Решение по делу № 2-82/2016 (2-1903/2015;) от 01.10.2015

Дело № 2-82/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кетово 4 марта 2016 года

Кетовский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Шелепова С.А.,

при секретаре Шмакове Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации Кетовского района Курганской области, Улаеву Сергею Викторовичу, о постановления Администрации Кетовского района недействительными, признании договора аренды недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в суд с иском к Администрации Кетовского района Курганской области, Улаеву С.В., о признании постановления Администрации Кетовского района недействительным, признании договора аренды недействительным. В обоснование исковых требований указал, что в соответствии с постановлением Администрации Кетовского района от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кетовского района и Улаевым С.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1 200 кв.м. Участок в соответствии с договором предоставлен в пользование для садоводства. Истец полагает, что Администрация Кетовского района превысила свои полномочия, распорядившись имуществом, находящимся в федеральной собственности, так как данный участок сформирован из земель лесного фонда. В соответствии с Лесным кодексом границы земель лесного фонда определяются в лесоустроительной проектной документации. Принадлежность земельного участка к землям лесного фонда, предоставленного в аренду Администрацией Кетовского района Курганской области Улаеву С.В. подтверждается планово-картографическими лесоустроительными материалами, таксационным описанием Кетовского мастерского участка. Согласно Лесному кодексу лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Просит признать незаконным постановление Администрации Кетовского района от ДД.ММ.ГГГГ . Признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером площадью 1 200 кв.м.

Представитель истца, действующий на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование указал на доводы, изложенные в иске.

Ответчик Улаев С.В. и его представитель ФИО4 в судебном заседании возражали против исковых требований и пояснили, истцом не доказан факт того, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Представитель ответчика – Администрации Кетовского района, в судебное заседание не явилась. Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие. В ранее проведенных судебных заседаниях, возражала против исковых требований.

Представитель третьего лица – ГКУ «Курганское лесничество», в судебное заседание не явился. В ранее проведенном судебном заседании исковые требования поддерживала, выразила позицию по иску, аналогичную позиции истца.

Представитель третьего лица – ФГБУ ФКП Росреестра в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица – Управления Росреестра в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель третьего лица – Территориального управления Росимущества в Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

С учетом мнения сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГК РФ.

Заслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Кетовского района принято постановление «О предоставлении в аренду земельного участка для садоводства Улаеву С.В.» согласно которому последнему для садоводства предоставлен в аренду земельный участок площадью 1 200 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования Колесниковский сельсовет по адресу: <адрес> участок .

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Кетовского района и Улаевым С.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1 200 кв.м., расположенного по указанному выше адресу. Срок аренды – 49 лет.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Колесниковского сельсовета издано постановление «Об утверждении схемы расположения земельного участка», согласно которому утверждена схема расположения спорного земельного участка, предоставленного Улаеву С.В. в аренду.

Из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером следует, что границы указанного земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, что также подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъекта определены в ст. 81 - 83 Лесного кодекса.

При этом в п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ закреплено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение аукционов.

Согласно п. 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Департамент является исполнительным органом государственной власти Курганской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление, в сфере изучения, регулирования использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 301-304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 32, 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со ст. 301 ГК РФ, лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

В соответствии со ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу ст. 71 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда могут предоставляться гражданам, только в аренду и безвозмездное срочное пользование и не могут предоставляться в собственность гражданам.

Исходя из положений ст. 69 ЛК РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы, площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

В силу ст. 39 Федерального закона «О кадастре недвижимости», согласование местоположения границ производится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного использования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Предъявляя исковые требования, Департамент природных ресурсов указал, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, что подтверждается планово-картографическими лесоустроительными материалами и таксационным описанием Кетовского мастерского участка Кетовского участкового лесничества Курганского лесничества.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ.

Статьей 67 ЛК РФ установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Статьей 69 ЛК РФ установлено, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 4.4 названного Федерального закона предусмотрено, что в случае, если до ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно заключению ООО «ГИС-Сервис» по результатам судебной землеустроительной экспертизы надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания границ являются сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН). В ГКН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером . Сведения о границе земель лесного фонда в ГКН отсутствуют. В ходе экспертизы наложение границ земельного участка с кадастровым номером на земли лесного фонда не установлено.

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Доказательств того, что спорный земельный участок, образован из земель лесного фонда, истцом не представлено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доводы истца о том, что планово-картографическими лесоустроительными материалами и таксационным описанием Кетовского мастерского участка Кетовского участкового лесничества Курганского лесничества подтверждается факт образования спорного земельного участка из земель лесного фонда судом отклоняется, так как указанные документы, бесспорно не свидетельствуют об отнесении спорного земельного участка ответчика к землям лесного фонда, так как не содержат описания границ земель лесного фонда с привязкой к местности, и координат поворотных точек.

На основании ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Кроме того, согласно п. 57 Приказа Федерального Агентства Лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 516 «Об утверждении лесоустроительной инструкции», в местах выхода квартальных просек на границу лесничества, лесопарка устанавливаются лесоустроительные знаки (в том числе граничные квартальные столбы). На нижней щеке граничного квартального столба, расположенной по перпендикуляру к землям, на которых располагаются леса, делается надпись ЗЛФ (земли лесного фонда), или ЗООПТ (земли особо охраняемых природных территорий), или ЗНП (земли населенных пунктов), или ЗОБ (земли обороны и безопасности).

Доказательств наличия на спорном земельном участке граничных квартальных столбов не представлено.

Определить, имеется ли наложение границ земельного участка, принадлежащего ответчикам, на земли лесного фонда, по мнению суда, не представляется возможным в связи с тем, что невозможно определить границы лесного фонда на местности ввиду отсутствия каких-либо документов, подтверждающих проведение кадастровых работ по установлению границы лестного фонда, в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая заключение эксперта, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначалась судебная землеустроительная экспертиза, оплата которой возлагалась на истца.

Стоимость экспертизы, согласно представленной ООО «ГИС-Сервис» смете составила 30 000 рублей. Оплата истцом не произведена.

Согласно п. 3 ст. 95 ГПК РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.

На основании изложенного с Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в пользу ООО «ГИС-Сервис» надлежит взыскать 30 000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Администрации Кетовского района Курганской области, Улаеву Сергею Викторовичу, о постановления Администрации Кетовского района недействительными, признании договора аренды недействительным, отказать.

Взыскать с Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области в пользу ООО «ГИС-Сервис» 30 000 рублей в качестве оплаты за проведение экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение составлено 9 марта 2016 года.

Судья С.А. Шелепов

2-82/2016 (2-1903/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области
Ответчики
Улаев С.В.
администрация Кетовского района
Другие
филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата"
ТУ Росимущество в Курганской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области
ГКУ "Курганское лесничество"
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Дело на странице суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
01.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2015Передача материалов судье
02.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2015Подготовка дела (собеседование)
19.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2015Судебное заседание
30.11.2015Судебное заседание
18.12.2015Судебное заседание
03.03.2016Производство по делу возобновлено
04.03.2016Судебное заседание
09.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее