Дело № 2а-121/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Крапивинский районный суд Кемеровской области
В составе председательствующего Иванова С.В.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в пгт. Крапивинский 04.04.2018 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Крапивинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мельковского сельского поселения в лице главы Мельковского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Крапивинского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мельковского сельского поселения в лице главы Мельковского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Крапивинского района на основании поступившего задания прокуратуры Кемеровской области, в.. г. проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Крапивинского муниципального района требований земельного законодательства по организации и содержанию мест захоронения.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района Кемеровской области расположено 3 действующих общественных кладбища:..
В то же время проведенной проверкой установлено, что земельные участки под местами погребения (кладбищами), находящимися.. не постановлены на государственный кадастровый учет, право на вышеуказанные земельные участки не зарегистрировано.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, согласно п. 22 ч. 1 ст. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского поселения.
Однако, в соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ № 131, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений.
Законом Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» за сельскими поселениями закреплены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В соответствии с Уставом Мельковского сельского поселения Крапивинского района, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, также отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения.
В силу ч. 1, 4 ст. 16 ФЗ № 8 выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 17 ФЗ № 8 деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения безопасности населения, и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования -санитарно-защитная зона, которая по своему функциональному значению является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, исходя из их санитарной классификации.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74, сельские кладбища по своей классификации, относятся к КЛАССу V - с санитарно-защитной зоной 50 метров.
Как следует из ч. 4 ст. 17 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что объектами земельных отношений являются земельные участки.
При этом, удостоверение границ земельного участка осуществляется путем реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», в котором под землеустройством понимается проведение мероприятии по изучению состояния земель, планированию и организации мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков.
В силу ч. 4, ч. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Согласно ст. 37 ФЗ № 221-ФЗ, результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в ст. 32 данного федерального закона, или работника юридического лица, указанного в ст. 33 федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В свою очередь, в соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 118-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ, в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Таким образом, в силу положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О кадастровой деятельности», Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет, куда вносятся сведения о характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровом номере и дате его присвоения, описание местоположения границ объекта недвижимости, его площадь, категория земель, к которой отнесен земельный участок, а также вид разрешенного использования.
По результатам проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм земельные участки под местами погребения (кладбищами) не постановлены на государственный кадастровый учет, право на вышеуказанные земельные участки не зарегистрировано, в связи с чем,.. г. прокурором района главе Мельковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно поступившего из администрации Мельковского сельского поселения ответа, представление прокуратуры района администрацией Мельковского сельского поселения признано обоснованным, глава Мельковского сельскою поселения обязался устранить выявленные прокуратурой района нарушения.
Однако, прокуратурой района.. г., с целью проверки исполнения требований, изложенных в представлении, в администрацию Мельковского сельского поселения Крапивинского муниципального района направлено требование о предоставлении информации о мерах принятых по устранению выявленных нарушений.
Согласно ответа от.. г., поступившего от главы Мельковского сельского поселения Д. следует, до настоящего времени работы по поставке па кадастровый учет земельных участков па территории Мельковского сельского поселения, на которых расположены кладбища не проведены, меры к государственной регистрации права на указанные земельные участки не приняты, более того, денежные средства для проведения указанных работ, в бюджет на.. год не заложены.
В соответствии с требованиями ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, в защиту прав и свобод интересов граждан.
Длительное бездействие администрации Мельковского сельского поселения, выразившиеся в непринятии мер к оформлению в муниципальную собственность земельных участков, запятых общественными кладбищами, а также непринятие мер к проведению в отношении данных земельных участков землеустроительных и кадастровых работ приводит к препятствиям по осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, что в свою очередь может вызвать нарушение санитарных и экологических норм и правил, и как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека, что служит нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающею среду.
Также, вследствие не определения четких границ кладбища, отсутствия сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на право собственности па земельный участок, межевания земельного участка, на котором находятся места захоронения Мельковского сельского поселения, невозможно определить размер земельного участка, что так же является нарушением, (согласно ч. 5 ст. 16 ФЗ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", определяющей, что размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров), сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, в том числе, за счет земель сельскохозяйственного назначения, а также приводит к нарушению прав жителей Мельковского сельского поселения Крапивинского района на организацию и благоустройство территорий кладбищ.
В связи с чем, прокуратура района полагает необходимым установить конкретный срок для устранения выявленных нарушений, выразившихся в не постановке на кадастровый учет земельных участков на территории Мельковского сельского поселения, на которых расположены кладбища, а также в непринятии мер к государственной регистрации нрава на указанные земельные участки.
Прокурору о бездействии органа местного самоуправления стало известно.. г. при поступлении в прокуратуру района информации из администрации Мельковского сельского поселения.
Просит признать незаконным бездействие администрации Мельковского сельского поселения по организации мест захоронения, обязать администрацию Мельковского сельского поселения Крапивинского района Кемеровской области поставить на кадастровый учет земельные участки на территории Мельковского сельского поселения, на которых расположены кладбища, принять меры к государственной регистрации права на указанные земельные участки, установив ответчику срок для исполнения решения суда.
Определением Крапивинского районного суда от.. г. административное исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощенного (письменного) производства.
В установленный судом срок возражения ответчика против рассмотрения дела в порядке упрощённого (письменного) производства суду не представлены.
Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 г. № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации введён в действие с 15.09.2015 г., за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действие.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Крапивинского района, установлено, что в нарушение п. 22 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Кемеровской области от 17.11.2014 г. № 109-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями», Устава Мельковского сельского поселения Крапивинского района, ч. 1 ст. 4, ч. 1, 4 ст. 16, ч. 1, 3, 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 6, 70 ЗК РФ, ч. 4, части 4.1, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ № 118 «О государственной регистрации недвижимости», земельные участки под местами погребения (кладбищами) не постановлены на государственный кадастровый учет, право на вышеуказанные земельные участки не зарегистрировано.
.. г. прокурором района главе Мельковского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д. 9-14).
Представление от.. г. главой Мельковского сельского поселения не оспаривалось, незаконным, как в целом, так и в части, не признавалось.
Из ответа главы администрации Мельковского сельского поселения №.. от.. г. следует, что в связи отсутствуем финансовой возможности создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Мельковского сельского поселения, принято решение по созданию соответствующей службы путем наделения хозяйствующего субъекта статусом специализированной службы на конкурсной основе. В настоящее время разрабатывается конкурсная документация по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Мельковского сельского поселения. Торги по определению специализированной службы будут объявлены в.. году. Земельные участки под местами погребения (кладбищами).. будут поставлены на кадастровый учет в.. году (л.д. 15).
Из объяснений главы Мельковского сельского поселения №.. от.. г. следует, что кадастровые работы в отношении земельных участков, отведенных под местами погребения (кладбища) в.. будут проведены в.. году. В связи с отсутствием финансовой возможности проведения кадастровых работ за счет бюджета Мельковского сельского поселения, выполнение данных работ будет проведено за счет средств бюджета района (л.д. 16).
Прокурору района о бездействии органа местного самоуправления стало известно.. г. г. при поступлении в прокуратуру Крапивинского района информации из администрации Мельковского сельского поселения.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод, законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Административное исковое заявление было принято судом Крапивинским районным судом.. г., что подтверждается штампом с указанием номера входящего документа (л.д. 3).
Таким образом, административным истцом не пропущен установленный законодательством срок обращения с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрении по существу.
Изучив материалы дела, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд считает возможным установить срок устранения нарушений до.. г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 218, ст. 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Крапивинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского района, в лице главы Мельковского сельского поселения, о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мельковского сельского поселения Крапивинского района, в лице главы Мельковского сельского поселения, выразившееся в принятии мер к постановке на кадастровый учет земельных участков на территории Мельковского сельского поселения, на которых расположены кладбища, в не принятии мер к государственной регистрации права на указанные земельные участки.
Обязать администрацию Мельковского сельского поселения принять меры к постановке на кадастровый учет земельных участков на территории Мельковского сельского поселения, на которых расположены кладбища, принять меры к государственной регистрации права на указанные земельные участки, установив административному ответчику срок для совершения указанных действий до.. года.
В соответствии с положениями статьи 294 КАС РФ решение, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: С.В. Иванов