Решение по делу № 2-399/2023 от 13.04.2023

Дело № 2 – 399/2023 Мотивированный текст составлен 07.06.2023

УИД 51RS0011-01-2023-000352-13

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оленегорск                         7 июня 2023 года

Оленегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,

при секретаре судебного заседания Ростиславиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Оленегорска к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности по включению объекта гражданской обороны в реестр федерального имущества,

установил:

прокурор города Оленегорска обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) о возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, выявлены нарушения требований законодательства в сфере оформления прав на федеральное имущество – защитные сооружения гражданской обороны.

Так, проверкой установлено, что на территории города Оленегорска расположено защитное сооружение гражданской обороны № <данные изъяты><данные изъяты> укрытие по адресу: ..., общей площадью <данные изъяты> кв.м, введенное в эксплуатацию в период ДД.ММ.ГГГГ, класс (группа укрытия) <данные изъяты>, вместимостью <данные изъяты> человек.

Указанный объект является бесхозяйным, в связи с чем в силу положений статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», является федеральной собственностью, однако в реестре федерального имущества данный объект учтен не был.

Считает, что отсутствие собственника может повлечь утрату объекта государственной собственности, а также препятствует осуществлению права собственности в отношении объекта недвижимого имущества, в том числе приводит к невозможности предъявить требования к его содержанию уполномоченными государственными органами, что в свою очередь негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан.

Просит возложить на ответчика обязанность по включению в реестр федерального имущества объект гражданской обороны - защитное сооружение инвентаризационный номер № <данные изъяты> - <данные изъяты> укрытие, расположенное по адресу: ..., в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определениями суда от 17 апреля 2023 года и 4 мая 2023 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика ГУ МЧС России и ГУ МЧС России по Мурманской области, Администрация муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, ООО «Виком» (л.д. 16-18, 42-45).

В судебном заседании прокурор Попильнух А.В. на иске настаивала, ссылаясь на то, что требования заявлены в целях защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелии, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. С.Т.К. (по доверенности) направила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что основания для внесения спорного имущества в реестр федерального имущества отсутствуют. Указывает, что действующим законодательством полномочия по создания, сохранению и учету существующих объектов гражданской обороны, предназначенных для укрытия населения, отнесены, в том числе, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях. Ссылается на отсутствие правоустанавливающих документов на спорный объект, на неполноту необходимой информации, позволяющей внести сведения об объекте в реестр федерального имущества. Полагает, что заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку требования вытекают из публичных правоотношений, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных и иных публичных полномочий. В удовлетворении иска просит отказать (л.д. 27-32).

Представители третьих лиц ГУ МЧС России и ГУ МЧС России по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали. Б.А.А. (по доверенности) направила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что согласно журналу учета защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Мурманской области, защитное сооружение гражданской обороны № <данные изъяты> тип <данные изъяты> укрытие, расположенное по адресу: ..., а также по результатам инвентаризации ЗС ГО 2018 года признано бесхозяйным (собственник не установлен). Считает, что защитное сооружение гражданской обороны в силу прямого указания закона должно находиться в федеральной собственности и подлежит включению в реестр федерального имущества. Исковые требования прокурора поддерживает. Просила рассмотреть дело в отсутствие третьего лица (л.д. 22-23).

Представитель третьего лица Администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Т.К.Е. (по доверенности) направила отзыв на исковое заявление, указала, что исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, поддерживает. Просила рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 35-36).

Представитель третьего лица ООО «Виком» (организация, управляющая многоквартирным домом по адресу: ...), извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия в судебном заседании не принимал. П.М.А. (по доверенности) представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие в отсутствие представителя.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с преамбулой Федерального закона Российской Федерации <данные изъяты> настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Как следует из содержания статьи 2 Федерального закона <данные изъяты>, одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона <данные изъяты> федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В силу положений пункта 2 Порядка <данные изъяты> к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища и противорадиационные укрытия.

Из пункта 1.2 Правил <данные изъяты> следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ).

Согласно статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться только законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление от 27 декабря 1991 года № 3020-1).

В соответствии с пунктом 2 раздела 3 приложения <данные изъяты> объекты оборонного производства, в том числе защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 3 постановления <данные изъяты> определено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений от Верховных Советов, Совета народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, которые не указаны в приложениях 1 - 3 к указанному постановлению, следовательно, со дня вступления в силу этого постановления они стали относиться к федеральной собственности.

При этом в силу пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года № 468 утверждено Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, согласно пункту 4 которого территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 утверждено Положение об учете и о контроле за использованием федерального имущества (далее по тексту - Положение об учете и о контроле за использованием федерального имущества), в соответствии с пунктом 2 которого учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

В силу пункта 3 Положения об учете и о контроле за использованием федерального имущества объектом учета федерального имущества (далее - объект учета) является расположенное в том числе на территории Российской Федерации федеральное имущество - недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также жилые и нежилые помещения, машино-места и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимым вещам).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальные органы), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.

Ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации (пункт 16 Положения).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Оленегорска Мурманской области проведена проверка состояния защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на поднадзорной территории, в результате которой выявлены нарушения требования законов в сфере оформления прав на федеральное имущество - защитное сооружение гражданской обороны № <данные изъяты> - <данные изъяты> укрытие, расположенное по адресу: ....

Из акта комплексной проверки защитного сооружения гражданской обороны инвентарный № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оно не готово к приему укрываемых и не может быть использовано, необходим капитальный ремонт строительных конструкций и всех систем жизнеобеспечения. В настоящее время не используется (л.д. 11-12).

Согласно паспорту защитного сооружения № <данные изъяты>, составленному ДД.ММ.ГГГГ, акту комплексной проверки защитного сооружения гражданской обороны № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризационной карточке защитного сооружения № <данные изъяты>, защитное сооружение расположено по вышеуказанному адресу, убежище принято в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и не имеет балансодержателя, отсутствует лицо, ответственное за содержание объекта гражданской обороны, право собственности не оформлено, в настоящее время убежище не используется (л.д. 10, 11-12, 13-14).

Основные тактико-технические характеристики объекта: тип защитного сооружения – <данные изъяты>; общая площадь – <данные изъяты> кв.м, фактическая вместимость – <данные изъяты> человек; расположение объекта - подвальное помещение <данные изъяты> многоквартирного дома; класс убежища (группа укрытия) <данные изъяты> (л.д. 13-14).

Согласно сообщению МТУ Росимущества сведения о защитном сооружении гражданской обороны в реестре федерального имущества не учитываются и не учитывались, сведениями о правообладателе МТУ Росимущество не располагает (л.д. 27-32).

Из представленной ГОКУ «Центр технической инвентаризации», Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, администрацией города Оленегорска и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелии информации следует, что спорный объект в реестре муниципальной собственности не числится, не имеет собственника, правообладателя, в реестре федерального имущества не состоит, в пользовании каких-либо лиц не находится и по назначению не используется, на него не оформлено право муниципальной собственности (л.д. 62, 63).

Анализируя положения Федерального закона <данные изъяты>, с учетом требований Порядка <данные изъяты>, Правил <данные изъяты>, Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года №432, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», суд приходит к выводу о том, что спорное убежище, являющееся объектом гражданской обороны, относится к федеральной собственности в силу закона, в связи с чем должно быть включено в реестр федерального имущества.

Учитывая, что ответчик, являясь уполномоченным органом, не принял мер по включению объекта в реестр федерального имущества, что негативно сказывается на эффективности его использования для обеспечения безопасности граждан, в связи с чем прокурор обоснованно заявил требования в целях защиты прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий, а также террористической угрозы, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявленный прокурором срок для исполнения решения суда - в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу является разумным.

Названный срок установлен с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения.

В случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Требования обоснованно заявлены прокурором в порядке искового производства, поскольку не связаны с оспариванием действий (бездействия) органов государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковое заявление прокурора города Оленегорска к Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности по включению объекта гражданской обороны в реестр федерального имущества - удовлетворить.

Обязать Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу включить в реестр федерального имущества объект гражданской обороны – защитное сооружение № <данные изъяты> укрытие, расположенное по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста.

Судья              И.Н. Двойнишникова

2-399/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Оленегорска
Ответчики
МТУ Росимущества по Мурманской области и Республике Карелия
Другие
Главное управление МЧС России по Мурманской области
ООО "Виком"
Бобровская Анна Алексеевна
Главное Управление МЧС России
Администрация муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области
Суд
Оленегорский городской суд Мурманской области
Судья
Двойнишникова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
ole.mrm.sudrf.ru
13.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее