Судья Изюмова С.В. Дело № 2а-5110/2021
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 февраля 2022 года № 33а-650/2022
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Медведчикова Е.Г.,
судей Цветковой Л.Ю., Мещеряковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Череповца на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 26 октября 2021 года по административному исковому заявлению Гертей И.Н. к Управлению архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца, должностному лицу Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца Наумовой Г.А. о признании незаконным указания на необходимость выполнения работ по переоборудованию фасада нежилого помещения при наличии письменного согласия правообладателей здания и земельного участка.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения представителя административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Череповца Черняевой В.А., судебная коллегия
установила:
Гертней И.Н. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №..., площадью 153,4 кв.м., расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 7-8).
Гертней И.Н. обратилась в строительную компанию ООО «Жилстройзаказчик» для подготовки проекта и осуществления переустройства крыльца, пандуса, площадки для загрузки/выгрузки товара нежилого помещения.
17 августа 2021 года ООО «Жилстройзаказчик» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства мэрии г. Череповца за согласованием проекта переустройства крыльца на входе в нежилое помещение, расположенное на 1-м этаже многоквартирного дома <адрес> (л.д. 114).
20 августа 2021 года Управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Череповца представленный проект переоборудования фасада здания по объекту: «Перепланировка и переустройство нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> согласован, при этом указано на необходимость выполнения работ при наличии письменного согласия правообладателей здания и земельного участка, в том числе собственников помещений в многоквартирном жилом доме (л.д. 115).
Не согласившись с указанием о необходимости выполнения работ по переоборудованию фасада нежилого помещения в соответствии с проектом «Перепланировка и переустройство нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> при наличии письменного согласия правообладателей здания и земельного участка, Гертней И.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать данное указание незаконным.
В обоснование требований указала, что переоборудование фасада нежилого помещения в соответствии с разработанным проектом согласовано в полном объеме, в связи с чем возложение на заказчика работ дополнительных обязанностей по получению письменного согласия правообладателей здания и земельного участка является незаконным. Кроме того, перестраиваемые в результате работ крыльцо, пандус и площадка для загрузки/выгрузки товара предназначены для обслуживания только нежилого помещения административного истца, поэтому данное имущество в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества собственников многоквартирного дома не входит, в связи с чем для производства таких работ согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 26 октября 2021 года требования Гертней И.Н. удовлетворены. Признано незаконным указание Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца в письме-согласовании от 20 августа 2021 года №... на необходимость проведения работ по переустройству и перепланировке нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, при наличии письменного согласия правообладателей здания и земельного участка, в том числе собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
В апелляционной жалобе Управление архитектуры и градостроительства мэрии г. Череповца ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что в соответствии с положениями статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации работы по изменению фасада многоквартирного дома, а также в части использования земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности, необходимо производить с согласия всех собственников общего имущества.
Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Череповца Черняева В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, будучи своевременно извещенными о дне и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, оснований для отмены и изменения судебного акта не находит.
В силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что указание Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Череповца на необходимость выполнения административным истцом работ по переоборудованию фасада здания с соответствии с проектом «Перепланировка и переустройство нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> при наличии письменного согласия правообладателей здания и земельного участка, в том числе собственников помещений в многоквартирном жилом доме, нарушает права административного истца и является незаконным.
Судебная коллегия с указанными выводами соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно пунктам 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на административного ответчика.
Как видно из материалов дела, на основании проекта «Перепланировка и переустройство нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца согласовало переоборудование фасада здания (л.д. 115).
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В силу пункта 2 части 2 статьи 45.1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 6.4.1 Правил благоустройства территории города Череповца, утвержденных Решением Череповецкой городской Думы от 31.10.2017 № 185 (далее - Правила благоустройства), архитектурное решение переоборудования фасадов зданий, строений, сооружений и временных объектов (далее - объект), устройства дополнительных входов, навесов, козырьков, изменения отдельных элементов фасадов и других отступлений от проекта, в соответствии с которым построен объект, выполняется на основании комплексного подхода к архитектурному облику всего объекта с учетом аналогичных архитектурных элементов, имеющихся на фасадах объектов, и возможно только по согласованию с управлением архитектуры и градостроительства мэрии.
Для получения согласования заинтересованное лицо представляет в управление архитектуры и градостроительства мэрии (на бумажном или электронном носителе): архитектурные решения переоборудования фасадов зданий, строений, сооружений и временных объектов, включающие фотофиксацию объекта, визуализацию объекта с учетом переоборудования, план объекта, цветовое решение фасадов объекта с указанием габаритных размеров, высотных отметок, материалов отделки фасадов, цвета (колера) материалов отделки; схему планировочной организации земельного участка (в случае, если при переоборудовании фасадов необходимо проведение работ на земельном участке). Схема планировочной организации земельного участка и архитектурные решения выполняются проектной организацией, имеющей свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, выданное саморегулируемой организацией. При подготовке документов, указанных в настоящем пункте Правил, для переоборудования фасадов временных объектов необходимо соблюдать архитектурные требования и типовые решения, утверждаемые постановлением мэрии города.
