№ 2-10960/2021
УИД 24RS0048-01-2021-012590-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Каледа Д.О.,
с участием представителя истца – Поймановой Г.В., доверенность от 11.01.2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ужурского района Красноярского края к ГУФССП по Красноярскому краю, судебному приставу - исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Даниловой Елене Алексеевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ужурского района Красноярского края обратилась в суд с иском к ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по тем основаниям, что решением Ужурского районного суда Красноярского края от 08.05.2018 года на администрацию Ужурского района Красноярского края возложена обязанность обеспечить Романенко И.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры в городе Ужуре Ужурского района Красноярского края, благоустроенным применительно к условиям указанного населенного пункта, по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года№ 12-961 «О защите прав ребенка». Во исполнение указанного решения выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство № №-ИП от 16.08.2018 года, в рамках которого судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Даниловой Е.А. 13.09.2018 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - администрации Ужурского района Красноярского края, в размере 50 000 рублей, в связи неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Истец просит освободить администрацию Ужурского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по указанному постановлению, так как решение суда своевременно не исполнено по объективным причинам. Приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории которых относится взыскатель Романенко И.В., осуществляется за счет финансирования, поступающего из краевого бюджета, администрация Ужурского района Красноярского края является лишь получателем субвенций из бюджета Красноярского края. Администрация Ужурского района обращалась в Министерство образования Красноярского края с ходатайством о выделении финансирования для исполнения решения суда, после поступления денежных средств, в апреле 2021 года истцом проведен аукцион, приобретено жилое помещение для Романенко И.В., согласно акту приема-передачи данное жилое помещение передано Романенко И.В. 16.06.2021 года. Считает, что администрацией Ужурского района Красноярского края в пределах своих полномочий приняты все меры к исполнению решения суда, но решение не исполнено по объективным причинам.
Определением от 18.08.2021года к участию в деле в качестве соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Данилова Е.А.
Представитель истца – Пойманова Г.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2021 года, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП ИИДНХ по г. Красноярску Данилова Е.А., представитель ответчика - ГУФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав мнение представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате и времени судебного разбирательства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 2 указанной статьи, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пунктом 3 той же статьи закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу п. 7 той же статьи закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией города Ачинска Красноярского края.
Однако в соответствии со статей 4 вышеуказанного Закона Красноярского края, на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 24.12.2015) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями, на выполнение которых органы исполнительной власти края предоставляют бюджетам муниципальных районов финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. На полученные субвенции из краевого бюджета органами местного самоуправления приобретаются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, приобретение жилых помещений для указанной категории лиц осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных администрации муниципального образования.
По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела решением Ужурского районного суда Красноярского края от 08.05.2018 года на администрацию Ужурского района Красноярского края возложена обязанность обеспечить Романенко И.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда в виде жилого дома либо квартиры в городе Ужуре Ужурского района Красноярского края, благоустроенным применительно к условиям указанного населенного пункта, по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади жилого помещения 33 кв.м., с допусками, установленными п.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года№ 12-961 «О защите прав ребенка».
Во исполнение указанного судебного решения, выдан исполнительный лист серии ФС № №, на основании которого, 16.08.2018 года возбуждено исполнительное производство № №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д.15).
13.09.2018 года судебным приставом-исполнителем МОСП ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Даниловой Е.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Ужурского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, так как исполнительный документ в срок, предоставленный для добровольного исполнения не исполнен, доказательств подтверждающих уважительность причин неисполнения, должником не представлено (л.д.14).
Так, 08.02.2018 года между Министерством образования Красноярского края и администрацией муниципального образования города Ачинска заключено Соглашение № 52 «О взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрацией муниципального образования Ужурского района Красноярского края по реализации в 2018 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 31-33).
Согласно приложению к Соглашению № 52 от 08.02.2018 года, в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2018 году Министерством образования Красноярского края Романенко И.В. не включена (л.д. 34).
Определением Ужурского районного суда Красноярского края от 06.09.2018 года администрации Ужурского района Красноярского края предоставлена отсрочка исполнения решения Ужурского районного суда от 08.05.2018 года по иску прокурора Ужурского района Красноярского края, действующего в интересах Романенко И.В., к администрации Ужурского района Красноярского края о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда до 01.04.2019 года (л.д. 12-13).
При этом согласно соглашению № № от 02.02.2021 года о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации Ужурского района Красноярского края по реализации в 2021 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, администрации Ужурского района Красноярского края выделена субвенция в размере 38 872 490,84 рублей.
Согласно приложению к Соглашению № 52 от 02.02.2021 года, в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2021 году Министерством образования Красноярского края Романенко И.В. включена (л.д. 20).
Из акта приема-передачи жилого помещения от 16.06.2021 года следует, что Романенко И.В. приняла жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и ключи от него от заместителя главы г.Ужура Казанцева Ю.П. претензий к жилому помещению не имеет (л.д. 16).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что должник в силу объективных причин не имел реальной возможности исполнить решение Ужурского районного суда Красноярского края от 06.09.2018 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок, что свидетельствует об отсутствии его вины. Из материалов дела следует, что администрацией Ужурского района были приняты необходимые меры для исполнения судебного решения. Сразу после вступления решения суда в законную силу истец обращался в Министерство образования Красноярского края с просьбой о выделении денежных средств для исполнения судебного решения, однако, денежные средства на покупку жилья для Романенко И.В. выделены в 2018 году не были, впоследствии администрация Ужурского района обратилась в суд с заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которое было удовлетворено, после получения субвенций из краевого бюджета, администрацией Ужурского района приобретено жилое помещение для Романенко И.В. и передано последней 16.06.2021 года.
Таким образом, с учетом характера обязательств, в установленный судебным приставом-исполнителем срок, жилое помещение не могло быть предоставлено Романенко И.В. либо приобретено для него.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности освобождения администрации Ужурского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Ужурского района Красноярского края к ГУФССП по Красноярскому краю, судебному приставу - исполнителю МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Даниловой Елене Алексеевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.
Освободить администрацию Ужурского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению от 13.09.2018 года по исполнительному производству № №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Заверуха
Решение принято в окончательной форме 04.10.2021 года
Судья О.С. Заверуха