ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Республика Бурятия, г.Улан-Удэ,
ул. Коммунистическая, 51
04RS0007-01-2020-005875-12
Судья Кудряшова М.В., № 12-518/2020
Дело № 21-479 пост. ...
Р Е Ш Е Н И Е
24 декабря 2020 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., рассмотрев жалобу начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенова Б.Ц. на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 ноября 2020 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,
установил:
постановлением начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 1 октября 2020 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее также – Минсоцзащиты РБ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 ноября 2020 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ Цыбенов Б.Ц. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание представитель Минсоцзащиты РБ Энкеева Д.Б. и начальник Отделения судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ не явились, о рассмотрении дела надлежаще извещены.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Как усматривается из материалов дела, постановлением должностного лица Отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ Минсоцзащиты РБ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе от 18 июня 2020 года, выданном Железнодорожным районным судом г.Улан-Удэ по гражданскому делу на основании судебного акта от 17 марта 2020 года, вступившего в законную силу, требования об обязании министерства предоставить ФИО1., относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в требовании от 12 августа 2020 года после вынесения в тот же день постановления о взыскании исполнительского сбора.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что в действиях Минсоцзащиты РБ отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены по независящим от должника обстоятельствам.
Такой вывод следует признать правильным.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, статьей 26.1 названного Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» (далее - Закон Республики Бурятия от 11 октября 2012 года № 2897-IV), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Статья 9 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 года № 2897-IV предусматривает, что гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные настоящим Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.
На основании постановления Правительства Республики Бурятия от 14 марта 2014 года № 107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)» исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот, определено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
Согласно Закону Республики Бурятия от 14 декабря 2019 года № 678-VI «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия (статья 11 данного Закона).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 декабря 2019 года № 691 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 14 марта 2014 года № 107 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан» предусмотрены денежные средства из республиканского бюджета на 2020 год в сумме 184 924,4 тыс. рублей на предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
18 декабря 2019 года Минсоцзащиты РБ заключило Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений № 073-09-2020-467; сумма федеральной субсидии определена в размере 236 184,0 тыс. руб., минимальная сумма софинансирования 15 075, 574 тыс. руб., общая сумма - 251 259, 574 руб.
27.12.2019 г., 30.01.2020 г., 05.02.2020 г., 18.02.2020 г., 16.03.2020 г., 03.06.2020 г., 23.06.2020 г. направлены письма в Министерство строительства коммунального комплекса Республики Бурятия о потребности по предоставлению иных благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Бурятия, в целях исполнения решений по предоставлению благоустроенных жилых помещений, попросили в кратчайшие сроки организовать работу по формированию специализированного жилищного фонда.
С учетом приведенных обстоятельств, вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии объективных препятствий в своевременном исполнении должником требований исполнительного документа, обусловленных отсутствием сформированного специализированного жилищного фонда, недостаточным финансированием из республиканского бюджета.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание изложенное, вина Минсоцзащиты РБ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отсутствует.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело. Таким случаем в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По результатам рассмотрения настоящей жалобы указанных обстоятельств не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13 ноября 2020 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Назимова П.С.