Решение по делу № 2-3249/2021 от 24.09.2021

Мотивированное решение суда

составлено 11.01.2022 года Дело № 2-3249/2021

25RS0010-01-2021-005219-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Находка Приморского края             27 декабря 2021 года

Находкинский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Майоровой Е.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г.Находка в защиту прав интересов ФИО2 к администрации Находкинского городского округа, Правительству Приморского края о возложении обязанности,

с участием истца старшего помощника прокурора г.Находки ФИО4, представителя ответчика администрации НГО ФИО5,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Находки в защиту прав интересов ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Находкинского городского округа, Правительству Приморского края о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что прокуратурой г.Находка проведена проверка соблюдения жилищных прав ФИО2, по результатам которой установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением от ДД.ММ.ГГ. -р установлен факт невозможности проживания ФИО2 по адресу: <.........>. Распоряжением управления опеки и попечительства администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГ. -р он включен в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа нуждающихся в получении жилого помещения. ФИО2 достиг 18-летнего возраста, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Поскольку ФИО2 проживает на территории Находкинского городского округа, то исполнителем обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является администрация Находкинского городского округа. Право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда ФИО2 фактически не реализовано. При этом, ФИО2 относится в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18-летнего возраста, следовательно, имеет право на предоставление администрацией Находкинского городского округа благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда. До настоящего времени ФИО2 администрацией Находкинского городского округа жилое помещение не предоставлено, что влечёт нарушение, в том числе и интересов государства, являющегося гарантом реализации установленных им прав и свобод граждан. Просит возложить на Правительство Приморского края обязанность профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение ФИО2 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения не менее 26 кв.м, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Находкинского городского округа Приморского края, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Находкинского городского округа обязанность приобрести для предоставления ФИО2 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не менее 26 кв.м, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления Находкинского городского округа Приморского края, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края в течение 2 месяцев с даты поступления денежных средств.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил возложить на Правительство Приморского края обязанность профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение ФИО2, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию Находкинского городского округа обязанность приобрести для предоставления ФИО2 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам в пределах Находкинского городского округа Приморского края, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в течение 2 месяцев с даты поступления денежных средств.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Находки ФИО4 поддержала уточненные исковые требования по доводам, изложенным в иске. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель администрации Находкинского городского округа ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, из которого следует, что ФИО2 был принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения в 2018 году распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Находкинскому городскому округу от ДД.ММ.ГГ. -р. По состоянию на ДД.ММ.ГГ. порядковый номер истца в сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Приморского края . Полагает, что в случае удовлетворения судом иска будут нарушены права других детей-сирот, которые включены в указанный сводный список в установленном законом порядке, и находятся в нём перед ФИО2 Предоставление жилого помещения ФИО2 в первоочередном порядке будет противоречить Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ. . Также просит учесть, что при выделении денежных средств Правительством Приморского края, администрацией будут организованы закупки путем проведения электронных аукционов на приобретение благоустроенного жилого помещения для формирования муниципального специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории города Находка Приморского края. Минимальный срок, необходимый для соблюдения всех процедур, предусмотренных Законом 44-ФЗ, в целях исполнения решения суда составляет не менее 6 месяцев и 20 дней. Таким образом, приобретение администрацией благоустроенного жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения в двухмесячный срок с даты поступления денежных средств не представляется возможным. В связи с чем, просила принять решение по делу на основании представленных суду доказательств в соответствии со статьёй 67 и главой 16 ГПК РФ, и в случае удовлетворения заявленных исковых требований установить администрации НГО срок для исполнения судебного решения не менее 6 месяцев.

Представитель ответчика Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Суду представлены письменные дополнения к отзыву на уточненное исковое заявление, из которых следует, что администрацией Находкинского городского округа обеспечение сирот жильем осуществляется в связи с наделением государственными полномочиями в соответствии с Законом Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ. В целях исполнения государственных полномочий формируется список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края. На осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями Находкинскому городскому округу предоставляется субвенция министерством образования Приморского края, как главным распорядителем средств бюджета. ФИО2 включен в список. Следовательно, исполнение решения суда по обеспечению жилым помещением будет осуществляться администрацией Находкинского городского округа за счет предоставляемой субвенции Находкинскому городскому округу в рамках действующих расходных обязательств Приморского края по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот. Согласно информации министерства образования Приморского края, им как главным распорядителем средств бюджета, со всеми муниципальными образования края, в том числе, с администрацией Находкинского городского округа заключены соглашения. Соглашением 8-К-2021 от ДД.ММ.ГГ. администрации Находкинского городского округа доведены средства краевого бюджета в сумме 26 439 900 рублей на предоставление 10 жилых помещений детям-сиротам. Лимиты бюджетных обязательств доведены ДД.ММ.ГГ.. На текущую дату администрацией Находкинского городского округа приобретены и распределены 9 квартир. Письмом от ДД.ММ.ГГ. администрация Находкинского городского округа запросила для приобретения десятой квартиры дополнительно из краевого бюджета 619 760 рублей. Данное ходатайство учтено при перераспределении средств краевого бюджета и федерального бюджета на заседании Бюджетной комиссии ДД.ММ.ГГ., внесены соответствующие изменения ДД.ММ.ГГ.. Истец, требуя возложить обязанности обеспечить финансирование, не доказал того, что администрации Находкинского городского округа недостаточно финансовых средств для приобретения жилого помещения во исполнение решения суда, равно как и не представил доказательств того, что администрация Находкинского городского округа обращалась за увеличением финансирования субвенции на исполнение государственных полномочий в Правительство Приморского края или к министерству образования Приморского края, как к главному распорядителю средств, и ими было отказано в предоставлении либо в увеличении финансирования. Просил в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на Правительство Приморского края профинансировать расходы администрации Находкинского городского округа на приобретение ФИО2 благоустроенного жилого помещения отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с ч 3 ст. 7 Закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно на территории муниципального образования Приморского края, на территории которого лицо подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со списком, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального образования Приморского края и отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям действующего законодательства.

