27 февраля 2020 года п. Коноша
Коношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Красова С.С.,
при секретаре Ширяевской В.А.,
с участием истца Гладышевой Е.В.,
представителя истца Костив А.Ю.,
представителя ответчика Головиной Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гладышевой Е.В. к администрации МО «Коношский муниципальный район» и Министерству строительства и архитектуры Архангельской области об обязании предоставить государственный жилищный сертификат для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на состав семьи 3 человека,
УСТАНОВИЛ:
Гладышева Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «Коношский муниципальный район» и Министерству строительства и архитектуры Архангельской области об обязании предоставить государственный жилищный сертификат для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на состав семьи 3 человека.
В обоснование иска истец указала, что постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № она поставлена на учет граждан для получения государственного жилищного сертификата для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в составе семьи 4 человека: П.А. (супруг, который скончался ДД.ММ.ГГГГ); Л.П. (дочь) и И.А. (внук). В 2017 году ей установили инвалидность. Однако до настоящего времени жилье не предоставлено.
Истец Гладышева Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что по ее мнению ей должны были предоставить государственный жилищный сертификат в 2019 году, и она опасается, что в 2020 году ей также его не предоставят.
Представитель истца Костив А.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МО «Коношский муниципальный район» Головина Т.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Гладышева Е.В. поставлена на учет граждан для получения государственного жилищного сертификата для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей как пенсионер. ДД.ММ.ГГГГ Гладышева Е.В. по её заявлению перемещена в список инвалидов <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ от Гладышевой Е.В. поступило заявление о включении её в список для получения сертификата в 2019 году. Но включить её в список для получения сертификата на 2019 год не представлялось возможным, так как заявление поступило не в установленный срок. Поэтому ответчик включил Гладышеву Е.В. в список на 2020 год.
Представитель ответчикаМинистерства строительства и архитектуры Архангельской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве указал, что учитывая заявительный характер включения в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, в соответствующий сводный список на 2019 год Гладышева Е.В. не вошла, в связи с отсутствием заявления. Истец имеет право на получение сертификата исключительно в порядке своей очередности.
Третьи лица Л.П. и И.А. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей установлено Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан), а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения условий, указанных в настоящей части, исходя из первоначальной очередности для этой категории.
В силу статьи 3 названного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.
Согласно статьям 39, 40 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (принят Архангельским областным Собранием депутатов 20.09.2005) органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделены государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии постановлением Правительства РФ от 12 октября 2017 г. N 1243 "О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации" с 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрировались в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Ведомственная целевая программа), установлены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила).
Согласно пункту «з» части 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление об участии в Ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и предоставляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Министерства и строительства Архангельской области от 22.12.2017 № 9-п утвержден Порядок формирования и утверждения сводных списков граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в планируемом году в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Архангельской области.
Согласно пункту 4 указанного порядка сводный список получателей сертификатов формируется в пределах средств федерального бюджета на планируемый год, предусмотренных для Архангельской области на предоставление социальных выплат для приобретения жилого помещения, и утверждается в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Как следует из материалов дела, Гладышева Е.В. обратилась в администрацию МО «Коношский муниципальный район» с заявлением ДД.ММ.ГГГГ о включении её в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлением главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан для получения государственных жилищных сертификатов для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» Гладышева Е.В. была поставлена на учет граждан для получения государственных жилищных сертификатов для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, как пенсионер. Состав семьи 4 человека.
ДД.ММ.ГГГГ Гладышева Е.В. обратилась в администрацию МО «Коношский муниципальный район» с заявлением о перемещении её из общей очереди в льготную очередь, как инвалид, предоставив справку МСЭ -2015 № об установлении второй группы инвалидности.
Протоколом заседания рабочей группы по уточнению списков граждан, состоящих на учете для получения государственных жилищных сертификатов в связи с выездом с территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ Гладышева Е.В. перемещена в список инвалидов <данные изъяты> с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи три человека.
В целях подтверждения статуса инвалида для первоочередного предоставления жилищной субсидии Гладышева Е.В. предоставила в администрацию МО «Коношский муниципальный район» справку МСЭ -2015 № от ДД.ММ.ГГГГ и справку МСЭ-2017 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где Гладышева Е.В. числилась под номером 42 в списке инвалидов <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ от Гладышевой Е.В. в администрацию МО «Коношский муниципальный район» поступило заявление о включении её в список для получения сертификата в 2019 году.
На основании её заявления от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Коношский муниципальный район» включила Гладышеву Е.В. в список граждан- участников Ведомственной целевой программы на 2020 год в список инвалидов под номером 1. Дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Гладышевой Е.В. было разъяснено то, что она включена в список на получение сертификата на 2020 год, что подтверждается письмом администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, исх. №.
На основании списка, полученного от администрации МО «Коношский муниципальный район», Гладышева Е.В. включена в сводный список граждан, подтвердивших свое участие в программе в 2020 году, утвержденный Министерством строительства и архитектуры Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ. Гладышевой Е.В. присвоен №, дата постановки на учет -ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом заседания рабочей группы по уточнению списков граждан, состоящих на учете для получения государственных жилищных сертификатов в связи с выездом с территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностей от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что перемещение Гладышевой Е.В. в список инвалидов <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ было выполнено с нарушением статьи 2 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, предусматривающей перемещение в другую категорию с момента наступления у гражданина права. Принято решение переместить Гладышеву Е.В. в список инвалидов <данные изъяты> с даты установления <данные изъяты> инвалидности (ДД.ММ.ГГГГ), внести изменения о дате постановки на учет Гладышевой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ в список инвалидов <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, внести изменения в сводный список граждан - участников на 2020 год в список инвалидов <данные изъяты>
На основании ходатайства администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № распоряжением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р внесены изменения в сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе на 2020 год. С учетом внесенных изменений Гладышева Е.В. находится в очереди под номером 325, дата постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств нарушения либо угрозы нарушения на момент обращения в суд своих прав истцом не представлено.
В силу вышеприведенных норм закона включение в список граждан, подтвердивших свое участие в Ведомственной целевой программе в планируемом году, носит заявительный характер.
Из исследованных судом доказательств следует, что с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата Гладышева Е.В. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем на основании пункта 24 Правил была включена в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе на 2020 год. Ранее таких заявлений от Гладышевой Е.В. не поступало, оснований для включения ее в сводный список на 2019 год не имелось и соответственно обязанность по предоставлению ей государственного жилищного сертификата у ответчиков не наступила.
В судебном заседании не установлено фактов несоблюдения ответчиками требований Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Правил в отношении Гладышевой Е.В.
Фактически требования истца направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, однако ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, ни Правила не предусматривают внеочередного порядка предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, а напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности. Таким образом, истец имеет право на получение сертификата исключительно в порядке своей очередности при наличии заявления и соблюдении пункта 44 Правил (полного предоставления необходимых документов).
Таким образом, исковые требования Гладышевой Е.В. к администрации МО «Коношский муниципальный район» и Министерству строительства и архитектуры Архангельской области об обязании предоставить государственный жилищный сертификат для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на состав семьи 3 человека, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гладышевой Е.В. к администрации МО «Коношский муниципальный район» и Министерству строительства и архитектуры Архангельской области об обязании предоставить государственный жилищный сертификат для выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на состав семьи 3 человека - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Коношский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.С. Красов