Решение по делу № 33а-14603/2016 от 25.07.2016

    Судья Каминский Э.С.                                                дело № 33а-14603/16

                                                                                                          учет № 090а

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    12 августа 2016 г.           г. Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Терехина В.А.

судей Мочаловой Ю.Р. и Саитгараевой Р.А.

при секретаре Акимовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехина В.А. административное дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июня 2016 г.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Першикова К.А., представителей Шайдарова К.Я. – Исхакова И.Р. и Шайдарова Н.Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А :

Шайдаров К.Я. обратился в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 559 кв. м, имеющего кадастровый номер .... расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 1);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 1 923 кв. м, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 2);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 880 кв. м, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 3);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 1 775 кв. м, имеющего кадастровый номер .... расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 4);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 2 855 кв. м, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 5);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 13 049 кв. м, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 6);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 1 731 кв. м, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 7);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 1 036 кв. м, имеющего кадастровый номер .... расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 8);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 884 кв. м, имеющего кадастровый номер .... расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 9);

– земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания и сооружения фабрики, общей площадью 2 811 кв. м, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок № 10).

В обоснование заявленных требований указано на принадлежность данных земельных участков административному истцу и неосновательно завышенную величину их кадастровой стоимости.

В ходе рассмотрения дела представители Шайдарова К.Я., уточнив первоначально заявленные требования, просили установить кадастровую стоимость

– земельных участков №№ 1 и 2 равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. в размерах соответственно 1 869 201 руб. и 5 901 052 руб.;

– земельных участков №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 равной их рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размерах соответственно 2 056 542 руб., 4 148 140 руб., 6 672 078 руб., 29 646 676 руб., 4 044 914 руб., 2 420 873 руб., 2 065 687 руб. и 6 568 604 руб.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.

Остальные лица, участвующие в деле, и их представители в судебное заседание не явились.

3 июня 2016 г. суд принял решение о частичном удовлетворении административного иска и определил кадастровую стоимость

– земельного участка № 1 равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 1 869 201 руб.;

– земельного участка № 2 равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 5 901 052 руб.;

– земельного участка № 3 равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 2 056 542 руб.;

– земельного участка № 4 равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 4 148 140 руб.;

– земельного участка № 5 равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 6 672 078 руб.;

– земельного участка № 6 равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 29 646 676 руб.;

– земельного участка № 7 равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 4 044 914 руб.;

– земельного участка № 8 равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 2 420 873 руб.;

– земельного участка № 9 равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 2 065 687 руб.;

– земельного участка № 10 равной его рыночной стоимости по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 6 568 604 руб.;

– указал, что эти сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 г. на период до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки; указал, что датой подачи заявления считается 29 декабря 2015 г.;

– отказал в удовлетворении административного иска в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, заявленных к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани.

В апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан выражается несогласие с решением, ставятся вопросы о его отмене и принятии по административному делу нового решения.

Возражения относительно апелляционной жалобы не поступили.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан доводы жалобы поддержал, представители Шайдарова К.Я. возражали против ее удовлетворения.

Остальные лица, участвующие в деле, и их представители в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены; от представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с ч.ч.2, 11 ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов административного дела усматривается, что земельные участки №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 принадлежат административному истцу на праве собственности. По итогам государственной кадастровой оценки стоимость земельных участков №№ 1 и 2 составила по состоянию на 1 января 2013 г. соответственно 2 665 854,23 руб. и 9 061 714,44 руб., стоимость земельных участков №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 составила по состоянию на 19 марта 2014 г. соответственно 4 130 385,6 руб., 8 331 175,5 руб., 13 400 285,1 руб., 61 247 047,38 руб., 8 124 656,22 руб., 4 862 590,32 руб., 4 149 160,08 руб. и 13 193 765,82 руб.

В подтверждение доводов о необходимости установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости стороной административного истца был представлен отчет ЗАО «<данные изъяты> «<данные изъяты>» от 18 декабря 2015 г. № 9196, согласно которому рыночная стоимость земельных участков №№ 1 и 2 по состоянию на 1 января 2013 г. составила соответственно 1 621 000 руб. и 4 311 000 руб.

Отчет получил положительное заключение эксперта Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Деловой союз оценщиков» от 14 января 2016 г. № 2928.

Кроме того, административным истцом был представлен отчет ЗАО «<данные изъяты>» от 10 февраля 2016 г. № 9196.2 о рыночной стоимости земельных участков №№ 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 по состоянию на 19 марта 2014 г. соответственно в размерах 2 262 000 руб., 3 969 000 руб., 5 793 000 руб., 19 626 000 руб., 3 896 000 руб., 2 579 000 руб., 2 271 000 руб. и 5 726 000 руб., который получил положительное заключение эксперта Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «<данные изъяты>» от 25 февраля 2016 г. № 3109.

По ходатайству представителя административного ответчика судом по делу была назначена экспертиза в целях проверки соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в них рыночной стоимости земельных участков, установления их действительной величины.

Согласно заключению эксперта ООО «<данные изъяты>» от 5 мая 2016 г. № 76/Э-16 упомянутые отчеты не соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере оценочной деятельности.

Отвечая на постановленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость

– земельного участка № 1 по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 1 869 201 руб.;

– земельного участка № 2 по состоянию на 1 января 2013 г. в размере 5 901 052 руб.;

– земельного участка № 3 по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 2 056 542 руб.;

– земельного участка № 4 по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 4 148 140 руб.;

– земельного участка № 5 по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 6 672 078 руб.;

– земельного участка № 6 по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 29 646 676 руб.;

– земельного участка № 7 по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 4 044 914 руб.;

– земельного участка № 8 по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 2 420 873 руб.;

– земельного участка № 9 по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 2 065 687 руб.;

– земельного участка № 10 по состоянию на 19 марта 2014 г. в размере 6 568 604 руб.

Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции оценил данное экспертное заключение по правилам ст.84 КАС РФ и установил, что оно содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости конкретных земельных участков, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию такой деятельности, ее стандартов и правил.

Соответствующие выводы суда подробно мотивированы в решении; оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.

При изложенных обстоятельствах суд на законных основаниях разрешил административное дело, исходя из показателей, установленных экспертом ООО «<данные изъяты>» в заключении от 5 мая 2016 г. № 76/Э-16.

Доводы апелляционной жалобы о нарушениях законодательства об оценочной деятельности, которые, по мнению подателей жалобы, были допущены экспертом при определении рыночной стоимости земельных участков, не принимаются во внимание. Аналогичные доводы обсуждались судом первой инстанции и были им обоснованно отклонены; каких-либо оснований для переоценки соответствующих выводов суда, изложенных в решении, при апелляционном рассмотрении дела не выявлено.

Руководствуясь п.1 ст.309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 3 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.

    Председательствующий:

    Судьи:

33а-14603/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Шайдаров К.Я.
Ответчики
ИК МО г. Казани
МЗ и ИО РТ
Кабинет М.Р.
Управление Росреестра по РТ
ФГБУ "ФКП Росреестра " по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
12.08.2016[Адм.] Судебное заседание
22.08.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2016[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее