Дело №
УИД №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Егоровой А.В., при секретаре судебного заседания Елисеевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в органе осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, находящихся на территории муниципального образования артезианскую скважину с насосным оборудованием с автоматикой и водопроводные сети,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке на учет в органе осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, находящихся на территории муниципального образования артезианскую скважину с насосным оборудованием с автоматикой и водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики по результатам рассмотрения обращения о нарушениях требований законодательства о водоснабжении в адрес главы администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ внесено представление № об устранении нарушений вышеуказанного законодательства.
Так, проверкой установлено, что на территории Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики имеются артезианская скважина с насосным оборудованием с автоматикой и водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, право собственности на которые не зарегистрировано.
Вместе с тем администрацией сельского поселения установленные законом меры по принятию на учет указанного объекта недвижимого и по направлению заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, находящейся на территории муниципального образования, не приняты.
Выявленные в ходе проверки нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц на безопасное водоснабжение, на доступность водоснабжения, на эффективное использование энергетических ресурсов.
Помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Ильина И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.
Ответчик – администрация Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, не обеспечила явку своего представителя на судебное разбирательство.
Третье лицо - администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенная о месте и времени судебного заседания, не обеспечила явку своего представителя на судебное разбирательство.
В силу ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С согласия представителя истца суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства при реализации органами местного самоуправления полномочий по водоснабжению населения, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
Согласно ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, Утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.
В соответствии с п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №-ФЭ) и п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее - Закон №) к вопросам устного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения поселения гарантирующей организации; согласование инвестиционных программ.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2 ст. 23 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон № 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно ст. ст. 9, 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона №-Ф3 решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно п. 4 ст. 2 Закона № 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
В ч. 2 ст. 3 Закона № 416-ФЗ обозначены принципы государственной Политики в сфере водоснабжения и водоотведения, которые представляются входными, определяющими началами, правовыми трафаретами в механизме правового регулирования в области водоснабжения (водоотведения). Общий принцип государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения определяет приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, что соответствует первой цели этой политики, состоящей согласно п. 1 ч. 1 настоящей статьи в охране здоровья населения и улучшении качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения (водоотведения).
В соответствие с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона №-ФЭ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст. 42 Закона № 416-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
В соответствие с ч. 1 и ч. 3 ст. 19 Закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со Дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления поселения обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на соответствующий учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Согласно п. 75 санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21) качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Так, в ходе проверки установлено, что на территории Синьяльского сельского поселения имеются артезианская скважина с насосным оборудованием с автоматикой и водопроводные сети, расположенные по адресу: <адрес>, право собственности на которые не зарегистрировано.
Выявленные в ходе проверки нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц на безопасное водоснабжение, на доступность водоснабжения, на эффективное использование энергетических ресурсов.
При таком положении, исковые требование заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности принять меры к постановке на учет в органе осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, находящихся на территории муниципального образования артезианскую скважину с насосным оборудованием с автоматикой и водопроводные сети подлежат удовлетворению.
Суд считает, что срок для принятия мер к постановке на учет – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить на администрацию Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязанность по принятию мер к постановке на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, находящихся на территории муниципального образования артезианской скважины с насосным оборудованием с автоматикой и водопроводными сетями, расположенными по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Егорова