копия
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
дело № 3-157/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2011 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
Председательствующего Зинченко И.Н.,
при секретаре Ускове Д.А.
С участием представителей заявителя, зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Москальченко О.В. - Глискова А.А., Ивановой О.Г.,
представителей заинтересованного лица, зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Супряги А.Н. – Рожковой А.В., Потемкиной И.А.,
представителя Избирательной комиссии Красноярского края – Полякова Д.К.
прокурора отдела прокуратуры Красноярского края – Назаркина В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление представителя заявителя, зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Москальченко О.В. - Глискова А.А., о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24 от 11 октября 2011 года № 7/20 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Супряга А.Н.»
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 30 августа 2011 года № Ч-6139П на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24 от 11 октября 2011 года № 7/20 Супряга А.Н., выдвинутый избирательным объединением - Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Красноярском крае, зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края по этому округу.
Представитель зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Москальченко О.В. - Глисков А.А., обратился в суд с заявлением об отмене указанного решения.
Заявленные требования мотивированы тем, что регистрация Супряги А.Н. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва произведена незаконно, поскольку, в нарушение положений пунктов 1, 16.2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон), пункта 3 статьи 24 Уставного закона Красноярского края от 21.04.2011 N 12-5778 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» (далее Уставный закон края) в окружную избирательную комиссию не было представлено решение Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Красноярском крае о выдвижении Супряги А.Н. в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания Красноярского края по данному избирательному округу, подача которого в срок не ранее, чем за 75 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования, в силу упомянутых выше положений федерального и краевого законодательства, является обязательной для всех кандидатов, выдвинутых политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов.
Указанное, по мнению заявителя, нарушает принцип равенства кандидатов, закрепленный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Представитель Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24 в судебное заседание не явился, председатель окружной избирательной комиссии представил суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие такого представителя, не выразив своего отношения к заявленным требованиям.
Заинтересованное лицо – Супряга А.Н., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть его при имеющейся явке.
В судебном заседании представители Москальченко О.В. - Глисков А.А. и Иванова О.Г., свои требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представители Супряги А.Н. - Рожкова А.В., Потемкина И.А., заявленные требования не признали, указывая на то, что, по их мнению, предоставление краевой избирательной комиссии решения регионального отделения политической партии о выдвижении списка кандидатов в депутаты органа государственной власти Красноярского края исключает необходимость возложения на отдельного кандидата из этого списка обязанности дополнительно представить в окружную избирательную комиссию такое же решение политической партии.
Представитель Избирательной комиссии Красноярского края Поляков Д.К. согласен с поданным заявлением.
Выслушав объяснения представителей заявителя - Глискова А.А. и Ивановой О.Г., представителей заинтересованного лица Супряги А.Н. - Рожковой А.В., Потемкиной И.А., представителя Избирательной комиссии Красноярского края – Полякова Д.К., исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании части 3 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
Право зарегистрированного по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24 кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Москальченко О.В. на обращение в суд с заявлением об отмене регистрации другого кандидата по тому же избирательному округу, а также соблюдение им сроков для подачи заявления об этом, предусмотренных частью 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Судом нарушения указанных норм процессуального закона при рассмотрении дела не выявлено, в связи с чем, заявленные требования подлежат разрешению по существу.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, в соответствии с решением от 27 сентября 2011 года конференции Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Красноярском крае, краевой список кандидатов которой, на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Законодательного Собрания края, допущен к распределению депутатских мандатов без сбора подписей избирателей, Супряга А.Н., в составе списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, был выдвинут в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24.
Из справки Избирательной комиссии Красноярского края от 29 сентября 2011 года о приеме документов следует, что соответствующее решение было сдано в эту комиссию, в числе иных документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, выдвинутых Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия», его уполномоченными представителями.
Решением избирательной комиссии Красноярского края № 13/122-6 от 1 октября 2011 года представленный список кандидатов был заверен и, вместе с решением избирательной комиссии об этом, направлен в окружные избирательные комиссии Красноярского края.
При этом, Избирательная комиссия Красноярского края, в силу полномочий, установленных пунктом 16 статьи 23 Уставного закона края, была обязана произвести оценку законности решения конференции Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Красноярском крае и его соответствия требованиям, установленным Федеральными законами «О политических партиях» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На день принятия оспариваемого решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24 от 11 октября 2011 года № 7/20 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва Супряга А.Н.» решение Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Красноярском крае о выдвижении Супряги А.Н. в качестве кандидата в депутаты Законодательного собрания Красноярского края по данному избирательному округу никем, в том числе, и кандидатом в депутаты Супрягой А.Н., в окружную избирательную комиссию не представлялось. Вместе с тем, последним, была сдана не обязательная для подачи копия списка кандидатов, выдвинутых в депутаты Законодательного собрания Красноярского края по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам, заверенная Избирательной комиссией Красноярского края.
В соответствии с исследованной в судебном заседании справкой о сдаче Супрягой А.Н. в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания края, их перечень соответствует перечню документов, установленному пунктом 18 статьи 23 Уставного закона края для регистрации кандидатов, чье выдвижение осуществляется политическими партиями, допущенными к распределению депутатских мандатов, они поданы кандидатом в депутаты в установленные сроки.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи.
Пунктом 16.2 статьи 38 Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями политических партий, список кандидатов которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти этого субъекта Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, в порядке, установленном федеральным законом.
Обязанность предоставления решения регионального отделения политической партии о выдвижении списка кандидатов в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации того или иного уровня детально урегулирована следующими нормами Федерального закона.
Так, в соответствии с пунктом 14.1. статьи 35 Федерального закона, в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию соответствующие документы, в том числе, решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Пункт 14 статьи 23 Уставного закона края содержит в себе аналогичные положения.
На основании пункта 14.5. статьи 35 Федерального закона, обязанность предоставления в окружные избирательные комиссии решения политической партии о выдвижении кандидатов по соответствующему одномандатному (двухмандатному) избирательному округу при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам установлена только в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Организующей выборы депутатов Законодательного Собрания Красноярского края избирательной комиссией, в силу подпункта «а» пункта 2 статьи 13 Уставного закона края, является Избирательная комиссия Красноярского края.
Обязанность принятия решения о заверении Избирательной комиссией Красноярского края списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (двухмандатным) избирательным округам края, либо об отказе в его заверении, предусмотрена пунктом 16 статьи 23 Уставного закона края.
В силу пункта 2 статьи 12 Уставного закона края, Избирательная комиссия Красноярского края является вышестоящей для окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Перечень документов, подлежащих сдаче в окружные избирательные комиссии края, а также объем полномочий окружных избирательных комиссий по их проверке урегулированы пунктами 18, 23 статьи 23 Уставного закона края, которыми обязательность сдачи в окружную избирательную комиссию решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов, а также возможность проверки такой избирательной комиссией соответствия этого решения нормам федерального, законодательства, при принятии решения о регистрации кандидата, не предусмотрена.
Требования заявителя об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края Супряги А.Н. основаны на интерпретации положений пункта 3 статьи 24 Уставного закона края, в соответствии с которым регистрация кандидата, краевого списка кандидатов, выдвинутых региональным отделением политической партии, краевой список кандидатов которой, на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Законодательного Собрания края, допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, краевого списка кандидатов, принятого политической партией или ее региональным отделением в порядке, установленном федеральным законом, при его представлении в соответствующую избирательную комиссию в сроки, установленные соответственно пунктами 1 и 2 статьи 26 настоящего Уставного закона (то есть не ранее, чем за 75 дней и не позднее, чем за 45 дней до дня голосования).
Следовательно, по мнению заявителя, решение о выдвижении кандидата, краевого списка кандидатов, принятое Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Красноярском крае, помимо Избирательной комиссии Красноярского края, подлежало обязательному представлению и в Окружную избирательную по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24 в установленные пунктами 1 и 2 статьи 26 Уставного закона края сроки.
Суд не может согласиться с предложенным толкованием этой правовой нормы, поскольку, предметом регулирования указанной статьи Уставного закона края являются возможные формы поддержки (обеспечения) выдвижения кандидатов, краевых списков кандидатов в зависимости от их способа (путем сбора подписей избирателей или без таковой), то есть, порядок и правила выдвижения кандидатов, а не порядок и условия их последующей регистрации и перечень необходимых для этого документов.
То обстоятельство, что пункт 3 статьи 24 Уставного закона края, со ссылкой на пункты 1 и 2 статьи 26 этого же закона, устанавливает иные сроки предоставления решения избирательного объединения о выдвижении списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию, чем они установлены пунктом 14 статьи 23 Уставного закона края (не позднее чем через 30 дней после публикации решения о назначении выборов депутатов Законодательного Собрания) не имеет правового значения при разрешении настоящего дела, поскольку, статья 23 Уставного закона края по отношению к статье 24 этого же закона является специальной, наряду с вышеприведенными взаимосвязанными положениями пунктов 14.1, 14.5 статьи 35 Федерального закона, прямо регулирующей уровень соответствующей избирательной комиссии, в которую подается решение избирательного объединения о выдвижении кандидата в составе списка и сроки его подачи.
Необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания края Супряги А.Н. решение избирательного объединения об его выдвижении в составе списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам края, на день его регистрации, имелось в распоряжении соответствующей компетентной избирательной комиссии – Избирательной комиссии Красноярского края и было ею проверено, в связи с чем, суд не усматривает нарушения принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона, в связи с не предоставлением такого решения в отношении кандидата Супряги А.Н. в окружную избирательную комиссию.
При рассмотрении дела, обстоятельств, подлежащих установлению в соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в независимости от доводов, изложенных в заявлении, которые могли бы свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Красноярского края второго созыва по Эвенкийскому двухмандатному избирательному округу № 24 и повлечь за собой его отмену по иным основаниям, не выявлено.
В соответствии с частью 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемое решение избирательной комиссии является законным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199, 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 24 ░░ 11 ░░░░░░░ 2011 ░░░░ № 7/20 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.», ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ /░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░/ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 17.11.2011 ░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░