авансовых платежей по НДФЛ за 2016 год в сумме 6500 руб. (по срокам уплаты 15.07.2016 в сумме 3250 руб., 17.10.2016 в сумме 1625 руб., 16.01.2017 в сумме 1625 руб.). В соответствии со статьёй 75 НК РФ за несвоевременную уплату НДФЛ начислены пени в сумме 3532 руб. 54 коп. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 228 НК РФ Рудиным С.В. представлена декларация по НДФЛ (по форме 3-НДФЛ) за 2016 год от продажи квартиры с исчисленной к уплате в бюджет суммой налога в размере 7800 руб. В соответствии со статьёй 75 НК РФ за несвоевременную уплату НДФЛ начислены пени с в сумме 121 руб. 68 коп. за период с 18.07.2017 по 07.09.2017. Налогоплательщику направлялись заказным письмом требования об уплате налога и пени <номер> от 21.07.2017, <номер> от 07.09.2017, <номер> от 25.03.2017, <номер> от <дата>. В добровольном порядке ответчиком требования не исполнены. Инспекция в порядке статьи 48 НК РФ обращалась в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Руководствуясь ст. 123.7 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, мировой судья определением от 19.02.2017 отменил вынесенный судебный приказ № <номер>, в связи с поступившими возражениями Рудина С.В. На основании изложенного просит взыскать с Рудина С.В. задолженность в сумме 17954 руб. 22 коп., в том числе: НДФЛ ст. 227 НК РФ – 6500 руб., пени – 3532 руб. 54 коп., НДФЛ ст. 228 НК РФ – 7800 руб., пени – 121 руб. 68 коп.
При подаче административного искового заявления Межрайонная ИФНС России № 1 по Мурманской области просила рассмотреть дело без участия представителя ИФНС.
Ответчик Рудин С.В. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 7 статьи 150 КАС РФ во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 2 Кодекса, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не являлась обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощённого производства.
Исследовав письменные доказательства дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с положениями части 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиком.
Частью 3 статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
В силу части 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 227 НК РФ).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 227 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).
В случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком (п. 7 ст. 227 НК РФ).
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (п. 8 ст. 227 НК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 227 НК РФ авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 228 НК РФ).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3 ст. 228 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
Согласно налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) от 05.04.2017 за 2016 год Рудиным С.В. исчислена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в размере 5200 руб.; исчислена к уплате в бюджет сумма налога в размере 7800 руб. от продажи квартиры.
22.11.2017 Рудиным С.В. представлена уточнённая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 6500 руб., исчислена к уплате в бюджет сумма налога в размере 7800 руб. от продажи квартиры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Налогоплательщику направлялись заказным письмом требования об уплате налога и пени: от 21.07.2017 <номер> со сроком уплаты 18.08.2017, от 07.09.2017 <номер> со сроком уплаты 05.10.2017, от 25.03.2017 <номер> со сроком уплаты 24.04.2017, от 28.09.2017 <номер> со сроком уплаты 30.10.2017, от 16.12.2016 <номер> со сроком уплаты 27.01.2017.
На основании статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Сведений об уплате суммы налога административным ответчиком не представлено, требования статей 45, 48 НК РФ административным истцом выполнены, заявление в суд направлено истцом в пределах сроков, установленных статьей 48 НК РФ, в связи с чем требования инспекции о взыскании с Рудина С.В. налога на доходы физических лиц в размере 14 300 руб. 00 коп. (6500 руб. (по ст. 227 НК РФ) + 7800 руб. (по ст. 228 НК РФ)) подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Определением Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 381-О-П разъяснено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Анализируя приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о правомерности начисления пени за несвоевременную уплату налога, что не противоречит налоговому законодательству, Конституции Российской Федерации и является обеспечивающей мерой исполнения обязательств по уплате налогов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административным истцом требований о взыскании с Рудина С.В. пени за несвоевременную уплату налога в размере 3654 руб. 22 коп. (3532 руб. 54 коп. (по ст. 227 НК РФ), 121 руб. 68 коп. (по ст. 228 НК РФ)).
На основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Государственная пошлина, при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска 17 957 руб. 22 коп. составляет 718 руб. 17 коп. (п.п.1 п. 1 ст. 333.19 НК России) и подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 17954 ░░░. 22 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░ ░░. 227 ░░ ░░ – 6500 ░░░., ░░░░ – 3532 ░░░. 54 ░░░., ░░░░ ░░. 228 ░░ ░░ – 7800 ░░░., ░░░░ – 121 ░░░. 68 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 718 ░░░. 17 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░