Дело № 2-1/2022
УИД 48RS0005-01-2020-001323-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2022 года город Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Мартышовой С.Ю.,
при секретаре Васильевой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области к Кирьянову Э.Л., ООО «Фермер-Л» о сносе самовольного строения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области обратилась в суд с иском к Кирьянову Э.Л., ООО «Фермер-Л» ( с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) о сносе самовольной постройки- здания свиноводческого комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью 52 2565кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем образования земельных участков с кадастровым номером № площадью 10 000кв.м. и земельного участка с кадастровым номером № площадью 52 2565кв.м, указывая, что в администрацию поступило представление прокуратуры Липецкого района Липецкой области от 16.03.2020 № «Об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности» в части принятия мер, предусмотренных ст.55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении объекта капитального строительства свиноводческого комплекса, возведенного на указанном земельном участке. Кроме того, 10.03.2020 в администрацию. Сельского поселения поступило письмо управления строительства и архитектуры Липецкой области от 10.03.2020, содержащее информацию о необходимости принятия мер, предусмотренных ст.55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении данного объекта. В указанном письме разъяснено, что вопросы в части принятия решения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации о сносе самовольной постройки или приведения ее в соответствии с установленными требованиями относятся к вопросам местного назначения сельского поселения. Возведение спорного объекта осуществлялось Кирьяновым Э.Л. до возникновения права собственности на земельный участок; в настоящее время ответчики являются сособственниками по <данные изъяты> доли земельного участка, на котором расположено здание свиноводческого комплекса. В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области земельный участок, на котором располагается свиноводческий комплекс расположен в территориальной зоне С1- зона сельскохозяйственных угодий за границей населенного пункта, в данной территориальной зоне возведение объектов капитального строительства не предусмотрено. Ранее от имени Кирьянова Э.Л. в администрацию сельского поселения поступали обращения о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки поселения с целью изменения зонирования земельного участка с хоны С1 на зону С2- зону сельскохозяйственного производства и его обеспечения, однако, заявителю был направлен мотивированный отказ в изменении зонирования. В ходе проверочных мероприятий уполномоченными органами вскрыты факты нарушений, выразившиеся в строительстве объекта капитального строительства без разрешения на строительство, эксплуатации объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию, а также использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. По итогам проверок в отношении Кирьянова Э.Л. инспекцией государственного строительного надзора Липецкой области в связи с отсутствием разрешения на строительства было составлено 3 протокола об административных правонарушениях по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ, управлением Росреестра по Липецкой области составлен протокол об административных правонарушениях по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ и выдано предписание об устранении нарушений, связанных с использованием земельного участка не по целевому назначению. 26.03.2020 в администрацию сельского поселения поступило письмо главного архитектора- председателя комитета градостроительной и дорожной деятельности администрации Липецкого муниципального района с приложением копий уведомления о выявлении самовольно й постройки от 25.11.2019, актов внепрограммной проверки № при строительстве объекта капитального строительства от 25.10.2019, составленных инспекцией строительного надзора Липецкой области. Приведение самовольной постройки в соответствии с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки в рассматриваемом случае не представляется возможным поскольку на земельных участках, расположенных в территориальной зоне С1 возведение объектов капитального строительства не предусмотрено.
В судебном заседании глава администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Овчинникова А.П. и представитель администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Покидов И.М. исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что спорная самовольная постройка здание свиноводческого комплекса расположена на земельном участке №, принадлежащем Кирьянову Э.Л. и ООО «Фермер», образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем образования земельных участков с кадастровым номером № площадью 10 000кв.м. и земельного участка с кадастровым номером № площадью 52 2565кв.м; строительство и эксплуатация указанного объекта недвижимости осуществляется без разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, земельные участки располагаются в территориальной зоне С1, где не предусмотрено размещение спорного самовольного объект в связи с запретом на такое строительства и эксплуатацию. Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.10.2021 отказано в удовлетворении исковых требований ООО «Фермер» к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о признании права собственности на здание свинарника; судом апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Спорный объект подлежит сносу, поскольку у ответчиков не имеется права, допускающего строительство на земельных участках данного объекта; самовольная постройка нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан; в результате противоправной эксплуатации самовольно возведенного объекта имеются неоднократные правонарушения в области охраны окружающей среды.
Ответчик Кирьянов Э.Л. и его представитель по доверенности Терехова А.А., представитель ответчика ООО «Фермер», представители третьих лиц администрации Липецкого муниципального района, Управления Росреестра по Липецкой области, в судебное не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом; суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18).
Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 22, 45 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться в суд собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.
Таким образом, требование о сносе самовольной постройки фактически может быть заявлено в отношении объекта недвижимого имущества и в том случае, если самовольная постройка угрожает жизни и здоровью граждан, нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, нарушает план градостроения, либо не соответствует нормам землепользования.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общим правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Муниципальное образование Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области наделено статусом сельского поселения и входит в состав территории Липецкого муниципального района Липецкой области.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Пунктом 1 статьи 7Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 указанной статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законом установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется, во-первых, исходя из их принадлежности к той или иной категории и, во-вторых, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Исходя из изложенного постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Судом установлено, что Кирьянову Э.Л. и ООО «Фермер» на праве аренды и общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером №, площадью 5 2565кв.м.. и с кадастровым номером № площадью 10 000кв.м., образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства,
Указанные земельные участки расположены за пределами населенного пункта, образованы в результате разделов земельной доли, права на которую возникли в процессе приватизации земель сельскохозяйственного назначения, зона «сельхозугодья».
Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 08.07.2013 г. № (с изменениями, внесенными решением Совета депутатов сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 27.10.2016 г. №, от 06.08.2018 г. №), земельный участок с кадастровым номером №, как и земельный участок из которого он выделен с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>) расположен в территориальной зоне С1- зона сельскохозяйственных угодий за границей населенного пункта.
На земельном участке с кадастровым номером №, площадью 5 2565кв.м в период апрель 2019-февраль 2020 возведен объект: «Свиноферма в с.Сухая Лубна Липецкого района Липецкой области Российской Федерации».
Прокуратурой Липецкого района по поручению прокуратуры Липецкой области проведена проверка обращения депутата Липецкого областного Совета депутатов в связи с коллективным заявлением жителей с.Сухая Лубна Липецкого района по вопросу законности строительства свинокомплекса, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения Лубновский сельсовет осуществлено строительство свинокомплекса (свинофермы), имеющему признаки самовольной постройки без разрешения на строительств, а также использования земельного участка не по целевому назначению,
По результатам указанной проверки в адрес главы сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области прокурором Липецкого района Липецкой области вынесено представление по принятию мер к исполнению полномочий, закрепленных в статьях 55,32 градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом положений Гражданского кодекса российской Федерации.
Инспекцией государственного строительного надзора Липецкой области в адрес главы администрации Липецкого муниципального района Липецкой области 25.11.2019 направлено уведомление о выявлении самовольной постройки свиноводческого комплекса на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем, письмом управления строительства и архитектуры Липецкой области от 10.03.2020 в адрес главы администрации Липецкого муниципального района Липецкой области в целях устранения выявленных нарушений предложено принять меры, предусмотренные ст.55.32 Градостроительного кодекса российской Федерации.
Актом внепрограммной проверки № при строительстве объекта капитального строительства от 25.04.2019 ведущим консультантом государственного строительного надзора Липецкой области ФИО8 установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> застройщиком Кирьяновым Э.Л. осуществлено строительство объекта капитального строительства свиноводческого комплекса без разрешения на строительство.
По данному факту консультантом инспекции государственного строительного надзора Липецкой области ФИО8 25.04.2019 в отношении Кирьянова Э.Л. 25.04.2019 составлен протокол об административном правонарушении № по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Актом внепрограммной проверки № при строительстве объекта капитального строительства от 25.10.2019 ведущим консультантом государственного строительного надзора Липецкой области ФИО8 установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> застройщиком Кирьяновым Э.Л. осуществлено строительство объекта капитального строительства свиноводческого комплекса без разрешения на строительство, в связи с чем, в адрес главы администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.
Актом внепрограммной проверки № при строительстве объекта капитального строительства от 28.02.2020 ведущим консультантом государственного строительного надзора Липецкой области ФИО8 установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> застройщиком Кирьяновым Э.Л. осуществлено строительство объекта капитального строительства свиноводческого комплекса без разрешения на строительство, в связи с чем, было оформлено уведомление о выявлении самовольной постройки от 03.03.2020.
Актом проверки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Липецкой области от 13.05.2019 выявлено нарушение, выразившееся в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, на земельном участке с кадастровым номером №, образуемый из обособленного земельного участка №, расположенный по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что ответчик Кирьянов Э.Л. обращался к главе администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого района Липецкой области с заявлением о подготовке проекта изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки сельского поселения Лубноаский сельсовет для земельного участка с кадастровым номером № (из которого был выделен земельный участок с КН:№), в котором просил изменить вид разрешенного использования с С1 на С2 на картах функционального и градостроительного зонирования поселения с.Сухая Лубна.
Постановлением главы администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 27.08.2019 г. № указанное предложения Кирьянова Э.Л. отклонено в связи с некорректным составлением заявления в части указания изменения вида разрешенного использования земельного участка, но не изменения зонирования, также ввиду направления заявления представителем без доверенности, подтверждающим его полномочия на подписание указанного документа; не предоставлением доказательств, подтверждающих негативные последствия для собственника земельного участка при включении участка в ту территориальную зону, которая определена действующими правилами землепользования и застройки, несоответствием правил землепользования и застройки, схеме территориального планирования в случае внесения изменений в данные правила, наличием самовольной постройки на территории земельного участка.
Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 03.02.2020, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении административного иска Кирьянова Э.Л. к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным постановления № от 27.08.2019 года «Об отклонении предложения о разработке изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки, возложении обязанности принять решение о начале процедуры внесения изменений в генеральный план и Правила землепользования и застройки в части изменения территориальной зоны земельного участка С1.
Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 22.11.2020, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении административного иска ООО «Фермер-Л», Кирьянова Э.Л. к администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в принятии положительного решения по вопросу включения земельного участка в границы населенного пункта с изменением категории земельного участка земли сельскохозяйственного назначения на категорию земель- земли населенных пунктов.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.10.2021 по делу № А36-5158/2020 отказано в удовлетворении искового заявления ООО «Фермер-Л» к администрации Липецкого муниципального района Липецкой области о признании права собственности на здание свинарника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 5 2565кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, адрес (местоположение) <адрес>.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 года решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.10.2021 по делу № А36-5158/2020 оставлено без изменения.
Указанными решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.10.2021 года, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 года, имеющими в силу части 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение в рамках настоящего спора, установлено, что размещение спорного объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, относящимся к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения, расположенного в границах территорий сельскохозяйственных угодий, противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства. Кроме того, судебными актами установлено о несоблюдении истцом предусмотренного градостроительным законодательством порядка получения разрешения на строительство спорного объекта на земельном участке, строительство велось без получения указанного разрешения, равно как и не предпринималось своевременных мер по легализации возведенного здания.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий- пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст.77 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно- опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
В силу положений статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Таким образом, исходя из положений статей 35, 79 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли сельскохозяйственных угодий входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, однако, не являются землями, на которых может быть возведено какое-либо здание, являющееся объектом капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", названный федеральный закон определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков.
Из приведенных требований закона и положений Правил землепользования и застройки администрации сельского поселения Лубновский сельсовет Липецкого района Липецкой области следует, что в нарушение установленной функциональной зоны земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного в границах территорий сельскохозяйственных угодий, без соблюдения предусмотренного градостроительным законодательством порядка получения разрешения на строительство, ответчиками возведен свиноводческий комплекс, в связи с чем, спорный объект является самовольной постройкой.
Из содержания пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, избранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру и степени допущенного нарушения его прав или законных интересов, либо публичных интересов.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованным лицам гарантировано право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов их прав и свобод.
Выбор способа защиты, как и выбор ответчика по делу, является прерогативой истца. Выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав.
Одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.
При этом защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорному правоотношению, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
При изложенных обстоятельствах, поскольку принадлежащий ответчикам земельный участок сельскохозяйственного назначения сформирован из сельскохозяйственных угодий - пашни, строительство капитального объекта несовместимо с целевым назначением сельскохозяйственных угодий, для которых установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущения выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности, суд приходит к выводу о том, что данный объект является самовольным строением и подлежит сносу, поскольку такая исключительная мера является единственным и соразмерным способом восстановления нарушенного права истца относительно допущенного ответчиками нарушения, когда иной способ защиты права невозможен; достоверных доказательств обратного суду не представлено.
Определяя срок необходимый для сноса самовольных строений, суд исходит из пределов разумности и предоставляет ответчикамвремя для устранения нарушений, установив срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ «░░░░░░-░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 52565 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 03.03.2022 ░░░░