Дело №2-3251/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2024 года г.Брянск, ул.Фокина, 45
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Рассказовой М.В.,
при секретаре Никишовой В.Ф.,
с участием истца Горячева А.В., представителей ответчика МУП «Брянский городской водоканал» Носиковой Н.М., третьего лица ООО УК «Сосновый бор» Девятовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горячева Александра Викторовича к МУП «Брянский городской водоканал» о признании незаконным ответа, понуждении к совершению действий, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Горячев А.В. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что истец является собственником квартиры, расположенной <адрес>. С 01 марта 2020 г. решением общего собрания собственники помещений дома <адрес> перешли на прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с МУП «Брянский городской водоканал». 21 августа 2020 г. между Горячевым А.В. и МУП «Брянский городской водоканал» заключен договор водоснабжения и водоотведения №1484220. Истцом ответчику было направлено обращение о предоставлении информации о помесячных объемах (количестве) потребленной холодной воды по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в доме <адрес> за 2023 год, о суммарных помесячных объемах (количестве) холодной воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях дома <адрес> за 2023 год. 04 марта 2024 г. истец получил ответ, в котором отсутствовала запрашиваемая информация в связи с чем 04 марта 2024 г. Горячев А.В. направил в адрес ответчика повторное обращение о предоставлении информации в соответствии с пп. «р» п.32 Правил №354. 21 марта 2024 г. истцом получен ответ, в котором также отсутствовала запрашиваемая информация.
На основании изложенного истец, с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать отказ МУП «Брянский городской водоканал» в предоставлении информации, предусмотренной пп. «р» п.31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, незаконным, в соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязать МУП «Брянский городской водоканал» совершить необходимые действия по предоставлению истцу письменной информации о помесячных объемах (количестве) потребленной холодной воды по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета дома <адрес> за 2023 год, о суммарном объеме (количестве) холодной воды, потребленной в жилых помещениях дома <адрес> за 2023 год, об объемах (количестве) холодной воды, рассчитанной с применением нормативов потребления в доме <адрес> за 2023 год, об объемах (количестве) холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды дома <адрес> за 2023г. Необходимые действия по предоставлению информации совершить в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ответчика в пользу истца понесенные почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела, в сумме 459,07 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., возложить на ответчика обязанность денежной компенсации причиненного истцу морального вреда (нравственных страданий) в сумме 3000 руб., взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку за каждый день неисполнения решения суда в сумме 500 руб.
Определением Советского районного суда г.Брянска к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО УК «Сосновый бор», Государственная жилищная инспекция Брянской области.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела уведомлен надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без участия неявившегося лица.
В судебном заседании истец Горячев А.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП «Брянский городской водоканал» Носикова Н.М. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что между МУП «Брянский городской водоканал» и Горячевым А.В., как собственником жилого помещения, заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 21.08.2020г. В рамках указанного договора потребителю производится начисление платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения с учетом фактических показаний индивидуального прибора учета воды, установленных в жилом помещении потребителя. Между МУП «Брянский городской водоканал» и ООО «УК «Сосновый бор» заключен договор от 01.12.2018г. холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в рамках которого производятся расчеты по показаниям прибора учета. Запрашиваемая истцом информация не является информацией запрашиваемой в рамках договора заключенного между МУП «Брянский городской водоканал» и истцом, а является информацией запрашиваемой в рамках договора от 01.12.2018г. между МУП «Брянский городской водоканал» и ООО «УК «Сосновый бор».
Представитель третьего лица ООО УК «Сосновый бор» Девятова О.В. указала, что 01.12.2018г. года между ООО УК «Сосновый бор» и МУП «Брянский городской водоканал» заключен договор №33712 холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме. На ООО УК «Сосновый бор» возложена обязанность по предоставлению МУП «Брянский городской водоканал» информации о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме и о показаниях ИПУ в случаях предоставления таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями, в связи с чем лицом, управомоченным на ведение актуальной базы данных об объемах потребленных коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета является МУП «Брянский городской водоканал».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Горячев А.В. является собственником квартиры, расположенной <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Сосновый бор».
МУП «Брянский городской водоканал», как ресурсоснабжающая организация, осуществляет поставку коммунального ресурса холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в указанный многоквартирный дом на основании заключенного договора №33712 от 01 декабря 2018 г. и дополнительного соглашения №1 от 01 марта 2020 г., заключенных между МУП «Брянский городской водоканал» и ООО УК «Сосновый бор».
21 августа 2020 г. между МУП «Брянский городской водоканал» и Горячевым А.В. заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется предоставлять потребителю коммунальные услуги холодного водоснабжения, в том числе потребляемую при содержании и использовании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется вносить ресурсоснабжающей организации плату за коммунальную услугу в сроки и в порядке, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим договором, а также соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
15 февраля 2024 г. истец через ГИС ЖКХ направил обращение №32-2024-2838 в МУП «Брянский городской водоканал» о предоставлении информации о помесячных объемах (количестве) потребленной холодной воды по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в доме <адрес> за 2023 год, о суммарных помесячных объемах (количестве) холодной воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях дома <адрес> за 2023 год.
Согласно ответу на обращение МУП «Брянский городской водоканал» от 04 марта 2024 г. №3838, между МУП «Брянский городской водоканал» и ООО УК «Сосновый бор» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения для нужд потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в рамках которого производятся расчеты по показаниям общедомового прибора учета. В соответствии с ФЗ №152 от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» информация, относящаяся к определенному физическому лицу, является персональными данными. Согласно ст.7 ФЗ №152-ФЗ, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. В этой связи, по вопросу предоставления информации о ежемесячных объемах (количестве) потребленной холодной воды по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в доме <адрес> за 2023 год и о суммарных ежемесячных объемах (количестве) холодной воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях дома №... истцу необходимо обратиться в ООО УК «Сосновый бор».
04 марта 2024 г. Горячев А.В. через ГИС ЖКХ повторно направил обращение №32-2024-3991 в МУП «Брянский городской водоканал».
Согласно ответу на обращение МУП «Брянский городской водоканал» от 21 марта 2024 г. №5028, по вопросам, связанным с расчетом и предоставлением услуг холодного водоснабжения и водоотведения на СОИД, Горячеву А.В. необходимо обратиться к исполнителю услуг ООО УК «Сосновый бор».
Не согласившись с указанными ответами, полагая, что требуемая информация должна быть предоставлена ответчиком, Горячев А.В. обратился в суд с данным иском.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Согласно указанным Правилам под потребителем понимается лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с п. 6 Правил №354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п. п. 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Согласно абз. 17 п. 2 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (п. 8 Правил №354), при этом собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений вносят плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами») установлены сроки предоставления по запросу (обращению) собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме управляющей организацией информации подлежащей раскрытию из перечня.
Положениями п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
В силу приведенных законоположений именно исполнитель, которым является управляющая компания, обязана предоставить потребителю истребуемую информацию, связанную с обслуживанием дома.
Обращение Горячева А.В.Ю поступившее в МУП «Брянский городской водоканал» 04 марта 2024г., рассмотрено в порядке предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Указанный ответ получен Горячевым А.В. 04 марта 2024г., что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Гарантируя реализацию конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, осуществляющие публично значимые функции государственные и муниципальные учреждения, иные организации и их должностных лиц обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в соответствии с их компетенцией в установленные сроки, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (статьи 1, 2, 5, 9, 10 и 12).
Гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 3 ст. 5 Федерального закона № 59-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Вопреки доводам, обращение (заявление) Горячева А.В. рассмотрено, ответ на обращение дан в срок и направлен в адрес истца.
Несогласие Горячева А.В. с содержанием ответа само по себе не является основанием для признания его незаконным, не нарушает прав и законных интересов истца.
Нарушений требований действующего законодательства при рассмотрении обращения Горячева А.В. и нарушений прав истца не установлено.
Доводы истца о том, что запрашиваемая им в обращении информация должна быть представлена МУП «Брянский городской водоканал», подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставление необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Подпунктами «п», «р» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, установлены объемы, порядок и сроки предоставления информации потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с пп. «р» п. 31 указанных Правил к обязанностям исполнителя относится предоставление любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменной информации за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
В силу пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б"); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г").
Согласно пп. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общедомового имущества, собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят этой управляющей организации (ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязанность по формированию платежного документа непосредственно связана с обязанностью по взиманию платы за коммунальные услуги, что прямо следует из ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку обязанность по предоставлению коммунальных услуг на общедомовые нужды и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды лежат исключительно на управляющей компании, то, соответственно, запрашиваемая истцом информация должна быть представлена управляющей организацией.
Судом установлено, что МУП «Брянский городской водоканал» осуществляет водоснабжение квартиры истца на основании заключенного с ним публичного договора водоснабжения и водоотведения.
На имя Горячева А.В. открыт лицевой счет для оплаты услуг МУП «Брянский городской водоканал».
Из квитанции за потребленной ресурс усматривается, что в ней содержатся сведения относительно произведенных начислений по квартире истца, сведения о показаниях на общедомовые нужны отсутствуют.
МУП «Брянский городской водоканал» не ведет учет потребленных в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по показаниям коллективных приборов учет, ведение статистики по помесячных объемах соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, объемах коммунальных ресурсов, представленных на общедомовые нужды и др.
Таким образом, МУП «Брянский городской водоканал» для Горячева А.В. является исполнителем, предоставляющим потребителю исключительно коммунальную услугу водоснабжения и водоотведения в принадлежащем истцу жилом помещении.
Обязанности у ответчика в предоставлении информации, запрашиваемой истцом, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем исковое требования Горячева А.В. удовлетворению не подлежат.
Довод истца об исключении из числа доказательств определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29 марта 2024г. в отношении должностного лица МУП «Брянский городской водоканал» подлежит отклонению, поскольку указанное определение не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Поскольку требования истца о взыскании с ответчика в пользу истца почтовых расходов, расходов по оплате государственной пошлины, компенсации морального вреда, неустойки носят производный характер от основного требования, в удовлетворении которого отказано, то и вышеуказанные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Горячева Александра Викторовича к МУП «Брянский городской водоканал» о признании незаконным ответа, понуждении к совершению действий, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В.Рассказова
Мотивированное решение суда изготовлено 07 октября 2024 года.