Дело № 2а-149/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Глядянское Притобольного района 20 августа 2019 г.
Притобольный районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,
при секретаре Корюковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области о возложении обязанности организовать централизованное водоснабжение питьевой водой,
У С Т А Н О В И Л:
Кетовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области (далее по тексту Роспотребнадзор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области о возложении обязанности организовать централизованное водоснабжение питьевой водой, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с п.3 ст. 19 «Санитарно- эпидемиологическим требованиям к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно – бытовому водоснабжению», Федеральному закону от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Специалистом Роспотребнадзора на основании информации администрации Глядянского сельсовета установлено, что водоснабжение жителей <адрес>, численностью <данные изъяты> чел., осуществляется гарантирующей организацией МУП «Притоболье», с использованием централизованной системы водоснабжения, абонентам подается техническая вода. Нецентрализованная система холодного водоснабжения имеет 2 источника холодного водоснабжения на <адрес>. В <адрес>, численностью 304 чел. и в д. Арсеновка, численностью 365 чел. отсутствует централизованное водоснабжение, население пользуется личными колодцами и скважинами. Бездействие ответчика выражается непринятием мер по организации питьевого водоснабжения для населения. Техническая вода не предназначена для питья, приготовления пищи и других хозяйственно- бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции. Таким образом, ответчик формально выполнил свои обязанности по организации водоснабжения населения, однако зная, что подается техническая вода, не предпринял меры по организации питьевого водоснабжения <адрес>. В населенных пунктах <адрес> и д. Арсеновка требования федерального закона проигнорированы и никак не организовано водоснабжение жителей, опираясь на наличие у жителей собственных колодцев и скважин. При использовании населением технической воды вместо питьевой, может возникнуть ситуация с массовым инфекционным либо неинфекционным заболеванием людей, при проведении гигиенических процедур могут возникнуть аллергические реакции. Абоненты, вынуждены пользоваться технической водой, что создает угрозу возникновения вреда жизни и здоровья граждан. Просит возложить на администрацию Глядянского сельсовета обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать централизованное водоснабжение питьевой водой надлежащего качества в <адрес>, до момента подачи питьевой воды надлежащего качества абонентам с помощью централизованной системы водоснабжения, организовать подвоз питьевой воды надлежащего качества населению <адрес>, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей; организовать водоснабжение жителей д. Арсеновка, <адрес>.
Представитель административного истца - Осипова Н.Н.( доверенность № 18 от 28.01. 2019г., диплом о высшем юридическом образовании), иск поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – заместитель главы администрации Глядянского сельсовета Притобольного района Меньшиков А.В., исполняющий обязанности главы Администрации Глядянского сельсовета, иск не признал и показал, что полномочия по централизованному водоснабжению с.<адрес> переданы в Администрацию Притобольного района. Скважины, водонапорные башни, насосы и водопровод находятся в собственности Муниципального образования - Притобольный район. В д.<адрес>, пос. <адрес> централизованного водоснабжения нет, нет также колодцев, находящихся на балансе сельсовета.
Представитель заинтересованного лица МУП «Притоболье» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок.
Представитель заинтересованного лица, администрации Притобольного района- глава Притобольного района- Лесовой Д.Ю. в возражение требованиям, показал, что расположенные в селе Глядянское скважины, водонапорные башни, насосы и водопровод находятся в собственности Муниципального образования Притобольный район. По договору данное оборудование закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП « Притоболье», которое, находится в стадии банкротства до мая 2020г. На основании соглашения с Администрацией Глядянского сельсовета, Администрации Притобольного района переданы полномочия по централизованному водоснабжению <адрес>, централизованного водоснабжения в д. Арсеновка, <адрес> не имеется. В этих населенных пунктах люди пользуются водой из собственных колодцев и скважин. В целях централизованного водоснабжения, Администрацией района подготовлена предпроектная документация о постройке водопровода в д. Арсеновкая, <адрес>, но ввиду значительной стоимости данного проекта, Правительством Курганской области реализация проекта приостановлена для изыскания возможности удешевления проекта. Со стороны администрации Притобольного района меры по обеспечению централизованной подачи питьевой воды жителям сел, входящим в состав МО Глядянский сельсовет, предпринимаются. Для обеспечения детских садом и школы питьевой водой, в данных образовательных учреждениях имеются скважины, кроме того, с МУП « Притоболье» заключены договоры о подаче технической воды.
Ввиду надлежащего извещения о дате, месте и времени судебного заседания заинтересованного лица МУП « Притоболье», явка которого не признана судом обязательной, суд определил, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п.2 ст. 40 Закона РФ « О защите прав потребителей», государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга потребителей.
В силу ст.46 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавца противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Согласно п.1 Положения «О федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 322, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Приказом № 63 от 27.08.2018г. утверждено Положение о территориальных отделах, согласно которому полномочия в сфере защиты прав потребителей на территории Притобольного района передано Кетовскому территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Курганской области.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации, закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона, к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений», за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, водоснабжение жителей <адрес>, осуществляется гарантирующей организацией МУП «Притоболье», с использованием централизованной системы водоснабжения абонентам подается техническая вода.
В <адрес>, численностью 304 чел. и в д. Арсеновка, численностью 365 чел. отсутствует централизованное водоснабжение, население пользуется личными колодцами и скважинами. Общественные колодцы отсутствуют.
Согласно договору по оказанию услуг по водоснабжению юридическим лицам от 09.01.2019г., МУП « Притоболье» предоставляет услуги по холодному водоснабжению технической воды.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей по охране здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 9 ст. 7 данного Закона, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п. 18 ст. 2).
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу п. 24 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ, техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
Согласно соглашению №90 от 29.11. 2005г., Администрация МО Глядянский сельсовета передала полномочия по осуществлению организации в границах поселения централизованного, спутникового тепло- и водоснабжения населения - Администрации МО Притобольный район.
Принадлежность МО Притобольный район- 4-х водонапорных башен, скважин, водяных насосов и водопроводов, расположенных в <адрес>, подтверждено распоряжением от 8.07. 2011г., договором от 28.07.2011г., инвентарной описью от 11.02.2019г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП « Притоболье».
Таким образом в судебном заседании установлено, что не оспорено административным истцом, на территории <адрес> имеется централизованный водопровод, поставляемая вода по централизованному водопроводу является технической водой, полномочия по централизованному водоснабжению жителей села Глядянское и организаций, расположенных в <адрес> передано Администрации Притобольного района, в муниципальной собственности которой находятся скважины, водонапорные башни, насосы и водопровод, в связи с чем, оснований для возложения на административного ответчика – Администрацию Глядянского сельсовета, обязанности организовать централизованное водоснабжение питьевой водой надлежащего качества в <адрес>, а также возложение на административного ответчика обязанности вплоть до момента подачи питьевой воды надлежащего качества абонентам с помощью централизованной системы водоснабжения, организовать подвоз питьевой воды надлежащего качества населению <адрес>, в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, у суда не имеется.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на территории д. Арсеновка, <адрес>, централизованное водоснабжение отсутствует, отсутствует в данных населенных пунктах и общественные источники питьевого водоснабжения, обязанность по водоснабжению данных населённых пунктов лежит на органе местного самоуправления- Администрации Глядянского сельсовета, в связи с чем, исковые требования в части возложения на Администрацию Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области обязанности по организации водоснабжения жителей д. Арсенока, <адрес> сельсовета Притобольного района Курганской области, подлежит удовлетворению.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что материалами дела достоверно подтверждено, что администрацией Глядянского сельского совета не организовано водоснабжение населения <адрес> и д. Арсеновка в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством РФ, не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья, создает угрозу их жизни и здоровья.
Истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 01.10.2019г.. С учетом даты обращения административного истца с административным иском в суд, что делает невозможным исполнение решения суда, учитывая характер возложенных обязанностей, особенности условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 01.06.2020 года.
.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Глядянского сельского совета Притобольного района Курганской области о возложении обязанности организовать централизованное водоснабжение питьевой водой, удовлетворить частично.
Обязать администрацию Глядянского сельсовета Притобольного района Курганской области в срок до 01.06. 2020г. организовать водоснабжение жителей д. Арсеновка, пос. Сосновый, Притобольного района Курганской области.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Притобольный районный суд Курганской области.
Председательствующий судья : М.Н.Трифонова