Таким образом, государственные полномочия Правительства Приморского края по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке администрации Находкинского городского округа.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и был включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края.

Как следует из материалов дела, решением Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГ. ФИО6 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе, и ФИО2, ДД.ММ.ГГ. года рождения. В свидетельство о рождении ФИО2 в графе «отец» стоит прочерк.

Распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Находкинскому городскому округу департамента образовании и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГ. -р признан установленным факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <.........>, ФИО2

На основании распоряжения территориального отдела опеки и попечительства по Находкинскому городскому округу Департамента образования и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГ. ФИО2 поставлен на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения.

Вместе с тем, до настоящего времени ФИО2 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела ответчиками. В судебном заседании установлено, что ФИО2 нуждается в жилом помещении.

Доводы ответчика Правительства Приморского края об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению финансирования администрации Находкинского городского округа суд находит несостоятельными в силу следующего.

Согласно ст. 14 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГ. № 412-КЗ финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счёт средств краевого бюджета.

ДД.ММ.ГГ. между Министерством образования Приморского края и администрацией Находкинского городского округа заключено соглашение о предоставлении субвенции из краевого бюджета бюджету Находкинского городского округа на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений в 2021 году.

ДД.ММ.ГГ. главой администрации Находкинского городского округа направлено уведомление об увеличении лимитов бюджетных ассигнований в адрес заместителя председателя Правительства Приморского края - министру образования Приморского края, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ. администрацией Находкинского городского округа приобретено 9 жилых помещений на общую сумму 24 071 660 рублей, просит увеличить лимиты бюджетных ассигнований на субвенции из краевого бюджета на сумму 619 760 рублей, в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилья в Находкинском городском округе.

Как было указано ответчиком Правительством Приморского края, данное ходатайство учтено при перераспределении средств краевого бюджета и федерального бюджета на заседании Бюджетной комиссии ДД.ММ.ГГ., внесены соответствующие изменения ДД.ММ.ГГ., в том числе, в таблицу 61 в приложении № 15 к Закону Приморского края о краевом бюджете в части увеличения субвенции Находкинскому городскому округу (Закон Приморского края от 25.11.2021 № 16-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края «О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»).

Обстоятельств, освобождающих администрацию Находкинского городского округа от исполнения обязанности предоставить жилое помещение ФИО7 в ходе рассмотрения дела не установлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Приморского края от 24.12.2018 №433-КЗ в муниципальный специализированный жилищный фонд включается жилое помещение общей площадью не менее 26 квадратных метров, но не менее установленной на территории данного муниципального образования нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, ФИО2, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенный в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения, жилым помещением администрацией Находкинского городского округа, до настоящего времени не обеспечен, в связи с чем имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что невыполнение ответчиком администрацией Находкинского городского округа обязанности по приобретению ФИО2 жилого помещения специализированного жилищного фонда привело к нарушению его жилищных прав.

В связи с чем, на администрацию Находкинского городского округа должна быть возложена обязанность по приобретению жилого помещения ФИО2 по договору найма специализированного жилого помещения. Однако, выполнение администрацией Находкинского городского округа обязанности по приобретению ФИО2 жилого помещения зависит от поступления денежных средств из краевого бюджета на указанные цели.

Суд также соглашается с мнением прокурора в той части, что установление срока для устранения данных нарушений в части требований о возложении на Правительство Приморского края обязанности финансирования администрации Находкинского городского округа для приобретения ФИО2. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является достаточным и разумным для исполнения указанных обязанностей.

Вместе с тем, суд полагает возможным, с учетом пояснений представителя ответчика, установить администрации Находкинского городского округа срок для исполнения обязанности по приобретению ФИО2 жилого помещения по договору специализированного найма в течение трех месяцев с даты поступления денежных средств, поскольку, по мнению суда, указанный срок является достаточным для исполнения ответчиком данной обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора г.Находка в защиту прав интересов ФИО2 к администрации Находкинского городского округа, Правительству Приморского края о возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить на Правительство Приморского края обязанность обеспечить финансирование расходов администрации Находкинского городского округа на приобретение ФИО2, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженцу <.........> края, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в пределах Находкинского городского округа, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию Находкинского городского округа обязанность приобрести ФИО2, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженцу <.........> края, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в пределах Находкинского городского округа, не менее установленной на территории Находкинского городского округа нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в течение трех месяцев с даты поступления денежных средств.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме через Находкинский городской суд.

Судья                      Е.С. Майорова

2-3249/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Баторшин Денис Дмитриевич
прокурор г. Находка в интересах Баторшина Дениса Дмитриевича
Ответчики
Администрация
Правительство ПК
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Судья
Майорова Елена Сергеевна
Дело на странице суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
24.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2021Подготовка дела (собеседование)
27.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2021Судебное заседание
11.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее