Судья Насибуллина М.Х. (21-46)
Дело № 7-93/2022 (№ 12-1908/2021)
УИД 59RS0004-01-2021-007401-54
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 19 января 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Бабарыкина Сергея Сергеевича на постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 03 августа 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 10 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы
установил:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 03 августа 2021 г. № 56-18-32/7485-2021 начальник контрактной службы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии имени С.Г. Суханова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ФГБУ «ФЦССХ им. С.Г. Суханова» Минздрава России) Бабарыкин С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 10 декабря 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Бабарыкина С.С., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, Бабарыкин С.С. просит постановление должностного лица, решение судьи районного суда отменить, указав на существенные процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении, влекущие нарушение его права на защиту, а также полагая о малозначительности правонарушения.
Изучив доводы жалоб, заслушав представителя административного органа Пермякова Д.В., исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Признавая Бабарыкина С.С. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ должностное лицо, судья районного суда исходили из того, что Бабарыкин С.С. являясь начальником контрактной службы ФГБУ «ФЦССХ им С.Г. Суханова» Минздрава России в нарушение требований статьи 22 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, пункта 3.19 Приказа Минэкономразвития России от 02 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включил в план – график закупок на 2020 год (версия 7) закупку «Обслуживание медицинского оборудования» с начальной максимальной ценой контракта в отношении которой обоснование не соответствует требованиям, установленным законодательству.
Вину Бабарыкина С.С. в совершении указанного административного правонарушения должностное лицо, судья районного суда установили на основании представленных доказательств, в том числе, на основании протокола об административном правонарушении от 20 июля 2021 г.
Вместе с тем, с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они сделаны в нарушение требований процессуальных норм, без исследования и установления всех обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статей 28.4, частями 1,3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 названой статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно представленным заявителем паспортным данным, адрес места регистрации и места жительства Бабарыкина С.С.: г. Пермь ул. ****, регистрация по указанному адресу произведена 02 февраля 2021 г.
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении направлено должностным лицом в адрес Бабарыкиина С.С. 03 июля 2021 г. по адресу; г. Пермь ул. **** заказным почтовым отправлением (л.д. 66-70 дела об административном правонарушении); а также 16 июля 2021 г. телеграммой по адресу; г. Пермь ул. ****.
Протокол об административном правонарушении в указанное в извещении время и по указанному адресу составлен должностным лицом в отношении Бабарыкина С.С. в его отсутствие.
В ходе производства по делу Бабарыкин С.С. последовательно заявлял, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствие в нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку он не был надлежащим образом извещен о месте и времени его составления.
Согласно сведениям с официального сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083862408654 вышеназванное извещение вернулось отправителю 16 августа 2021 г. Телеграмма Бабарыкиным С.С. также получена не была.
В силу части 2 статьи 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В нарушение указанной нормы извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту жительства Бабарыкина С.С. не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется. Адрес, на который направлялось Бабарыкину С.С. извещение, местом его жительства или пребывания не является.
При этом следует отметить, что у должностного лица административного органа имелась возможность установить адрес места жительства и регистрации Бабарыкина С.С., путем истребования сведений из органа, осуществляющего регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства.
Вопреки выводам судьи районного суда, представленная бывшим работодателем информация о месте регистрации Бабарыкина С.С., не соответствующая действительности, не свидетельствует о надлежащем его извещении и надлежащем совершении должностным лицом процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, в части извещения лица привлекаемого к ответственности о дате составления протокола.
С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 25.15 КоАП РФ направление соответствующего извещения не по месту жительства Бабарыкина С.С., не освобождало должностное лицо административного органа от обязанности установить адрес его места жительства и направить извещение по надлежащему адресу.
Таким образом, нельзя сделать вывод о соблюдении должностным лицом административного органа требований статьи 28.2 КоАП РФ.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого по делу постановления.
В настоящее время возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, утрачена.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 03 августа 2021 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 10 декабря 2021 г., вынесенные в отношении Бабарыкина Сергея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в краевом суде настоящей жалобы срок давности привлечения Бабарыкиина С.С. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
жалобу Бабарыкина С.С. удовлетворить.
Постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 03 августа 2021 г. № 56-18-32/7485-2021, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 10 декабря 2021 г., вынесенные в отношении Бабарыкина Сергея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья - (подпись)