Решение от 25.02.2022 по делу № 2-1/2022 (2-10/2021; 2-1261/2020;) от 09.06.2020

Дело № 2-1/2022

УИД 48RS0005-01-2020-001323-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2022 года                              город Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи        Мартышовой С.Ю.,

при секретаре                          Васильевой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области к Кирьянову Э.Л., ООО «Фермер-Л» о сносе самовольного строения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области обратилась в суд с иском к Кирьянову Э.Л., ООО «Фермер-Л» ( с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) о сносе самовольной постройки- здания свиноводческого комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью 52 2565кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем образования земельных участков с кадастровым номером № площадью 10 000кв.м. и земельного участка с кадастровым номером № площадью 52 2565кв.м, указывая, что в администрацию поступило представление прокуратуры Липецкого района Липецкой области от 16.03.2020 № «Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности» в части принятия мер, предусмотренных ст.55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении объекта капитального строительства свиноводческого комплекса, возведенного на указанном земельном участке. Кроме того, 10.03.2020 в администрацию. Сельского поселения поступило письмо управления строительства и архитектуры Липецкой области от 10.03.2020, содержащее информацию о необходимости принятия мер, предусмотренных ст.55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении данного объекта. В указанном письме разъяснено, что вопросы в части принятия решения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации о сносе самовольной постройки или приведения ее в соответствии с установленными требованиями относятся к вопросам местного назначения сельского поселения. Возведение спорного объекта осуществлялось Кирьяновым Э.Л. до возникновения права собственности на земельный участок; в настоящее время ответчики являются сособственниками по <данные изъяты> доли земельного участка, на котором расположено здание свиноводческого комплекса. В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области земельный участок, на котором располагается свиноводческий комплекс расположен в территориальной зоне С1- зона сельскохозяйственных угодий за границей населенного пункта, в данной территориальной зоне возведение объектов капитального строительства не предусмотрено. Ранее от имени Кирьянова Э.Л. в администрацию сельского поселения поступали обращения о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки поселения с целью изменения зонирования земельного участка с хоны С1 на зону С2- зону сельскохозяйственного производства и его обеспечения, однако, заявителю был направлен мотивированный отказ в изменении зонирования. В ходе проверочных мероприятий уполномоченными органами вскрыты факты нарушений, выразившиеся в строительстве объекта капитального строительства без разрешения на строительство, эксплуатации объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию, а также использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. По итогам проверок в отношении Кирьянова Э.Л. инспекцией государственного строительного надзора Липецкой области в связи с отсутствием разрешения на строительства было составлено 3 протокола об административных правонарушениях по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, управлением Росреестра по Липецкой области составлен протокол об административных правонарушениях по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и выдано предписание об устранении нарушений, связанных с использованием земельного участка не по целевому назначению. 26.03.2020 в администрацию сельского поселения поступило письмо главного архитектора- председателя комитета градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района с приложением копий уведомления о выявлении самовольно    й постройки от 25.11.2019, актов внепрограммной проверки № при строительстве объекта капитального строительства от 25.10.2019, составленных инспекцией строительного надзора Липецкой области. Приведение самовольной постройки в соответствии с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки в рассматриваемом случае не представляется возможным поскольку на земельных участках, расположенных в территориальной зоне С1 возведение объектов капитального строительства не предусмотрено.

В судебном заседании глава администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Овчинникова А.П. и представитель администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Покидов И.М. исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что спорная самовольная постройка здание свиноводческого комплекса расположена на земельном участке №, принадлежащем Кирьянову Э.Л. и ООО «Фермер», образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем образования земельных участков с кадастровым номером № площадью 10 000кв.м. и земельного участка с кадастровым номером № площадью 52 2565кв.м; строительство и эксплуатация указанного объекта недвижимости осуществляется без разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, земельные участки располагаются в территориальной зоне С1, где не предусмотрено размещение спорного самовольного объект в связи с запретом на такое строительства и эксплуатацию. Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.10.2021 отказано в удовлетворении исковых требований ООО «Фермер» к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о признании права собственности на здание свинарника; судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Спорный объект подлежит сносу, поскольку у ответчиков не имеется права, допускающего строительство на земельных участках данного объекта; самовольная постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан; в результате противоправной эксплуатации самовольно возведенного объекта имеются неоднократные правонарушения в области охраны окружающей среды.

Ответчик Кирьянов Э.Л. и его представитель по доверенности Терехова А.А., представитель ответчика ООО «Фермер», представители третьих лиц администрации Липецкого муниципального района, Управления Росреестра по Липецкой области, в судебное не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом; суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18).

Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В пунктах 22, 45 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться в суд собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.

Таким образом, требование о сносе самовольной постройки фактически может быть заявлено в отношении объекта недвижимого имущества и в том случае, если самовольная постройка угрожает жизни и здоровью граждан, нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, нарушает план градостроения, либо не соответствует нормам землепользования.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общим правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Муниципальное образование Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области наделено статусом сельского поселения и входит в состав территории Липецкого муниципального района Липецкой области.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Пунктом 1 статьи 7Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Согласно пункту 2 указанной статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, законом установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Судом установлено, что Кирьянову Э.Л. и ООО «Фермер» на праве аренды и общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером №, площадью 5 2565кв.м.. и с кадастровым номером № площадью 10 000кв.м., образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства,

Указанные земельные участки расположены за пределами населенного пункта, образованы в результате разделов земельной доли, права на которую возникли в процессе приватизации земель сельскохозяйственного назначения, зона «сельхозугодья».

Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 08.07.2013 г. № (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 27.10.2016 г. №, от 06.08.2018 г. №), земельный участок с кадастровым номером №, как и земельный участок из которого он выделен с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>) расположен в территориальной зоне С1- зона сельскохозяйственных угодий за границей населенного пункта.

На земельном участке с кадастровым номером №, площадью 5 2565кв.м в период апрель 2019-февраль 2020 возведен объект: «Свиноферма в с.Сухая Лубна Липецкого района Липецкой области Российской Федерации».

Прокуратурой Липецкого района по поручению прокуратуры Липецкой области проведена проверка обращения депутата Липецкого областного Совета депутатов в связи с коллективным заявлением жителей с.Сухая Лубна Липецкого района по вопросу законности строительства свинокомплекса, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения Лубновский сельсовет осуществлено строительство свинокомплекса (свинофермы), имеющему признаки самовольной постройки без разрешения на строительств, а также использования земельного участка не по целевому назначению,

По результатам указанной проверки в адрес главы сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области прокурором Липецкого района Липецкой области вынесено представление по принятию мер к исполнению полномочий, закрепленных в статьях 55,32 градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом положений Гражданского кодекса российской Федерации.

Инспекцией государственного строительного надзора Липецкой области в адрес главы администрации Липецкого муниципального района Липецкой области 25.11.2019 направлено уведомление о выявлении самовольной постройки свиноводческого комплекса на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем, письмом управления строительства и архитектуры Липецкой области от 10.03.2020 в адрес главы администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в целях устранения выявленных нарушений предложено принять меры, предусмотренные ст.55.32 Градостроительного кодекса российской Федерации.

Актом внепрограммной проверки № при строительстве объекта капитального строительства от 25.04.2019 ведущим консультантом государственного строительного надзора Липецкой области ФИО8 установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> застройщиком Кирьяновым Э.Л. осуществлено строительство объекта капитального строительства свиноводческого комплекса без разрешения на строительство.

По данному факту консультантом инспекции государственного строительного надзора Липецкой области ФИО8 25.04.2019 в отношении Кирьянова Э.Л. 25.04.2019 составлен протокол об административном правонарушении № по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Актом внепрограммной проверки № при строительстве объекта капитального строительства от 25.10.2019 ведущим консультантом государственного строительного надзора Липецкой области ФИО8 установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> застройщиком Кирьяновым Э.Л. осуществлено строительство объекта капитального строительства свиноводческого комплекса без разрешения на строительство, в связи с чем, в адрес главы администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.

Актом внепрограммной проверки № при строительстве объекта капитального строительства от 28.02.2020 ведущим консультантом государственного строительного надзора Липецкой области ФИО8 установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> застройщиком Кирьяновым Э.Л. осуществлено строительство объекта капитального строительства свиноводческого комплекса без разрешения на строительство, в связи с чем, было оформлено уведомление о выявлении самовольной постройки от 03.03.2020.

Актом проверки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Липецкой области от 13.05.2019 выявлено нарушение, выразившееся в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, на земельном участке с кадастровым номером №, образуемый из обособленного земельного участка №, расположенный по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что ответчик Кирьянов Э.Л. обращался к главе администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого района Липецкой области с заявлением о подготовке проекта изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Лубноаский сельсовет для земельного участка с кадастровым номером № (из которого был выделен земельный участок с КН:№), в котором просил изменить вид разрешенного использования с С1 на С2 на картах функционального и градостроительного зонирования поселения с.Сухая Лубна.

Постановлением главы администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 27.08.2019 г. № указанное предложения Кирьянова Э.Л. отклонено в связи с некорректным составлением заявления в части указания изменения вида разрешенного использования земельного участка, но не изменения зонирования, также ввиду направления заявления представителем без доверенности, подтверждающим его полномочия на подписание указанного документа; не предоставлением доказательств, подтверждающих негативные последствия для собственника земельного участка при включении участка в ту территориальную зону, которая определена действующими правилами землепользования и застройки, несоответствием правил землепользования и застройки, схеме территориального планирования в случае внесения изменений в данные правила, наличием самовольной постройки на территории земельного участка.

Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 03.02.2020, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении административного иска Кирьянова Э.Л. к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным постановления № от 27.08.2019 года «Об отклонении предложения о разработке изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки, возложении обязанности принять решение о начале процедуры внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны земельного участка С1.

Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 22.11.2020, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении административного иска ООО «Фермер-Л», Кирьянова Э.Л. к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в принятии положительного решения по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта с изменением категории земельного участка земли сельскохозяйственного назначения на категорию земель- земли населенных пунктов.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.10.2021 по делу № А36-5158/2020 отказано в удовлетворении искового заявления ООО «Фермер-Л» к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о признании права собственности на здание свинарника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 5 2565кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес (местоположение) <адрес>.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 года решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.10.2021 по делу № А36-5158/2020 оставлено без изменения.

Указанными решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.10.2021 года, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 года, имеющими в силу части 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение в рамках настоящего спора, установлено, что размещение спорного объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, относящимся к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах территорий сельскохозяйственных угодий, противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства. Кроме того, судебными актами установлено о несоблюдении истцом предусмотренного градостроительным законодательством порядка получения разрешения на строительство спорного объекта на земельном участке, строительство велось без получения указанного разрешения, равно как и не предпринималось своевременных мер по легализации возведенного здания.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий- пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).

В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст.77 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно- опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В силу положений статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Таким образом, исходя из положений статей 35, 79 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли сельскохозяйственных угодий входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, однако, не являются землями, на которых может быть возведено какое-либо здание, являющееся объектом капитального строительства.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", названный федеральный закон определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.

Из приведенных требований закона и положений Правил землепользования и застройки администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого района Липецкой области следует, что в нарушение установленной функциональной зоны земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного в границах территорий сельскохозяйственных угодий, без соблюдения предусмотренного градостроительным законодательством порядка получения разрешения на строительство, ответчиками возведен свиноводческий комплекс, в связи с чем, спорный объект является самовольной постройкой.

Из содержания пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, избранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру и степени допущенного нарушения его прав или законных интересов, либо публичных интересов.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованным лицам гарантировано право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов их прав и свобод.

Выбор способа защиты, как и выбор ответчика по делу, является прерогативой истца. Выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав.

Одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.

При этом защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорному правоотношению, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

При изложенных обстоятельствах, поскольку принадлежащий ответчикам земельный участок сельскохозяйственного назначения сформирован из сельскохозяйственных угодий - пашни, строительство капитального объекта несовместимо с целевым назначением сельскохозяйственных угодий, для которых установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности, суд приходит к выводу о том, что данный объект является самовольным строением и подлежит сносу, поскольку такая исключительная мера является единственным и соразмерным способом восстановления нарушенного права истца относительно допущенного ответчиками нарушения, когда иной способ защиты права невозможен; достоверных доказательств обратного суду не представлено.

Определяя срок необходимый для сноса самовольных строений, суд исходит из пределов разумности и предоставляет ответчикамвремя для устранения нарушений, установив срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ «░░░░░░-░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 52565 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                                                  ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ 03.03.2022 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1/2022 (2-10/2021; 2-1261/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация сельского поселения Лубновский сельсовет
Ответчики
Кирьянов Эдуард Леонидович
ООО "Фермер-Л"
Другие
Управление Росреестра по Липецкой области
администрация Липецкого муниципального района Липецкой области
Суд
Липецкий районный суд Липецкой области
Судья
Мартышова Светлана Юрьевна
Дело на сайте суда
lipraisud.lpk.sudrf.ru
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2020Подготовка дела (собеседование)
29.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.07.2020Предварительное судебное заседание
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Судебное заседание
06.05.2021Производство по делу возобновлено
06.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Судебное заседание
02.02.2022Производство по делу возобновлено
02.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее