Решение по делу № 2а-134/2022 (2а-1263/2021;) от 24.11.2021

УИД: 03RS0019-01-2021-002504-24 Дело № 2а-134/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Аскарово РБ      14 января 2022 года

Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи             Янузаковой Д.К.,

при ведении протокола помощником судьи     Ильясовой Г.Ю.,

с участием представителя административного истца, Хажиахметова А.Р.,

представителя административного ответчика, судебного пристава-исполнителя Абзелиловского РОСП УФССП России по РБ Мустафиной Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению по административному исковому заявлению Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ к Абзелиловскому РОСП Управления ФССП России по РБ об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МР Абзелиловский район РБ обратилась в суд с названным административным иском, указывая, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ было удовлетворено исковое заявление прокурора Абзелиловского района РБ в интересах Абдрахимова А.Г. к Администрации МР Абзелиловский район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. Постановлением судебного пристава-исполнителя Абзелиловского РОСП УФССП России по РБ было возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, должнику установлен срок до 21.05.2021 для добровольного исполнения требования исполнительного документа о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. По исполнительному производству от 15.03.2021 в отношении Администрации МР Абзелиловский район РБ был установлен исполнительский сбор в размере 50000,00, постановление получено истцом 15.11.2021. В установленный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа не могут быть исполнены в связи с тем, что исполнение зависит от перечисления истцу из республиканского бюджета денежных средств в необходимом размере. По состоянию на 01.01.2021 не обеспеченными жилыми помещениями остаются 144 человек из них по решению судов 35 человек. Субвенций предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан на осуществление Администрацией МР Абзелиловский район РБ государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей в 2021 году Законом Республики Башкортостан от 19.12.2019 N 181-з ”О бюджете Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов” недостаточно для исполнения вступивших в законную силу решений суда.

Просит освободить Администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд освободить от уплаты исполнительского сбора по указанному в иске исполнительному производству.

Представитель административного ответчика, судебный пристав-исполнитель Абзелиловского РО УФСП России по РБ Мустафина Г.Р. в судебном заседании исковые требования не признала.

Заинтересованное лицо Абдрахимов А.Г. в судебное заседание не явилось, извещено надлежаше.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан обязал администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан по вступлению решения суда в законную силу, предоставить Абдрахимову А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, расположенное на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан, и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Абзелиловским районным судом РБ № ФС от ДД.ММ.ГГГГ в пользу взыскателя Абдрахимова А.Г. постановлением судебного пристава-исполнителя Абзелиловского РОСП УФССП России по РБ Мустафиной Г.Р. было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении административного истца. Срок для добровольного исполнения требований по нему составил 5 дней с момента получения должником копии постановления.

ДД.ММ.ГГГГ постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП было направлено в адрес Администрации, факт его получения истцом не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Абзелиловского РОСП УФССП России по РБ Мустафиной Г.Р. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока, которым постановлено взыскать с должника Администрации МР Абзелиловский район РБ исполнительский сбор в размере 50000 руб., установить новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 21.05.2021. Данное постановление вручено должнику 15.11.2021, что сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МР Абзелиловский район РБ получено предупреждение, вынесенное заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Абзелиловского РОСП УФССП России по РБ Мустафиной Г.Р., что в случае неисполнения вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствования их исполнению должник может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

26.11.2021 года представителем Администрации МР Абзелиловский район РБ получено предупреждение к ИП -ИП, в случае неисполнения вступившего в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствования их исполнению должник может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.

До настоящего времени требования исполнительного листа данным должником не исполнены, исполнительное производство не окончено.

По смыслу части 1 статьи 46 Конституции РФ исполнение судебного решения рассматривается как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Согласно частям 2, 3 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.

Статья 5 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон «Об исполнительном производстве») устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно частям 1, 2 статьи 105 указанного закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

В силу статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника-организации – 50000 рублей.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что суд в праве с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо признается не виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Административный истец свой иск обосновывает тем, что собственных финансовых средств на исполнение судебного акта не имеет, жилье предоставляется за счет республиканских субвенций, которых не хватает.

Из представленных материалов и пояснений со стороны административного истца следует, что должником принимались меры для надлежащего исполнения решения Абзелиловского районного суда РБ.

По состоянию на 01.01.2019 год по муниципальному району Абзелиловский район РБ включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями 123 человека, в указанном списке Абдрахимов А.Г. стоит под № 15, по состоянию на 30.06.2020 года 118 человек, в указанном списке Абдрахимов А.Г. стоит под № 15, по состоянию на 01.01.2021 года 116 человек, в указанном списке Абдрахимов А.Г. стоит под № 25, по состоянию на 01.01.2021 года 144 человек, в указанном списке Абдрахимов А.Г. стоит под № 28.

06.04.2021 года между Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района Абзелиловский район РБ заключено соглашение №45 о предоставлении субвенции из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся бел попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Предметом настоящего соглашения является предоставление из бюджета Республики Башкортостанв 2021-2023 годах бюджету муниципального района Абзелиловский район РБ субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Минстрою РБ как получателю средств бюджета Республики Башкортостан, по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Предоставление субвенции осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, утвержденных Постановлением Правительства РБ от 31.12.2014 № 686 «Об утверждении государственной программы «развитие строительного комплекса и архитектуры РБ».

Согласно данному соглашению Минстрой РБ в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляет административному истцу в 2021 году субвенцию в размере 11 909 360 рублей, в 2022 и 2023 годах по 9 992 600 рублей.

15.04.2021 между Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района Абзелиловский район РБ заключено соглашение № 80601001-1-2020-029 о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики Башкортостан в 2021-2023 годах бюджету муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно которого Минстрой РБ в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляет административному истцу в 2021 году субвенцию в размере 5 183 776,00 руб.

Вместе с тем, как указывает административный истец, субвенций, предусмотренных в бюджете Республики Башкортостан на осуществление Администрацией государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей в 2021 году Законом Республики Башкортостан от 19.12.2019 N 181-3 "О бюджете Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", недостаточно для исполнения вступивших в законную силу решений Абзелиловского районного суда РБ.

Всего в 2021 году приобретено 11 квартир, все приобретенные квартиры предоставлены детям-сиротам и лицам из их числа, в отношении которых были не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения. Как следует из пояснений административного истца, предоставление квартир осуществлялось по решениям судов, принятых ранее, чем в отношении Абдрахимова А.Р.

30.07.2021 Администрация МР Абзелиловский район РБ в своем письме № 3842, адресованном заместителю министра строительства и архитектуры Республики Башкортостан, просит выделить дополнительные средства в размере 98 016 (Девяносто восемь тысяч шестнадцать) рублей на приобретение дополнительного одного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детям, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений.

Кроме выделяемых субвенций Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан и Федеральным бюджетом РФ у муниципального района денежных средств на приобретение жилья для детей сирот не имеется, Администрация осуществляет финансовую деятельность в соответствии с выделенными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов. Выделение денежных средств на покупку жилых помещений, не предусмотренных в смете расходов, приведет к нарушению установленного Бюджетным кодексом РФ принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно части 7 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года №-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 статьи 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которому расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета.

Согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракта может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.

Таким образом, порядок, установленный этим Законом, контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин, не зависящих от воли должника (Администрации муниципального района), исключающих возможность исполнения решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок при отсутствии свободного жилищного фонда.

Очевидно, что исполнение решений суда в установленный постановлениями о возбуждении исполнительного производства сроки в данном случае было не возможно по независящим от должника причинам, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

В связи с чем, суд на основании части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» считает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:                    Д.К. Янузакова

2а-134/2022 (2а-1263/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан
Ответчики
Абзелиловское РОСП Управления ФССП России по РБ
Другие
Абдрахимов Азамат Гарифуллович
Суд
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Янузакова Д.К.
Дело на сайте суда
abzelilovsky.bkr.sudrf.ru
24.11.2021Регистрация административного искового заявления
25.11.2021Передача материалов судье
29.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2022Подготовка дела (собеседование)
12.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2022Судебное заседание
14.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее