Судья Яковченко О.А. Дело *** (***)
22RS0***-11
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Шипунова И.В.,
судей Алешко О.Б., Диденко О.В.,
при секретаре Подлужной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «УК «Первая» на решение Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Первая», обществу с ограниченной ответственностью «Интер», обществу с ограниченной ответственностью «УК «Старый Барнаул» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Шипунова И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Первая» (далее – ООО «УК «Первая»), обществу с ограниченной ответственностью «Интер» (далее – ООО «Интер»), обществу с ограниченной ответственностью «УК «Старый Барнаул» (далее – ООО «УК «Старый Барнаул») о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о защите окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отходах производства и потребления на территории <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> расположена контейнерная площадка для сбора и накопления твердых бытовых отходов, которая используется жителями многоквартирных жилых домов по <адрес> и обслуживается управляющими организациями ООО «УК «Первая», ООО «Интер», ООО «УК «Старый Барнаул» в соответствии с графиком дежурства на контейнерных площадках, утвержденным администрацией <адрес>.
Указанная контейнерная площадка не соответствует требованиям действующего законодательства, так как не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы площадки.
Ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении которой находится дом (пункт ДД.ММ.ГГ СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец, уточнив в ходе судебного разбирательства место расположения контейнерной площадки – <адрес>, просил признать незаконным бездействие ответчиков по обеспечению ее обустройства и содержания в соответствии с требованиями законодательства и возложить на ООО «УК «Первая», ООО «Интер», ООО «УК «Старый Барнаул» обязанность не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на контейнерной площадке водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным бездействие ООО «УК «Первая» по обеспечению оборудования места временного накопления отходов для жителей многоквартирных домов по <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями законодательства.
Возложить обязанность на ООО «УК «Первая» в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить на контейнерной площадке для многоквартирных домов по <адрес> в <адрес> водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В удовлетворении исковых требований к ООО «Интер», ООО «УК «Старый Барнаул» отказать.
Взыскать с ООО «УК «Первая» в доход муниципального образования – городской округ <адрес> государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик ООО «УК «Первая» просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что спорной контейнерной площадкой пользуются жители нескольких многоквартирных домов, поэтому обязанность по ее содержанию лежит на всех управляющих организациях, которые обслуживают эти многоквартирные дома. Кроме того, фактическое место расположения контейнерной площадки – <адрес>, многоквартирный дом по данному адресу не находится в управлении ООО «УК «Первая».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор и ответчик ООО «Интер» просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор и представитель ответчика ООО «Интер» просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что на придомовой территории многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> расположена контейнерная площадка для сбора и накопления твердых бытовых отходов, которая используется жителями многоквартирных жилых домов по <адрес>,87, <адрес> в <адрес> и обслуживается управляющими организациями ООО «УК «Первая», ООО «Интер», ООО «УК «Старый Барнаул» в соответствии с графиком дежурства на контейнерных площадках, утвержденным администрацией <адрес>, что подтверждается договорами управления многоквартирными домами.
Сведения о данной контейнерной площадке внесены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа – <адрес> Алтайского края (далее – Реестр), который размещен на официальном Интернет-сайте <адрес>.
Судом установлено, что согласно Реестру контейнерная площадка расположена на территории земельного участка <адрес> в <адрес>. Управление этим многоквартирным домом осуществляет управляющая организация ООО «УК «Первая» на основании заключенного с собственниками помещений дома договора управления от ДД.ММ.ГГ.
Актом осмотра контейнерной площадки, составленным помощником прокурора <адрес>, и приложенным к нему фотоматериалом подтверждается, что контейнерная площадка не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Наличие выявленных в рамках прокурорской проверки нарушений требований, предъявляемых к обустройству контейнерных площадок, сторонами при рассмотрении дела не оспаривалось.
Разрешая спор по существу, оценив представленные доказательства, суд, руководствуясь нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что контейнерная площадка расположена на земельном участке, входящем в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, управление которым осуществляет ООО «УК «Первая», в связи с чем пришел к выводу, что обязанность по содержанию спорной контейнерной площадки должна нести данная управляющая организация, возложив на нее обязанности по устранению выявленных нарушений.
Судебная коллегия, проверяя постановленное судом решение в пределах оснований и доводов, изложенных ответчиком в апелляционной жалобе, с таким выводом суда первой инстанции соглашается, учитывая следующее.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Закона об отходах).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5 статьи 13.4 Закона об отходах).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГ, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Согласно пунктам 2, 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (пункт 4 Правил).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил).
Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 12 Правил).
В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 13 Правил).
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Закона об отходах Реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 15 Правил).
Раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16 Правил).
Раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» для юридических лиц содержит полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес (пункт 18 Правил).
В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (пункт 21 Правил).
Заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом (пункт 22 Правил).
По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр (пункт 24 Правил).
Заявитель обязан сообщать в уполномоченный орган о любых изменениях сведений, содержащихся в реестре, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня наступления таких изменений путем направления соответствующего извещения на бумажном носителе (пункт 29 Правил).
Как указано выше, данные Правила действуют с ДД.ММ.ГГ, следовательно, предусмотренный Правилами порядок распространяется на вновь создаваемые места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Спорная контейнерная площадка размещена до введения в действие указанных Правил, то есть не относится к вновь создаваемым. Вместе с тем, для приведения в соответствие с действующим законодательством сведения о существующих местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов подлежат внесению в Реестр.
В силу подпункта «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГ СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (действовавших до декабря 2020 года) содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, управление многоквартирным домом, расположенным по <адрес>, осуществляет ООО «УК «Первая».
Согласно данным, внесенным в Реестр, спорная контейнерная площадка расположена по адресу <адрес>, владельцем данной площадки является ООО «УК «Первая». При этом в схеме размещения местом расположения спорной контейнерной площадки указан адрес – <адрес>, владельцем площадки – ООО «УК «Первая».
По информации, предоставленной по запросу суда апелляционной инстанции администрацией <адрес> и администрацией <адрес>, место размещения спорной контейнерной площадки – <адрес>. Также указано, что Реестр формировался на основании сведений, предоставленных региональным оператором по обращению с отходами (АО «ЭКО-комплекс») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***».
По запросу суда апелляционной инстанции региональным оператором АО «ЭКО-комплекс» предоставлена заявка ООО «УК «Первая» на заключение договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в отношении объекта (совмещенной контейнерной площадки), расположенного по <адрес>. На основании данной заявки между АО «ЭКО-комплекс» и ООО «УК «Первая» ДД.ММ.ГГ заключен договор № РО/01Ж/01/00032/2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. С учетом указанных сведений в разделе Реестра «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» в качестве собственника спорной контейнерной площадки указано ООО «УК «Первая».
При этом расхождение в адресе места размещения контейнерной площадки – <адрес> или <адрес> – правового значения в данном случае не имеет, поскольку достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что иных контейнерных площадок по указанным адресам не имеется.
Поскольку бремя содержания имущества несет собственник этого имущества, суд обоснованно возложил обязанности по обустройству спорной контейнерной площадки на управляющую организацию ООО «УК «Первая», внесенную в Реестр в качестве владельца этой площадки. При этом судебная коллегия отмечает, что внесение сведений в Реестр носит заявительный характер, и в случае изменения в данных об объекте такие изменения вносятся в Реестр на основании обращения заявителя, ООО «УК «Первая» не оспаривало содержащиеся в Реестре сведения и действия органов публичной власти по его формированию.
Доводы жалобы о том, что пользователями спорной контейнерной площадки являются и жители иных многоквартирных домов, на правильность постановленного решения не влияют, так как в данной правовой ситуации бремя содержания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов возложена на его владельца, сведений о наличии договорных отношений с управляющими организациями, обслуживающими многоквартирные дома, жители которых пользуются спорной контейнерной площадкой, относительно содержания данной площадки не имеется, солидарное обязательство в смысле статьи 322 ГК РФ в данном случае не возникает.
Других доводов, влияющих на законность постановленного судом решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «УК «Первая» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи