43RS0***-29
Дело ***а-556/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омутнинск 26 августа 2019 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Костина А.В.,
при секретаре Гудовских М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Омутнинского района Кировской области об оспаривании представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Песковское городское поселение Омутнинского района Кировской области (далее – администрация Песковского городского поселения, администрация) обратилась в суд с административным иском к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Омутнинского района Кировской области (далее – ОНДПР Омутнинского района), указав в его основании, что 17.04.2019 ОНДПР Омутнинского района проведена внеплановая выездная проверка на территории посёлка Песковка Омутнинского района Кировской области, о чём составлен акт проверки №38 от 17.04.2019. В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности: нарушены противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений (менее 50 метров). Не соответствуют расстояния от лесного массива до ряда строений на улицах Крестьянской, Набережной, Пионерской; нарушены противопожарные расстояния от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений (менее 15 метров). Не соответствуют расстояния от лесного массива до строений на территории садоводческих обществ Литейщик №1, Литейщик №2. ОНДПР Омутнинского района выдало администрации предписание №38/1/1-2 от 17.04.2019 и составило протокол об административном правонарушении №75 от 17.04.2019. Постановлением №75 глава администрации Песковского городского поселения Топоров А.С. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения. 25.04.2019 администрации Песковского городского поселения главным государственным инспектором Омутнинского района по пожарному надзору Невиницыным А.Н. было направлено представление №75 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в котором администрации предложено принять меры к устранению указанных причини и условий в течение одного месяца со дня его получения и письменно сообщить о принятых мерах. Все лесные насаждения на территории Песковского городского поселения принадлежат администрации на праве собственности и имеют статус городских лесов. Единственным решением для соблюдения предписания является вырубка лесных насаждений от границ застроек. В соответствии с п. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ городские леса относятся к защитным лесам, изменение границ лесопарковых зон, зелёных зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Вырубка лесов для выполнения требований предписания нарушит нормы ЛК РФ и природоохранного законодательства. В связи с изложенным администрация просит отменить представление ОНДПР Омутнинского района №75 от 25.04.2019.
В ходе судебного разбирательства представитель администрации Песковского городского поселения Топоров А.С. настаивал на удовлетворении административного иска. Пояснил, что в случае вырубки лесных насаждений может быть социальный взрыв, так как в зоне вырубки люди собирают грибы, находятся два ключа, которые жизненно необходимы для людей. Породы деревьев представляют особую ценность. В случае чрезвычайной ситуации всё будет убрано. Эта зона используется как лесопарковая. Проводятся мероприятия, патрулирование, инструктажи. Кроме того, необходимы средства, имеются кадровые и финансовые проблемы.
Представитель административного ответчика главный государственный инспектор Омутнинского района по пожарному надзору Невиницын А.Н. возражал против удовлетворения административного иска, представив письменные возражения, в которых сослался на требования свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а также СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Нарушения требований пожарной безопасности, указанные в акте и предписании, создавали и создают реальную угрозу пожара не только на объектах защиты пос. Песковка, но и создают угрозу гибели людей.
Также пояснил, что в случае пожара огонь перекинется на жилой сектор. Считает, что вырубка зоны в 50 м. не нанесёт ущерба окружающей среде, поскольку это необходимо для защитной полосы. Такая зона соблюдена в других поселениях района. Техники для тушения лесного пожара в пос. Песковка нет, она есть только в г. Омутнинске.
К участию в деле по ходатайству представителя административного истца в качестве заинтересованного лица привлечено министерство лесного хозяйства Кировской области, которое направило письменное ходатайство об исключении его из состава участников процесса, поскольку его полномочия распространяются только на территорию лесного фонда в Кировской области, а рассматриваемая в судебном процессе территория не относится к территории лесного фонда Омутнинского и иных лесничеств области.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, а также о предотвращении угрозы возникновения пожара; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений.
Согласно акту проверки №38 от 17.04.2019, проведённой ОНДПР Омутнинского района на территории пос. Песковка Омутнинского района Кировской области на основании распоряжения главного государственного инспектора Омутнинского района по пожарному надзору Невиницына А.Н. №38 от 28.03.2019 (л. 46-48), в ходе внеплановой проверки были установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1) противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений менее 50 метров. Не соответствуют расстояния от лесного массива до строений по ул. Крестьянская: д. 50 – 6,8 м., д. 63 – 13 м., д. 57а – 5,84 м., д. 36 – 19,9 м., д. 9 – 27,7 м.; ул. Набережная, д. 26 – 8 м., ул. Пионерская: д. 32 – 7,61 м., д. 38 – 6,5 м., д. 34 – 11,2 м.;
2) противопожарные расстояния от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений менее 15 метров. Не соответствуют расстояния от лесного массива до строений: на территории садоводческого общества Литейщик №1 – 10 м., на территории садоводческого общества Литейщик №2 – 12,6 и 8,96 м.
Установлено нарушение требований ч. 3 ст. 4, ч. 4 ст. 6, ст. 63 и ч. 2 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.14 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», а также п. 5* Приложения 1* «Противопожарные требования» к строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств;
б) на территориях лесничеств;
2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
В соответствии с п. 4.14 СП 4.13130 противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
В соответствии с п. 5* Приложения №1* к СНиП 2.07.01-89* расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м., а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м.
По итогам проверки администрации Песковского городского поселения выдано предписание №38/1/1-2 от 17.04.2019 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (л. 49-50), согласно которому необходимо устранить вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности.
Постановлением №75 о назначении административного наказания от 25.04.2019 глава администрации Песковского городского поселения Топоров А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения. Ему вменено нарушение вышеуказанных требований пожарной безопасности (л. 51-56).
Данных об оспаривании главой администрации Топоровым А.С. постановления не имеется.
Кроме того, главный государственный инспектор Омутнинского района по пожарному надзору Невиницын А.Н. внёс в администрацию Песковского городского поселения представление №75 от 25.04.2019 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в котором администрации предложено принять меры к устранению указанных причини и условий в течение одного месяца со дня его получения и письменно сообщить о принятых мерах (л. 20-21).
В ответе на представление от 17.05.2019 администрация сообщила, что произвести вырубку городских лесов на территории пгт. Песковка для соблюдения требований пожарной безопасности недопустимо, так как это приведёт к нарушению норм ЛК РФ и природоохранного законодательства (л. 31-32).
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за неисполнение которых установлена статьей 19.16 КоАП РФ), в случае если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам главы 30 КоАП РФ. Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 43:22:000000, расположенный по адресу: Кировская область, р-н Омутнинский, пгт. Песковка, площадью 10599958 +/- 360 кв.м., относится к землям населённых пунктов, с разрешённым использованием: охрана природных территорий, его граница состоит из 11 контуров. Он принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Песковское городское поселение (л. 22-24).
Как пояснил Топоров А.С., указанный земельный участок занят городскими лесами.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Статьей 6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено обеспечение пожарной безопасности городских и сельских поселений, городских округов.
В силу ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
На основании п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Песковское городское поселение к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения (л. 26-30).
В соответствии с ч. 4 ст. 4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции от 22.07.2009, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Суд приходит к мнению, что несоблюдение противопожарных расстояний между строениями и лесными насаждениями несёт в себе угрозу при возникновении пожара распространения огня на иные строения, что ведёт к угрозе жизни и здоровья людей, поэтому данное нарушение является существенным.
Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении, которым глава администрации Песковского городского поселения Топоров А.С. был признан виновным в вышеуказанных нарушениях, и предписание об устранении нарушений, не оспорены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Омутнинский районный суд.
Судья - А.В. Костин