Дело № 2-63/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2018 года г. Спасск-Дальний
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Печенко Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Щербатюк О.С.,
с участием истца Борзаница А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борзаница А.Д. к в/ч № филиалу № ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» о признании права на компенсационную выплату, взыскании компенсационной выплаты, -
У С Т А Н О В И Л:
Борзаница А.Д. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование исковых требований указал, что он работает в войсковой части №отдел хранения авиационно-технического имущества, на котором хранятся также вооружение и боеприпасы) в должности начальника группы команды ВОХР. На финансовом обеспечении по заработной плате гражданского персонала войсковая часть № состоит в Филиале № ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>». В составе караула по охране материальных ценностей, в том числе вооружения и боеприпасов, он исполняет обязанности начальника караула. С ДД.ММ.ГГГГ ему не выплачивается входящая в состав заработной платы компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере № % за хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, чем нарушаются его трудовые права.
В соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ (утв. приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке): по должностям гражданского персонала ведомственной охраны - в размере № %.
При этом к арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименования, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей организаций.
Решение о прекращении выплаты войсковая часть № обосновывает разъяснениями заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года№, согласно которым работники, занятые организацией и обеспечением деятельности подразделений ведомственной охраны Министерства обороны РФ, а также другими функциями, не связанными с охраной вооружения и боеприпасов, права на указанную выплату не имеют.
В свою очередь Филиал № Ф'КУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» сообщает об отсутствии по тем же основаниям прав на получение этой выплаты у начальников команд ВОХР, их заместителей, начальников групп и отделений, начальников караулов и контролеров контрольно-пропускных пунктов.
Вместе с тем в соответствии с п.п. 19, 23 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны РФ (утв. приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) для охраны и защиты объектов из работников военизированных подразделений назначаются караулы ведомственной охраны. Караулом ведомственной охраны называется вооруженное подразделение работников ведомственной охраны, назначенное для охраны особо важных и режимных объектов, их защиты от противоправных действий, а также для обеспечения на них пропускного режима. В состав караула назначаются: начальник караула, помощник начальника караула, помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны, помощник начальника караула по применению караульных собак, караульные, водители транспортных средств.
Таким образом, охрана объектов, а значит и хранящихся на них вооружения и боеприпасов, возложена на весь состав караула вневедомственной охраны, в том числе на начальника караула. Просит взыскать с войсковой части № и Филиала № ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по <адрес>» в его пользу заработную плату в виде компенсационной выплаты к должностному окладу (тарифной ставке) в размере № % за хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов.
Истец Борзаница А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит признать за ним право на компенсационную выплату и взыскать с ответчика компенсационную выплату с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в размере <сумма 1>.
Представитель ответчика – филиала № ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» по доверенности Спорыхин С.М., извещенный о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду письменное возражение, в котором просит отказать в удовлетворении требований Борзаница А.Д. в полном объеме, рассмотреть дело без его участия. В возражении указал, что в соответствии с условиями заключенного трудового договора в состав заработной платы входят выплаты компенсационного характера за учет, хранение, выдачу и охрану вооружений и боеприпасов в размере №% от должностного оклада. Указанная компенсационная выплата предусмотрена п.17 Приложения № приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктом 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, работникам из числа гражданского персонала арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, занимающим должности военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата в размере №% к должностному окладу (тарифной ставке). Из содержания пункта 17 Положения следует, что для начисления указанной надбавки гражданскому персоналу требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположение и предназначенность объекта.
Доводы истца о нарушении условий заключенного трудового договора в связи с прекращением выплаты оспариваемой компенсационной выплаты, следует признать несостоятельными по следующим основаниям.
Система оплаты труда истца установлена вышеуказанным Положением, пунктом 17 которого предусмотрена компенсационная выплата в размере №% к должностному окладу. Сам факт указания в трудовом договоре истца на данную компенсационную выплату не является основанием для ее выплаты в бесспорном порядке на постоянной основе, а устанавливает право на её получение при соблюдении условий, установленных указанной правовой нормой.
Как указывалось выше для выплаты работнику указанной выплаты необходимо соблюдение следующих условий: работник занимает штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов.
Кроме того анализ пункта 17 Положения позволяет сделать вывод, что в нем говорится о тех же вооружении и боеприпасах, охраняемых часовыми из числа ВОХР, приемом, хранением, выдачей которых заняты заведующий хранилищем, заведующий складом или кладовщик, т.е. хранящихся на поименованных особо важных объектах, для охраны и защиты которых назначается караул.
Таким образом, пунктом 17 Положения не предусмотрено установление компенсационной выплаты лицам, за которыми установленным порядком закреплено стрелковое оружие и боеприпасы к нему, которое им выдается при заступлении на суточное дежурство, а также обеспечивают сохранность указанного оружия и боеприпасов.
При таких обстоятельствах, следует прийти к выводу, что вышеуказанная компенсационная выплата за получение и охрану стрелкового оружия и боеприпасов к нему, выдаваемых ему для осуществления пропускного режима на объект, находящийся под охраной караула, производиться не может.
Положениями ст. ст. 21, 129, 132 Трудового кодекса РФ определено, что работник имеет право на заработную плату, размер которой непосредственно связан с квалификацией работника, сложностью, количеством и качеством затраченного труда, условиями выполняемой работы. Статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным Министром обороны Российской Федерации филиал № Управления финансового обеспечения по <адрес> был создан в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Войсковая часть № зачислена на финансовое обслуживание с ДД.ММ.ГГГГ, договор №. Принимая во внимание, что в соответствии с п.2.2 договора на обслуживание Учреждение имеет право возврата без исполнения документов, представленных Заказчиком с нарушением требования законодательства РФ, с указанием причин возврата. Учреждением приказ командира войсковой части № в части выплаты Борзаница А.Д. оспариваемой компенсационной выплаты был принят к исполнению, а с первого ДД.ММ.ГГГГ года выплата была прекращена, так как приказ не соответствовал закону и в силу законодательства является ничтожным и не подлежащим применению.
Приказы командира войсковой части № в части выплаты Борзаница А.Д. оспариваемой компенсационной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ года не издавались. Сам командир войсковой части прекратил выплату данной компенсационной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ приказом от ДД.ММ.ГГГГ№.
На обращение командира войсковой части о начислении компенсационной выплаты, за исх. от ДД.ММ.ГГГГ № был дан ответ, что выплата производится только тому гражданскому персоналу, который непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов. Должность начальника группы не подразумевает такие работы. Просит отказать в иске в полном объеме.
Представитель ответчика – войсковой части № Корнеев С.Г. в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело без его участия. Просит исковые требования удовлетворить. В предварительном судебном заседании Корнеев С.Г. пояснил, что согласен с исковыми требованиями. ДД.ММ.ГГГГ от начальника филиала № Г.И. пришло письмо, о том что начальник караула не относится к лицам по охране вооружения и боеприпасов и защите объектов вооружения. Г.И. разъяснила, что компенсационная выплата в размере №% от должностного оклада устанавливается гражданскому персоналу подразделения ВОХР, непосредственно занятому охраной вооружений и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения, т.е., что начальники групп отделений охрану складов не осуществляют, поэтому им доплата не положена. После этого письма, он посоветовал истцу обратиться в суд для восстановления своих прав, предусмотренных приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласен с иском, так как истец осуществляет охрану вооружения и боеприпасов.
Суд, выслушав истца, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583» утверждено «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» (Приложение №), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
В соответствии с п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов установлена компенсационная выплата к должностному окладу. По должности гражданского персонала военизированной охраны – №%.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
В судебном заседании установлено, что назначение войсковой части № (арсенала) заключается в охране вооружения и боеприпасов.
Согласно Трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к нему и приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Борзаница А.Д. осуществляет трудовую деятельность в войсковой части № в должности начальника группы команды ВОХР.
Как следует из Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 541, под работниками, непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности ВОХР и выполняющие должностные обязанности на постах в карауле.
Согласно Приложения № к коллективному договору в/ч № на ДД.ММ.ГГГГ г.г., утвержден Перечень увеличения должностных окладов работникам гражданского персонала войсковой части №, занятого непосредственно приемом, выдачей, хранением и охраной вооружения и боеприпасов, согласно приказа МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Надбавка к должностному окладу начальнику команды ВОХР составляет №%. Каких-либо изменений в данный документ не вносилось.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
К материалам дела приобщен приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, командира войсковой части о прекращении выплаты компенсации с ДД.ММ.ГГГГ, однако, в силу ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Договором на обслуживание № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что финансово-экономическое обеспечение войсковой части № и других воинских частей (подразделений), состоящих при ней на обеспечении, в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации, осуществляет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>».
Филиал № Управления финансового обеспечения по <адрес> создан для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации.
В подтверждение обоснованности заявленных требований, истцом суду представлены: постовая ведомость, содержащая записи о допуске в караульное помещение, к охраняемым объектам и подписи начальника караула и лиц, допущенных к вскрытию хранилищ; ведомость закрепления оружия и боеприпасов за личным составом караула ВОХР; ведомость выдачи оружия личному составу караула; ведомость учета докладов от часовых.
Анализируя представленные в совокупности доказательства, принимая во внимание, что истец относится к гражданскому персоналу войсковой части № непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, доказательств обратного ответчиками не представлено, суд приходит к выводу, что он имеет право на получение компенсационных выплат в соответствии с п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании Приложения № к коллективному договору в/ч №5ДД.ММ.ГГГГ г.г..
При таких обстоятельствах, с филиала № ФКУ «УФО Министерства обороны РФ по <адрес>» в пользу истца подлежит взысканию задолженность по компенсационной надбавке, которая составляла сумму <сумма 2>. в месяц, образовавшейся за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <сумма 1>.
Поскольку истец был освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с филиала № ФКУ «УФО Министерства обороны РФ по <адрес>» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части иска, исходя из требований имущественного характера в размере <сумма 3>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Борзаница А.Д. удовлетворить.
Признать за Борзаница А.Д. право на получение компенсационной надбавки за хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов.
Взыскать с филиала № ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу Борзаница А.Д. компенсационную надбавку за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в размере <сумма 1>
Взыскать с филиала № ФКУ «УФО Министерства обороны РФ по <адрес>» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <сумма 3>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.
Судья Л.Г.Печенко