Дело № 2а-3495/2021
УИД 76RS0014-01-2021-001950-29
Изготовлено 25 октября 2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
13 октября 2021 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Конаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области к Управлению Росреестра по Ярославской области о признании незаконным уведомления о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений,
у с т а н о в и л:
Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области обратилась к Управлению Росреестра по Ярославской области о признании незаконным уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия от 02 июня 2021 года №КУВД-001/2021-221-00653; просили обязать Управление Росреестра по Ярославской области внести в реестр границ описание части местоположения границ населенного пункта <адрес> (по точкам 145-147 заключения кадастрового инженера ФИО1.) в соответствии с описанием местоположения границы земельного участка №, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.
В обоснование заявленных исковых требований указали, что между Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области (заказчиком) и ФИО2 (подрядчиком) 12.12.2018 был заключен муниципальный контракт № 0171300000218000156-0039373-01 на выполнение работ по установлению и описанию местоположения границ населенных пунктов в целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Техническим заданием (Приложением № 1 к муниципальному контракту). По результатам выполненных работ подрядчиком было подготовлено описание местоположения границы населенного пункта <адрес>. Однако, в Единый государственный реестр недвижимости (далее -ЕГРН) сведения о местоположении границ населенного пункта <адрес>, расположенного <адрес> Ярославской области не были внесены по причине обнаружения пересечения границы №, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.06.2021 № КУВД-001/2021-22100653 о невозможности внесения в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Администрация ЯМР полагает вышеуказанное уведомление незаконным в силу следующего. Земельный участок № поставлен на кадастровый учет 23.07.2010 г., имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства». Земельный участок № поставлен на кадастровый учет 06.11.2009 г., имеет категорию «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства». Согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 исправить пересечение не представляется возможным, так как земельный участок №, сведения о котором содержатся в ЕГРН, пересекается с земельным участком №, по границе которого проходит граница населенного пункта <адрес>. Административным ответчиком сведения в ЕГРН о вышеуказанных земельных участках внесены с нарушением вышеуказанных норм. Полагают, что в соответствии с положениями п. 4 ч. 2, ч.8, ч.10 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав самостоятельно, в рамках своей компетенции, обязан вносить соответствующие изменения в сведения о границе населенного пункта, которые поступили в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, исключающие наличие пересечения с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Ввиду наличия факта пересечения земельных участков №, сведения о которых содержатся в ЕГРН, Администрация ЯМР не имеет возможности осуществлять свои полномочия, предусмотренные законом, в частности, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на органы местного самоуправления, утвердивших документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), возложена обязанность направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений, в том числе, о границах населенных пунктов, в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 января 2024 года.
Заявленные административные исковые требования также обосновали положениями п.3 ст.11.9, п.2 ст.83 Земельного кодекса РФ.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области, в качестве заинтересованных лиц ЗАО «Агрокомбинат «Заволжский», Хитрова О.В.
В судебном заседании представитель административного истца Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация ЯМР) по доверенности Стрекаловская Е.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что вышеуказанные земельные участки взаимно пересекаются. В данной ситуации применению подлежат положения частей 8-10 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указанная кадастровая ошибка допущена кадастровым органом, должна быть им исправлена. Администрация ЯМР не имеет бюджетных средств для проведения дополнительного межевания чужих земельных участков.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ярославской области по доверенности Ладыненко Н.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве <данные изъяты>, указала, что Управление Росреестра по Ярославской области является ненадлежащим ответчиком по делу, оспариваемые действия были осуществлены ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области в рамках ведения основного вида деятельности и предоставленных ему полномочий.
Представитель административного ответчика ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области по доверенности Бутакова А.Е. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснила, что 02.06.2021 по результатам рассмотрения поступивших документов в адрес заявителя подготовлено и направлено уведомление о невозможности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия № КУВД-001/2021-22100653 в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что граница населенного пункта <адрес> имеет пересечение с границами земельного участка №. Положения частей 8-11 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» применяются только при условии, что семьдесят пять и более процентов площади земельного участка находится в границах или за границами определенного населенного пункта. ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области не нарушены нормы действующего законодательства, а также не нарушены права, свободы и законные интересы заявителя при рассмотрении пакета документов, поступившего для внесения сведений о границе населенного пункта с. Прусово, Ярославский район, Ярославская область, в связи, с чем предусмотренная законом совокупность условий и оснований, для признания уведомления незаконным, а также для удовлетворения требований истца в настоящем деле отсутствуют. Установить реестровую ошибку может только кадастровый инженер. ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области самостоятельно устранить данную реестровую ошибку не может.
Заинтересованное лицо ЗАО «Агрокомбинат «Заволжский», извещённые о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили письменную позицию по делу, согласно которой против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражали, указали, что в нарушение положений п.2 ст.83 Земельного кодекса РФ Администрация ЯМР просит установить (внести в реестр) границу <адрес>, которая будет пересекать установленную и зарегистрированную в установленном порядке границу земельного участка №, принадлежащего на праве собственности ЗАО «Агрокомбинат «Заволжский».
Иные участники процесса, извещенные о дате и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, ходатайств не заявили.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение (уведомление) административным ответчиком ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области принято 02.06.2021 года, с административными исковыми требованиями Администрация ЯМР обратилась в суд 25.06.2021 года, в связи с чем срок на его обжалование административным истцом не пропущен.
В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что Администрация ЯМР 01.06.2021 года представила в ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области пакет документов для внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ населенного пункта <адрес>, расположенного в <адрес> Ярославской области.
При этом, Администрацией ЯМР представлено описание местоположения границы населенного пункта <адрес>, выполненного ФИО2 на основании заключенного муниципальный контракт № 0171300000218000156-0039373-01 на выполнение работ по установлению и описанию местоположения границ населенных пунктов в целях внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Техническим заданием (Приложением № 1 к муниципальному контракту).
02.06.2021 года ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области уведомило Администрацию ЯМР о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия границ населенного пункта <адрес>, в связи с обнаруженным пересечения границ населенного пункта с границами земельного участка: №.
В соответствии с п. 3 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
В силу п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Согласно ч. 1, п.4 ч.2, ч. 8-11 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. (ч.1)
Орган регистрации прав в срок не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), за исключением документов, указанных в части 10 статьи 32 настоящего Федерального закона, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, если границы населенного пункта, сведения о местоположении которых содержатся в поступивших документах, пересекают границы земельных участков, муниципального образования, территориальной зоны, за исключением случая, если границы населенного пункта могут быть изменены путем приведения в соответствие с границами земельных участков по правилам, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи, а также случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких муниципального образования, территориальной зоны в документах, на основании которых сведения вносились в Единый государственный реестр недвижимости (п.4 ч.2).
Если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. (ч. 8).
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 8 настоящей статьи сведения о населенном пункте, об одной или нескольких территориальных зонах в целях отнесения земельного участка только к одному населенному пункту или одной территориальной зоне. (ч.9).
Положение части 8 настоящей статьи применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны. (ч.10).
Орган регистрации прав уведомляет об изменениях, внесенных в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части описания границ населенного пункта, территориальной зоны, в порядке межведомственного информационного взаимодействия орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие генеральный план или правила землепользования и застройки, которыми установлены границы соответственно населенного пункта, территориальной зоны. (ч.11).
Таким образом, орган регистрации прав имеет возможность вносить изменения в сведения о границе населенного пункта, исключающие наличие пересечения с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. При этом, данная норма не позволяет регистрационному органу изменять границы земельных участков.
Согласно заключения кадастрового инженера при попытке постановки на кадастровый учет населенного пункта <адрес> выяснилось, что по вычисленным значениям координат граница населенного пункта пересекает границу земельного участка №. Кадастровым инженером исправить пересечение не проставляется возможным, так как земельный участок № (земли сельскохозяйственного назначения), сведения о котором содержатся в ЕГРН пересекаются с земельным участком № (земли населенных пунктов), по границе которого проходит граница данного населенного пункта. Площадь пересечения составляет 0,5 кв.м. Пересечение происходит в т.145-147.
Из представленных документов судом установлено, что земельный участок № поставлен на кадастровый учет 23.07.2010 г., имеет категорию «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», принадлежит на праве собственности ЗАО «Агрокомбинат «Заволжский».
Земельный участок № поставлен на кадастровый учет 06.11.2009 г., имеет категорию «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для ведения личного подсобного хозяйства», принадлежит на праве собственности Хитровой О.В.
Факт взаимного пересечения вышеуказанных земельных участков участниками процесса не оспорен.
Суд считает, что при наличии взаимного пересечения земельных участков допущенная реестровая ошибка не может быть исправлена органам регистрации в порядке, установленном частями 8-11 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как установление границ населенного пункта по границам земельного участка №, приведет к пересечению границ населенного пункта с границами земельного участка №.
В соответствии с ч.3, 4 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Между тем, вышеуказанная реестровая ошибка в части границ земельных участков № в установленном законом порядке не исправлялась.
При указанных обстоятельства, ФГБУ ФКП Росреестра по Ярославской области обоснованно принято решение о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия о границах населенного пункта <адрес>, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований Администрации ЯМР не имеется
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья |
Е.С.Логвинова |