Дело № 2-997/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2021 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Дзюба В.Г.
при секретаре судебного заседания Костенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Батюта Зинаиды Евгеньевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, ссылаясь на то, что 31.03.2020 между ним и Департаментом капитального строительства города Севастополя был заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ответ на обращение истца с заявлением о приватизации, 29.12.2020 Департаментом капитального строительства города Севастополя заявителю отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Полагая отказ необоснованным, ФИО4 просил суд признать за ним право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 04.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, был привлечен Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 30.09.2021 произведена замена истца его правопреемником Батюта З.Е., в связи со смертью ФИО4
Истец Батюта З.Е. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, что подтверждается распиской в справочном листе дела. Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просила рассматривать дело в ее отсутствие. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания заявления, Батюа З.Е. просила суд признать за ней право собственности на спорное жилое помещение, поскольку является наследником первой очереди к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (л.д. 125).
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате времени судебного заседания извещен судом надлежащим образом (л.д. 141). Согласно представленному в материалы дела заявлению, просил рассматривать дело в отсутствие представителя (л.д. 44-45). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Как следует из содержания письменного возражения представителя Департамента капитального строительства города Севастополя, ответчик полагал заявленные истцом требования необоснованными, поскольку спорное жилое помещение включено в реестр собственности города Севастополя, как жилое помещение общежития, является специализированным жилым помещением и в силу закона приватизации не подлежит, в связи с чем полагает, что Департаментом принято законное решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» (л.д.44-45).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, извещен судом о дате и времени судебного разбирательства (л.д. 142). Доказательств уважительности причин неявки представителя не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 673 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно положениям статей 49, 60 ЖК РФ и пункта 1 статьи 672 ГК РФ, договор социального найма может быть заключен только в отношении жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности договор социального найма заключен быть не может.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года за № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 700-РДИ от 15.03.2016 жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 25,93 кв.м. включено в Реестр собственности города Севастополя как имущество, находящееся в казне города Севастополя (л.д. 81).
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 22.01.2020 удовлетворены исковые требования ФИО4, предъявленные к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании заключить договор социального найма. Суд признал право пользования ФИО4 жилым помещением по адресу: <адрес> общей площадью 17.7 кв.м., обязал Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ФИО4 договор социального найма на указанное жилое помещение (л.д. 16-18).
Указанным решением суда установлено, что ФИО4 был зарегистрирован в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>.
31.03.2020 между ФИО4 и Департаментом капитального строительства города Севастополя был заключен договор социального найма жилого помещения № ДСН/20-311, согласно которому нанимателю в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, состоящее из одной комнаты в общежитии, общей площадью 17,7 кв.м., жилой площадью 17,7 кв.м. <адрес> (л.д. 10-15).
В силу ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" - граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» 24.11.2020 ФИО4 обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в соответствии с административным регламентом «Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» (л.д. 64-65).
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 29.12.2020 № ОПР/20-569 в предоставлении соответствующей государственной услуги заявителю было отказано, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно: сведения о технических характеристиках жилого помещения (кадастровый паспорт (поэтажный план и экспликация жилого помещения); заявление о согласии на обработку персональных данных на имя Батюты З.Е.
Установлено наличие разночтений в предоставленных документах относительно технических характеристик жилого помещения. Согласно договору социального найма № ДСН/20-311 от 31.03.2020, жилое помещение имеет следующие характеристики: адрес: <адрес>; вид жилого помещения – комната в общежитии; общая площадь – 17,7 кв.м. Согласно данным Государственного унитарного предприятия города Севастополя «Бюро технической инвентаризации»: адрес: <адрес>; вид жилого помещения – комната; общая площадь – 17,7 кв.м. В выписке из реестра собственности города Севастополя: адрес: <адрес>; полное наименование объекта учета – помещение (комната) общежития; общая площадь – 25,93 кв.м. Кроме того, в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.03.2016 № 700-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (л.д. 54).
Между тем, из технической документации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> следует, что площадь спорного жилого помещения составляет 17,7 кв.м. (л.д. 38-40).
Оценивая отказ Департамента капитального строительства города Севастополя о передаче в собственность истцам занимаемого жилого помещения, суд принимает во внимание положения ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя" которым определено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как разъяснено в пункте 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закон № 1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено ФИО4 на законном основании, документов, свидетельствующих о том, что право заявителя на постоянное проживание в занимаемом жилом помещении было оспорено в материалах дела не имеется, Департаментом капитального строительства города Севастополя с ФИО4 был заключен договор социального найма, а решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма не оспорено, суд, приходит к выводу о наличии у ФИО4 права на приватизацию жилого помещения в силу закона. При этом, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны ФИО4 при вселении в спорное жилое помещение и заключении договора социального найма судом не установлено.
Доводы возражений Департамента капитального строительства города Севастополя о том, что до настоящего времени спорная комната относятся к помещениям специализированного жилищного фонда, поскольку была включены в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития и решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти города Севастополя из специализированного жилищного фонда не исключалась, несостоятельны, основаны на неверном толковании приведённых выше норм жилищного законодательства.
Принимая во внимание, что в силу требований статьи 49, 63 ЖК РФ допускается заключение договора социального найма исключительно в отношении жилых помещений жилищного фонда социального использования, то сам факт предоставления ФИО4 спорной комнаты в бессрочное владение и пользование по договору социального найма от 31.03.2020 № № ДСН/20-311, свидетельствует о том, что данное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и поступило в жилищный фонд социального использования.
Как следует из материалов дела, ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ, после обращения в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, наследником первой очереди к имуществу наследодателя является его супруга Батюта З.Е., что подтверждается материалами наследственного дела № (л.д. 115-121).
Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество (статья 1112 ГК РФ).
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 8 Постановления от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
При изложенных обстоятельствах, установив, что ФИО4 занимал на законных основаниях спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, участия в приватизации жилых помещений не принимал, что подтверждается материалами приватизационного дела, истребованного судом, выразил волю на приватизацию спорного жилого помещения, однако умер в ходе рассмотрения спора в суде, наследником первой очереди к имуществу наследодателя ФИО4 является Батюта З.Е., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных правопреемником требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Батюта Зинаиды Евгеньевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение, удовлетворить.
Признать за Батюта Зинаидой Евгеньевной право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью 17,7 кв.м.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 11 октября 2021г.
Судья В.Г. Дзюба