Рассмотрение обращения по согласованию архитектурного решения переоборудования фасадов объекта в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения в управлении архитектуры и градостроительства мэрии (пункт 6.4.2 Правил благоустройства).
Пунктами 6.4.3, 6.4.5, 6.4.6 Правил благоустройства определены условия, при которых осуществляются работы по переоборудованию фасадов объектов, в частности запрещается выполнение работ без проведения мероприятий, определенных пунктами 6.4.1, 6.4.2 Правил, без учета ограничений, установленных постановлением Правительства Вологодской области от 30 октября 2017 года № 960 «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения город Череповец». Работы по изменению существующего цветового решения фасадов объекта необходимо проводить при наличии паспорта фасада объекта капитального строительства.
В силу пункта 1.1 Положения об управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца, утвержденного Решением Череповецкой городской Думы от 01.12.2009 № 144 (далее – Положение об управлении архитектуры и градостроительства), Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца (является органом мэрии города Череповца с правами юридического лица, созданным для осуществления управленческих функций в области градостроительной деятельности в целях обеспечения благоприятной, доступной для всех категорий граждан городской среды, комфортной для жизнедеятельности и проживания.
Пунктом 3 вышеуказанного положения определено, что Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца осуществляет функции: по перспективному планированию территории города; по реализации документов территориального планирования с целью комплексного развития городской территории; по оказанию муниципальных услуг в сфере архитектуры и градостроительства; по предоставлению информации и исходно-разрешительной документации в целях архитектурно-строительного проектирования; по обеспечению деятельности коллегиальных органов в области градостроительства; по осуществлению мониторинга соблюдения требований, предъявляемых к внешнему архитектурному облику объектов и содержанию строительных площадок, расположенных на территории города.
Пунктом 4.11 Положения об управлении архитектуры и градостроительства управление уполномочено осуществлять согласование проекта (архитектурных решений и схемы планировочной организации земельного участка) при размещении временных объектов, объектов общественного благоустройства и малых архитектурных форм, а также в случаях переоборудования фасадов зданий, строений, сооружений и временных объектов; направлять требования и обращение с иском в суд о приведении в прежнее состояние территорий и объектов капитального строительства, временных объектов в случае самовольного выполнения вышеназванных работ.
Таким образом, согласование переоборудования фасада здания является самостоятельной административной процедурой, которая по своему содержанию не тождественна согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, осуществляемому в соответствии со статьями 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом, утвержденным постановлением мэрии г. Череповца от 21.09.2017 № 4442.
Согласование переоборудования фасада здания не освобождает административного истца при наличии предусмотренных законом оснований от обязанности по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, проводимых с соблюдением условий, предусмотренных жилищным и гражданским законодательством.
Оценив содержание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность административного органа по согласованию переоборудования фасада здания, судебная коллегия приходит к выводу, что при осуществлении данных полномочий Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца осуществляет проверку самого архитектурного решения, связанного с переоборудованием фасада здания, на предмет его соответствия архитектурным требованиям, Правилам благоустройства и типовым решениям, утверждаемым постановлением мэрии города.
По результатам проведенной проверки архитектурного решения Управление либо согласовывает переоборудование фасада здания в соответствии с представленным проектом, либо отказывает в его согласовании, при этом вышеназванные нормативные правовые акты не наделяют Управление архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца после выдачи соответствующего согласования полномочиями по выдаче предписаний (властно-распорядительных указаний), основанных на нормах жилищного и гражданского законодательства.
Само по себе наличие согласия правообладателей здания и земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, не отнесено Правилами благоустройства и другими нормативными правовыми актами к числу обязательных условий, необходимых для согласования переоборудования фасада здания.
Действительно, собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, приведенные апеллянтом в своей апелляционной жалобе нормы, устанавливающие правила пользования общим имуществом собственников многоквартирного дома, а также определяющие условия проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, не являлись предметом проверки административного ответчика при проведении административной процедуры по согласованию переоборудования фасада здания.
Юридически значимые факты, с которыми закон, связывает необходимость получения письменного согласия правообладателей здания и земельного участка, в том числе собственников помещений в многоквартирном жилом доме, не устанавливались административным органом в рамках административной процедуры по согласованию архитектурного решения, предусматривающего изменение архитектурного облика фасада здания.
Как указал представитель административного ответчика и следует из материалов дела, вопросы по контролю (надзору) за соблюдением положений пункта 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 36, пункта 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации не отнесены к компетенции Управления архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца при решении вопроса о согласовании переоборудования фасада здания, поэтому властное предписание (указание) о необходимости получения письменного согласия правообладателей здания и земельного участка для проведения соответствующих работ являлось незаконным, выходящим за пределы полномочий ответчика.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, входящих в состав главы 22 Кодекса, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Установив названные обстоятельства (условия), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных административных требований.
Правовых оснований для пересмотра выводов, к которым пришел суд, у судебной коллегии не имеется, поскольку они вытекают из всесторонней, полной и объективной оценки имеющихся в административном деле доказательств и правильного применения норм процессуального и материального права, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом приведенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не содержащей оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 26 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Череповца – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: