Решение по делу № 33-5236/2023 от 11.09.2023

К И Р О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 17 октября 2023 года по делу № 33-5236/2023

Судья Рыбаков Н.Ю. дело № 2-2/238/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Шерстенниковой Е.Н. и Митяниной И.Л.,

при секретаре Страбыкине Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 17 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Слободского районного суда Кировской области от 07 июля 2023 года, которым постановлено:

Иск прокурора Белохолуницкого района Кировской области – удовлетворить частично.

Обязать министерство лесного хозяйства Кировской области ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на земельных участках с географическими координатами:

- , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области;

- , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества <адрес>.

Установить министерству лесного хозяйства Кировской области срок для выполнения вышеуказанных действий – в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В иске к муниципальному образованию «Белохолуницкое городское поселение Белохолуницкого района Кировской области» в лице администрации Белохолуницкого городского поселения – отказать.

Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Белохолуницкого района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц министерству лесного хозяйства Кировской области, муниципальному образованию «Белохолуницкое городское поселение Белохолуницкого района Кировской области» в лице администрации Белохолуницкого городского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов. Указал, что прокуратурой Белохолуницкого района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в части ликвидации несанкционированных свалок, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества (географические координаты ) на площади 40 кв.м., выявлено несанкционированное размещение отходов объемом 10 куб.м. На свалке располагаются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (ФККО 7 31 110 01 72 4, IV класса опасности). Также, установлено, что на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого участкового лесничеств Белохолуницкого лесничества (географические координаты ) на площади 20 кв.м., выявлено несанкционированное размещение отходов объемом 10 куб.м. На свалке располагаются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (ФККО 7 31 110 01 72 4, IV класса опасности. Указанные земельные участки, на которых обнаружены - несанкционированные свалки, относятся к землям государственного лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации: является федеральной собственностью. Поскольку несанкционированные свалки выявлены на земельном участке лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, не переданным по договору аренды, они подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса; государственные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений на территории Кировской области, переданные субъекту Российской Федерации - Кировской области, подлежат исполнению министерством лесного хозяйства Кировской области.

Уточнив требования, истец просит ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на земельных участках с географическими координатами:

- , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области;

- , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе министерство лесного хозяйства Кировской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. Указывает, что перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.08.2019 № 529 и является исчерпывающим. Указанный перечень не содержит в себе мероприятий, в ходе выполнения которых возможно осуществить ликвидацию несанкционированных свалок на территории лесного фонда. Таким образом, финансирование на организацию и выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории лесного фонда не предусмотрено. В связи с отнесением деятельности по сбору, транспортировке и утилизации отходов к лицензионным видам деятельности, выполнение министерством указанных работ без привлечения подрядных организаций невозможно. Обязанность администрации муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области по утилизации и переработке бытовых отходов населения закреплена в п. 13 ст. 8 Устава муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области. Полагает, что министерство не является причинителем вреда окружающей среде, поскольку отсутствуют правовые основания для возложения на министерство обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. Кроме того, судом установлено, что на свалках располагаются отходы из жилищ, что подтверждает, что данные отходы образованы не в ходе реализации полномочий министерства в области лесных отношений, а именно, в ходе организации и осуществления использования лесов. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Белохолуницкого городского поселения. Суд не учел довода министерства о том, что мероприятия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на земельных участках лесного фонда не предусмотрены лесным законодательством, как мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и отнес ликвидацию несанкционированных свалок к санитарно-оздоровительным мероприятиям по очистке леса. Полагает, что возложение на министерство обязанности по ликвидации несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса является незаконным. Кроме того, в решении не указан объем доходов, подлежащих ликвидации.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Белохолуницкого района Кировской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ответчика министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности Назимова Е.А. в суде апелляционной инстанции настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Прокурор Новикова И.В. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя ответчика министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности Назимовой Е.А., прокурора Новиковой И.В., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из дела видно, что согласно справке от <дата> , старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Никитиным А.В. совместно с прокурором Белохолуницкого района Кировской области <дата> проведен осмотр земельных участков, расположенных на территории МО Белохолуницкое городское поселение, в ходе которого установлено наличие свалки бытовых отходов в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества, географические координаты свалки , кадастровый номер земельного участка , площадь, занимаемая свалкой, составляет не менее 40кв.м., общий объем отходов не менее 10 кв.м., на свалке располагаются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724 - IV класс опасности). Также установлено наличие свалки бытовых отходов в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества, географические координаты свалки , кадастровый номер земельного участка , площадь, занимаемая свалкой, составляет не менее 20 кв.м., общий объем отходов не менее 10 кв.м., на свалке располагаются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724 - IV класс опасности). Отходы расположены на земле навалом, в отсутствие искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков. Приложением к справке являются фототаблица.

Согласно акту совместного патрулирования лесов от <дата> лесничим Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области Тетериным А.А. совместно с прокурором Белохолуницкого района Кировской области проведено патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого выявлены нарушения лесного законодательства, а именно в квартале выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества обнаружена незаконная свалка бытовых и старых строительных отходов на площади 40 кв.м., а также в квартале выдела Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества обнаружена незаконная свалка бытовых и старых строительных отходов на площади 20 кв.м., приложением к акту являются схема мест расположения свалок, фототаблица, схема движения по маршруту патрулирования.

Земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки, относятся к землям государственного лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью. Сведений о том, что земельные участки переданы кому-либо в аренду или пользование материалы дела не содержат.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования к министерству лесного хозяйства Кировской области, суд первой инстанции, руководствовался ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 8, 60.12, 83 Лесного кодекса РФ, ст. 214 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 №145/167, установил факт нарушения ответчиком требований вышеуказанных правовых норм в виде ненадлежащего исполнения обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок, наличие указанных свалок на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное пользование, и пришел к выводу, что обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия, организации несанкционированных свалок в части земель, входящих в состав лесного фонда, законом возложена на министерство лесного хозяйства Кировской области, в связи с чем, обязал министерство лесного хозяйства Кировской области ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на земельных участках с географическими координатами - , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области; - , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области; в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия находит выводы суда основанными на законе и материалах дела.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Ответчик оспаривает обязанность по устранению загрязнений земельного участка, поскольку выявленные свалки являются отходами жизнедеятельности человека, ликвидация которых является обязанностью администрации Белохолуницкого городского поселения.

Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и отмену принятого решения не влекут.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

На основании п. 4 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность по по содержанию земельных участков, в том числе по ликвидации расположенных на них свалок ТКО, несут собственники участков.

В ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. За участки, расположенные на территории городского поселения, отвечают органы местного самоуправления такого поселения, которые, среди прочего, несут обязанности по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Поскольку свалки обнаружены на земельных участках, входящих в состав лесного фонда, требования прокурора к министерству лесного хозяйства Кировской области удовлетворены правильно.

Ссылки в жалобе, что мероприятия по ликвидации лесных свалок не относятся к мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов (санитарно-оздоровительным мероприятиям по очистке леса) и не могли быть возложены на министерство лесного хозяйства Кировской области, основанием для отмены принятого решения не являются.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

Органы государственной власти согласно части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 83, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 №145/16, министерство лесного хозяйства Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере лесных отношений и лесной промышленности.

Пунктом 2.1 Положения о министерстве на министерство лесного хозяйства Кировской области возложена государственная функция «управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов», министерство является центром ответственности за ее исполнение.

Учитывая, что несанкционированные свалки выявлены на земельных участках лесного фонда, не переданных в аренду или иное пользование, санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке леса на таких участках относятся к государственным полномочиям Российской Федерации в сфере лесных отношений и переданы субъекту Российской Федерации – Кировская область, суд пришел к обоснованному у выводу о том, что министерство лесного хозяйства Кировской области является надлежащим ответчиком по делу.

Доводы апелляционной жалобы, что в решении отсутствует указание на объем отходов, подлежащих ликвидации, отмену правильного по существу решения не влекут, и не препятствуют разрешению данного вопроса на стадии исполнения судебного акта.

В связи с изложенным, судебная коллегия оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает и приходит к выводу о том, что решение районного суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Слободского районного суда Кировской области от 07 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 24.10.2023.

К И Р О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 17 октября 2023 года по делу № 33-5236/2023

Судья Рыбаков Н.Ю. дело № 2-2/238/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Шерстенниковой Е.Н. и Митяниной И.Л.,

при секретаре Страбыкине Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 17 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Слободского районного суда Кировской области от 07 июля 2023 года, которым постановлено:

Иск прокурора Белохолуницкого района Кировской области – удовлетворить частично.

Обязать министерство лесного хозяйства Кировской области ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на земельных участках с географическими координатами:

- , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области;

- , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества <адрес>.

Установить министерству лесного хозяйства Кировской области срок для выполнения вышеуказанных действий – в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В иске к муниципальному образованию «Белохолуницкое городское поселение Белохолуницкого района Кировской области» в лице администрации Белохолуницкого городского поселения – отказать.

Заслушав доклад судьи Шерстенниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Белохолуницкого района Кировской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц министерству лесного хозяйства Кировской области, муниципальному образованию «Белохолуницкое городское поселение Белохолуницкого района Кировской области» в лице администрации Белохолуницкого городского поселения о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные места размещения отходов. Указал, что прокуратурой Белохолуницкого района проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в части ликвидации несанкционированных свалок, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества (географические координаты ) на площади 40 кв.м., выявлено несанкционированное размещение отходов объемом 10 куб.м. На свалке располагаются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (ФККО 7 31 110 01 72 4, IV класса опасности). Также, установлено, что на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого участкового лесничеств Белохолуницкого лесничества (географические координаты ) на площади 20 кв.м., выявлено несанкционированное размещение отходов объемом 10 куб.м. На свалке располагаются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (ФККО 7 31 110 01 72 4, IV класса опасности. Указанные земельные участки, на которых обнаружены - несанкционированные свалки, относятся к землям государственного лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации: является федеральной собственностью. Поскольку несанкционированные свалки выявлены на земельном участке лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, не переданным по договору аренды, они подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса; государственные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений на территории Кировской области, переданные субъекту Российской Федерации - Кировской области, подлежат исполнению министерством лесного хозяйства Кировской области.

Уточнив требования, истец просит ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на земельных участках с географическими координатами:

- , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области;

- , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе министерство лесного хозяйства Кировской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. Указывает, что перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.08.2019 № 529 и является исчерпывающим. Указанный перечень не содержит в себе мероприятий, в ходе выполнения которых возможно осуществить ликвидацию несанкционированных свалок на территории лесного фонда. Таким образом, финансирование на организацию и выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок на территории лесного фонда не предусмотрено. В связи с отнесением деятельности по сбору, транспортировке и утилизации отходов к лицензионным видам деятельности, выполнение министерством указанных работ без привлечения подрядных организаций невозможно. Обязанность администрации муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области по утилизации и переработке бытовых отходов населения закреплена в п. 13 ст. 8 Устава муниципального образования Белохолуницкий муниципальный район Кировской области. Полагает, что министерство не является причинителем вреда окружающей среде, поскольку отсутствуют правовые основания для возложения на министерство обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. Кроме того, судом установлено, что на свалках располагаются отходы из жилищ, что подтверждает, что данные отходы образованы не в ходе реализации полномочий министерства в области лесных отношений, а именно, в ходе организации и осуществления использования лесов. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Белохолуницкого городского поселения. Суд не учел довода министерства о том, что мероприятия по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на земельных участках лесного фонда не предусмотрены лесным законодательством, как мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и отнес ликвидацию несанкционированных свалок к санитарно-оздоровительным мероприятиям по очистке леса. Полагает, что возложение на министерство обязанности по ликвидации несанкционированных свалок в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса является незаконным. Кроме того, в решении не указан объем доходов, подлежащих ликвидации.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Белохолуницкого района Кировской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ответчика министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности Назимова Е.А. в суде апелляционной инстанции настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Прокурор Новикова И.В. в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя ответчика министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности Назимовой Е.А., прокурора Новиковой И.В., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Из дела видно, что согласно справке от <дата> , старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды Никитиным А.В. совместно с прокурором Белохолуницкого района Кировской области <дата> проведен осмотр земельных участков, расположенных на территории МО Белохолуницкое городское поселение, в ходе которого установлено наличие свалки бытовых отходов в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества, географические координаты свалки , кадастровый номер земельного участка , площадь, занимаемая свалкой, составляет не менее 40кв.м., общий объем отходов не менее 10 кв.м., на свалке располагаются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724 - IV класс опасности). Также установлено наличие свалки бытовых отходов в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества, географические координаты свалки , кадастровый номер земельного участка , площадь, занимаемая свалкой, составляет не менее 20 кв.м., общий объем отходов не менее 10 кв.м., на свалке располагаются отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ФККО 73111001724 - IV класс опасности). Отходы расположены на земле навалом, в отсутствие искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, без обваловки и организованной системы ливневых стоков. Приложением к справке являются фототаблица.

Согласно акту совместного патрулирования лесов от <дата> лесничим Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области Тетериным А.А. совместно с прокурором Белохолуницкого района Кировской области проведено патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого выявлены нарушения лесного законодательства, а именно в квартале выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества обнаружена незаконная свалка бытовых и старых строительных отходов на площади 40 кв.м., а также в квартале выдела Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества обнаружена незаконная свалка бытовых и старых строительных отходов на площади 20 кв.м., приложением к акту являются схема мест расположения свалок, фототаблица, схема движения по маршруту патрулирования.

Земельные участки, на которых обнаружены несанкционированные свалки, относятся к землям государственного лесного фонда и в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью. Сведений о том, что земельные участки переданы кому-либо в аренду или пользование материалы дела не содержат.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования к министерству лесного хозяйства Кировской области, суд первой инстанции, руководствовался ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 8, 60.12, 83 Лесного кодекса РФ, ст. 214 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 №145/167, установил факт нарушения ответчиком требований вышеуказанных правовых норм в виде ненадлежащего исполнения обязанности по организации ликвидации несанкционированных свалок, наличие указанных свалок на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное пользование, и пришел к выводу, что обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия, организации несанкционированных свалок в части земель, входящих в состав лесного фонда, законом возложена на министерство лесного хозяйства Кировской области, в связи с чем, обязал министерство лесного хозяйства Кировской области ликвидировать несанкционированные места размещения отходов производства и потребления на земельных участках с географическими координатами - , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого сельского участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области; - , входящими в состав земельного участка с кадастровым номером в лесном массиве квартала выдела Белохолуницкого участкового лесничества Белохолуницкого лесничества Кировской области; в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия находит выводы суда основанными на законе и материалах дела.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Ответчик оспаривает обязанность по устранению загрязнений земельного участка, поскольку выявленные свалки являются отходами жизнедеятельности человека, ликвидация которых является обязанностью администрации Белохолуницкого городского поселения.

Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и отмену принятого решения не влекут.

В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

На основании п. 4 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что обязанность по по содержанию земельных участков, в том числе по ликвидации расположенных на них свалок ТКО, несут собственники участков.

В ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. За участки, расположенные на территории городского поселения, отвечают органы местного самоуправления такого поселения, которые, среди прочего, несут обязанности по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.

Поскольку свалки обнаружены на земельных участках, входящих в состав лесного фонда, требования прокурора к министерству лесного хозяйства Кировской области удовлетворены правильно.

Ссылки в жалобе, что мероприятия по ликвидации лесных свалок не относятся к мероприятиям по охране, защите, воспроизводству лесов (санитарно-оздоровительным мероприятиям по очистке леса) и не могли быть возложены на министерство лесного хозяйства Кировской области, основанием для отмены принятого решения не являются.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.

Органы государственной власти согласно части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 83, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 №145/16, министерство лесного хозяйства Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере лесных отношений и лесной промышленности.

Пунктом 2.1 Положения о министерстве на министерство лесного хозяйства Кировской области возложена государственная функция «управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов», министерство является центром ответственности за ее исполнение.

Учитывая, что несанкционированные свалки выявлены на земельных участках лесного фонда, не переданных в аренду или иное пользование, санитарно-оздоровительные мероприятия по очистке леса на таких участках относятся к государственным полномочиям Российской Федерации в сфере лесных отношений и переданы субъекту Российской Федерации – Кировская область, суд пришел к обоснованному у выводу о том, что министерство лесного хозяйства Кировской области является надлежащим ответчиком по делу.

Доводы апелляционной жалобы, что в решении отсутствует указание на объем отходов, подлежащих ликвидации, отмену правильного по существу решения не влекут, и не препятствуют разрешению данного вопроса на стадии исполнения судебного акта.

В связи с изложенным, судебная коллегия оснований для отмены принятого решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает и приходит к выводу о том, что решение районного суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Слободского районного суда Кировской области от 07 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 24.10.2023.

33-5236/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Белохолуницкого района
Ответчики
Министерство лесного хозяйства Кировской области
Муниципальное образование Белохолуницкое городское поселение Белохолуницкого района Кировской области в лице администрации Белохолуницкого городского поселения
Другие
Министерство охраны окружающей среды
Суд
Кировский областной суд
Судья
Шерстенникова Елена Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.kir.sudrf.ru
11.09.2023Передача дела судье
17.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023Передано в экспедицию
17.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее