ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-7481/2023
Санкт-Петербург 22 декабря 2023 года
Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В., рассмотрев жалобу Алексеева И.В., действующего на основании доверенности в защиту прав и законных интересов АО «Коммунальные системы Гатчинского района», на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главного специалиста эксперта отдела межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 8 ноября 2022 года № и представление названного должностного лица об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 8 ноября 2022 года №, решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2023 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 31 мая 2023 года в отношении АО «Коммунальные системы Гатчинского района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главного специалиста эксперта отдела межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 8 ноября 2022 года №, оставленным без изменения решением судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2023 года и решением судьи Ленинградского областного суда от 31 мая 2023 года, АО «Коммунальные системы Гатчинского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 225 500 рублей.
Также государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главным специалистом экспертом отдела межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 8 ноября 2022 года в адрес АО «Коммунальные системы Гатчинского района» было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
АО «Коммунальные системы Гатчинского района» было признано виновным в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ.
Правонарушение совершено 13 июля 2022 года на территории Гатчинского района Ленинградской области при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении должностного лица.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО «Коммунальные системы Гатчинского района», выражает несогласие с названными судебными актами, считая их незаконными. Не отрицая факта сброса в р. Пудость сточных вод после КОС с превышением установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, вины АО в данном нарушении не находит. Приводя подробный анализ доказательств по делу, оценивая имевшую место фактическую ситуацию, высказывается о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер по миниминизации негативного воздействия на окружающую среду. Возможности соблюдения требований к очистке сточных вод у общества не имелось. Так как АО все возможные меры были приняты, вины в совершении административного правонарушения не имеется. С данной судами оценкой доказательствам по делу, решениями по доводам защиты – не согласен. Также защитник высказывается о нарушении правил подсудности рассмотрения дела, отмечает отсутствие в решении областного суда разъяснения правил и порядка обжалования. Просит судебные акты, постановление и представление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и судебные решения, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.
В соответствии с ч.4 ст.8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.45 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4 ст.35 ВК РФ).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч.6 ст.56 ВК РФ).
Как следует из п.4 ст.23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как видно из постановления должностного лица, по результатам проведения согласованной с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении АО «Коммунальные системы Гатчинского района» и обследования, был выявлен факт сброса в р. Пудость сточных вод после КОС с превышением установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, о чем 13 июля 2022 года был составлен соответствующий протокол.
Фактические обстоятельства дела должностным лицом и впоследствии судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы соответствуют нормам действующего законодательства и имеющимся доказательствам, получившим в процессуальных документах оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Поводов не доверять совокупности имеющихся доказательств по делу, положенных должностным лицом, с выводами которого согласились суды нижестоящих инстанций, в обоснование вывода о виновности АО «Коммунальные системы Гатчинского района» в совершении административного правонарушения не имелось.
Наличие в действиях АО «Коммунальные системы Гатчинского района» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, установлено обоснованно.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны должностным лицом на основании исследования перечисленных в судебных актах доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст.26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований к охране водных объектов, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Позиция АО «Коммунальные системы Гатчинского района» по делу, указанная в рассматриваемой жалобе, оставалась неизменной на протяжении всего судебного разбирательства.
Указанные доводы были заявлены судье городского и судье областного судов и были тщательно проверены в ходе судебного разбирательства.
Судья городского суда в постановлении подробно и убедительно мотивировал свои выводы по каждому из доводов лица, привлеченного к административной ответственности, в том числе касающиеся совершения юридическим лицом всех возможных действий в целях недопущения нарушений закона.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований ставить под сомнение выводы судебных инстанций о законности постановления и представления должностного лица, а также объективность решений по доводам лица, привлеченного к административной ответственности, исходя из содержания процессуальных документов, не имеется.
Таким образом, АО «Коммунальные системы Гатчинского района» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений законодательства, относящихся к рассматриваемой правовой ситуации, не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание АО «Коммунальные системы Гатчинского района» назначено в пределах санкции ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица с доводами, в том числе, аналогичными приведенным в рассматриваемой жалобе, судьями городского и областных судов дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Исходя из содержания судебных актов и процессуальных решений должностного лица, оснований ставить под сомнение выводы должностного лица и судов о наличии в действиях АО «Коммунальные системы Гатчинского района» состава административного правонарушения, правильность его юридической оценки, характер и размер назначенного наказания – не имеется.
Нарушения правил подсудности при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица не усматривается.
В имевшей место правовой ситуации территориальная подсудность рассмотрения жалоб должна была определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа. Принимая во внимание, что совершенное АО «Коммунальные системы Гатчинского района» административное правонарушение является действием, его местом признается место его фактического совершения, то есть территория Гатчинского района Ленинградской области.
Неуказание в решении судьи областного суда срока и порядка его обжалования не может быть расценено как существенное нарушение закона, оказавшее влияние на исход дела. Кроме того данное обстоятельство не явилось препятствием для реализации стороной своего права на обращение в суде кассационной инстанции.
Таким образом обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, и процессуальных решений должностного лица, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главного специалиста эксперта отдела межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 8 ноября 2022 года № и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 8 ноября 2022 года №, решение судьи Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2023 года и решение судьи Ленинградского областного суда от 31 мая 2023 года в отношении АО «Коммунальные системы Гатчинского района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя АО «Коммунальные системы Гатчинского района» Алексеева И.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции (подпись) А.В. Городков